Золотая медаль для непоседы

Jun 12, 2012 12:09





Родительское собрание в 5 «А» только что закончилось. Классный руководитель - Мария Ивановна -  обратилась к маме одного из детей, Васи, попросила ее остаться.

- Ваш мальчик слишком подвижный, не усидит на месте, - начала Мария Ивановна разговор.

- Да он с детства такой непоседа, - ответила мама Васи.

- Учится он неплохо, но можно бы и получше. Усидчивости ему не хватает. И знаете еще что - только между нами…

Мама Васи побледнела и сжала в руках носовой платок.

- Он другим детям конфеты и жвачки продает! Это в пятом-то классе! Вы что, денег карманных ему недостаточно даете?

Мать Василия отвела глаза.

- Достаточно даем… Даже не знаю, в чем тут дело. Он и дома непоседливый, всё бегает да по деревьям с друзьями шастает. Но чтобы торговал… Вот вы, как педагог с тридцатилетним стажем, скажите мне, что с ним делать?

- Я, конечно, советовать не могу, но скажу - будьте с ним построже. Отца подключите, в конце концов. И отведите к врачу, может таблеток пропишет, чтоб поспокойнее был.  Вот вам телефон.

Мать Васи вернулась домой с неважными новостями. Подошла к мужу, тот сидел за кухонным столом и чинил соковыжималку.

- Андрей, только ты не нервничай, про Васю нашего говорили сегодня в школе. Учительница заметила, что он спекулирует, сладости детям продает, да и непоседливый, мог бы лучше учиться…

- А чего мне нервничать. В моей семье еще спекулянтов не было. Взрослый он больно стал. Ремня пора ему дать.

- Андрей, может не надо ремня… Учительница сказала, можно к врачу, таблетки пропишут…

- Хочешь - веди к врачу, а я вижу, что пора ему мужского воспитания попробовать, а то всё бабские штучки - таблетки, да нюни распускать.

Незавидна судьба Васи, не так ли? Он - подвижный, живой мальчик, имеющий, к тому же, предпринимательскую жилку. А его хотят, во-первых, воспитывать ремнем, во-вторых - заглушить его природные свойства лекарствами. Конечно, и учительница с тридцатилетним стажем, и отец Васи видят ситуацию через себя. Как их воспитывали, так и они будут воспитывать. В случае с Василием такое воспитание крайне губительно отразится на нём.

Давайте разберемся. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана, Вася - яркий представитель ребенка с проявленным кожным вектором. Такие дети непоседливы. Они могут одновременно делать много дел, многое успевать, но к качеству не стремятся. Идеально выполнить какое-либо дело - это не самоцель для них. Если поручить кожнику уборку - он её сделает, но не будет стремиться вытереть пыль на всех дальних полках и отодвинуть кровать, чтобы за ней пропылесосить. Как же быть? Можно подумать, что кожник обречен, например, на среднюю успеваемость в школе. Но это не так. Всё дело в правильном подходе к нему.

Разумные ограничения - путь к успеху

Дети с кожным вектором прекрасно воспринимают запреты и ограничения в качестве воспитательной меры. Надо наказать кожного ребенка? Ограничьте его. Например, провинился - вечером не идешь гулять.

Если вы что-то ему запрещаете - не ограничивайтесь кратким «нельзя, потому что я так сказал» - объясните ему подробно - почему нельзя. Дело в том, что кожные дети - прирожденные лидеры - при правильном развитии и при правильно построенной системе ограничений они смогут, в будущем, руководить другими людьми.

Если рассматривать иерархию современной компании, то вершина иерархии для кожника - не президент, а один из высших менеджеров. Он отлично воспринимает иерархические отношения, умеет организовать других и правильно воспринять команды «сверху». Если пойти дальше - в наиболее развитом и реализованном состоянии кожник, во взрослой жизни, предстает перед нами в виде законотворца. Обратная сторона - недостаточное развитие и реализация - вор, нарушитель закона.
Договор с ребенком

С кожным ребенком можно и нужно договариваться. И не считайте «договор» с ребенком чем-то противоестественным. Например, из него вполне можно сделать отличника. Но ни в коем случае не жёсткими мерами. Они, без преувеличения, искалечат ребенку жизнь.

