День H или Dagen H (от
швед. Högertrafik - правостороннее движение) - дата перехода
Швеции с
левостороннего на правостороннее автомобильное движение
3 сентября1967 года.
К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной
Европе, использующей левостороннее движение. Все соседние
скандинавские страны (
Дания,
Финляндия,
Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с
Норвегией. Более того, бо́льшая часть шведских
автомобилей была оборудована левым рулём.
На референдуме
1955 года по вопросу смены стороны движения всего лишь 15 % участников высказались за переход. Тем не менее, в
1963 году шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission), которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода.
Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые
дорожные знаки и
светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих
перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Отдельную проблему представлял собой
общественный транспорт: шведские
автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.
День H был назначен на 5:00 в воскресенье,
3 сентября1967 года. В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после Дня H наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.
http://ru.wikipedia.org/wiki/День_H