Если вы хотите, чтобы ребенок, который может учиться на отлично, но из-за своей чрезмерной подвижности, неусидчивости, этого не делает, стал бы, всё же, отличником. Оцените обстановку и продумайте систему материальных поощрений для такого ребенка. Классический пример - окончишь четверть на пятерки - получишь велосипед.
Включите фантазию. Например, таким стимулом может быть банковский счет, на который при успешном окончании четверти попадёт энная сумма, что, в конце года даст, например, тот же велосипед, а при неуспешном - что-то с этого счета снимется. Подобный подход больше хорош для мальчиков. Девочкам (позволю себе заглянуть в темы будущих публикаций), в частности - кожно-зрительным девочкам - подарком к концу успешно завершенного учебного года может стать прекрасный фотоаппарат и путешествие куда-нибудь в заморские страны. Важно, чтобы ребенок чувствовал, как его труд постепенно превращается в нечто такое, чего ему хочется. Он будет учиться не ради пятёрок и не ради похвалы, а ради того осязаемого и оцениваемого им результата, который получит за хорошую учёбу.

Хотите, чтобы ваш непоседа получил золотую медаль? Придумайте ему соответствующую систему поощрений. И он её получит.

Кроме того, кожного ребенка важно приучить к дисциплине (он прекрасно ее воспринимает), к режиму дня, занять его спортом. Например - бегом.

Ужасные последствия ремня

Жёсткие меры воспитания (ремень, как мы поняли из разговора родителей Василия) приведут к ужасным последствиям. Любым детям битьё противопоказано, но на разных детях оно отражается по-разному. Наш Вася, если его начнут бить, будет воровать. Таким образом он выполняет архетипичную функцию обладателей кожного вектора. За подробностями обращайтесь в библиотеку портала http://www.yburlan.ru.

Кража - сначала мелкая, потом, если привыкнет - покрупнее - помогает ему получить чувство защищенности, сбалансировать биохимию головного мозга. Если ребенок не чувствует защищенности, комфорта, в семье (а битьё кожного ребенка - верный способ добиться такого дискомфорта для него) - он попытается выровнять своё состояние. Кожник будет воровать. Один из примеров такого поведения приведен в этой заметке.

Учительнице - педагогу старой закалки, да и родителям, могут показаться ненормальными «спекулятивные» наклонности сына. В данном случае здесь нет ничего противоестественного. Кожники такие по природе, и если он в пятом классе уже занялся предпринимательством - подумайте - как поддержать эту его склонность. Например, сейчас постоянно проводятся всяческие конкурсы бизнес-проектов для детей - направьте его в правильное русло. Подготовьте вместе с ним бизнес-план. А если этот проект выиграет какой-нибудь грант на развитие - это будет потрясающим вкладом (и в прямом и в переносном смысле) в развитие вашего ребенка. При правильном подходе из него вполне может вырасти замечательный бизнесмен.

Идея накачать ребенка успокоительными - это идея ужасная. Никакой пользы от этого не будет. Ребенка нужно понять и правильно к нему относиться, а таблетками делу не поможешь.

Выводы

Итак, к чему мы пришли в итоге. Кожные дети прекрасно воспринимают разумные ограничения. С ними можно договариваться, создавая некую систему материальных поощрений. Если вы будете соблюдать договор - ребенок тоже будет делать то, о чем вы договорились. При правильном подходе из ребенка вырастет отличный бизнесмен, менеджер, военный, он прекрасно будет встраиваться в любую иерархию взаимоотношений. При неправильном воспитании мы получим вора, мазохиста, неудачника. И если вы - родитель кожного ребенка - подумайте - кем вы хотите его видеть и сделайте правильный выбор.

Здесь мы говорим лишь о некоторых особенностях, которыми наделяет ребенка кожный вектор. Эти особенности являются базовыми при воспитании таких детей, но очень интересно влияют на них другие вектора. Например, кожно-зрительные мальчики (и девочки) - это совершенно особые дети. О таких детях мы поговорим в будущих публикациях.

Уважаемые читатели. А что вы можете сказать о воспитании таких детей?
Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Первоначально опубликовано здесь.

системно-векторная психология, воспитание детей, кожный вектор, Юрий Бурлан, воровство

Previous post Next post
Up