Иногда в новостных лентах мелькают невероятные сообщения о людях, забытых в огне и об откровенно странном поведении погорельцев. Вот некоторые из таких сообщений:
Гражданский муж забыл о сожительнице, которая, в результате, сгорела на пожаре. Спасая вещи, мужчина забыл вызвать пожарных. Трое взрослых забыли о малыше. Отец забыл в горящей квартире сына. Очевидно, люди спасали самое ценное. Кто-то может возмутиться сейчас: «А разве ребенок, или женщина, с которой живешь - не самое ценное?». Новости с пожаров дают однозначный ответ на этот вопрос: «Нет». А почему так происходит? Мне это стало понятным после занятий
системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Сейчас я хочу поделиться этим открытием с вами.
Почему?
Почему меня заинтересовали именно пожары? Потому, что у человека, почувствовавшего запах дыма или завидевшего пламя в квартире, обычно есть считанные секунды на действия. И нередко его решение оказывается совершенно парадоксальным для стороннего наблюдателя. Очевидно, люди спасают то, о чём им не надо вспоминать, то, потеря чего особенно болезненна для них. Болезненна на подсознательном уровне.
Сверхстресс, который испытывает человек, столкнувшийся в своей квартире с огненной стихией, заставляют его забыть обо всём, кроме выживания, включает первобытные, глубинные механизмы. Эти механизмы отвечают за спасение человека и за спасение того, что представляет для него подсознательную ценность. Об общественных и культурных ценностях в такой момент многие просто забывают. При этом разные люди держат стресс по-разному. Если человеку удаётся выдержать стресс - всё может происходить более-менее нормально. Такой человек не забудет о близких. А вот если человек не держит стресс - именно в такой ситуации он может забыть о родных и близких.
Как можно забыть дома ребенка, женщину, с которой живешь? Обратите внимание - в одной из новостей идет речь о мужчине, который, даже выбравшись из горящего дома, забыл сказать спасателям о женщине, которая погибала в огне. Казалось бы - ему уже ничего не угрожало, он одним лишь словом мог бы спасти ей жизнь. Но стресс, только что пережитый страх за себя, заставили его забыть о ней.
Кто же они?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, взглянем в далёкое прошлое человека.
В первобытной стае были люди, которые, в силу своих природных свойств, особенно ревностно относились к материальным ценностям. Главной проблемой, стоявшей перед человечеством в те времена, была проблема выживания. Природа дала человеку воздух - чтобы дышать, воду - чтобы пить, и за эти блага сражаться ему не приходилось. А вот пища была тем ресурсом, от которого напрямую зависело выживание вида, и добыча которого превращалась в важнейшую для стаи задачу.
А что если часть добытой пищи сэкономить? Сберечь? Именно эти люди подали идею создания запасов пищи. Эти же люди особенно страдали, если с запасами что-нибудь приключалось. Даже если еды было вдоволь.
Природа устроена мудро - не будь у стаи запасов пищи, она была бы обречена на голодную смерть в неблагоприятные для охоты времена. А значит - вряд ли человечество смогло бы развиться до сегодняшнего уровня.
Это люди - обладатели
кожного вектора. В наше время человечество в своём развитии ушло далеко вперед, но в глубине каждого, в его подсознании, всё еще живут те простые первобытные желания, которые в прошлом позволяли человечеству выживать. Эти желания, скрытые в психическом, обрастают приемлемыми в современном обществе объяснениями и позволяют людям вполне гармонично вписываться в жизнь наших дней.
Так, современный обладатель кожного вектора - это человек, который знает цену деньгам, который способен искать и находить выгоду в различных делах. В лёгком, но затяжном стрессе, он способен собирать у себя в квартире всякие ненужные, на первый взгляд вещи. Он не понесет на свалку отживший своё телевизор. Он поставит его на балконе, укроет целлофановой плёнкой, и будет отслужившая своё техника занимать место и собирать пыль, принося этому человеку некоторое облегчение.
Когда речь идёт о потерях, для обладателя кожного вектора характерна одна особенность, отличающая его от прочих. В его подсознании потерянный кошелёк отзывается большим чувством утраты, большим страданием, чем, например, смерть знакомого.
Умом он может понять, что смерть - это реальная, невосполнимая потеря, а имущество - потеря нереальная. Только в подсознании обладателя кожного вектора нереальные потери невосполнимы. В итоге, пресловутый потерянный кошелек еще долго будет заставлять его вздыхать и упрекать себя, так как для его подсознания кажется невосполнимой потерей.
Мы не можем говорить, что каждый обладатель кожного вектора, попади он в экстремальную ситуацию, забудет обо всём и будет спасать вещи. Но никто не застрахован от подобного.
Как еще действуют люди?
Сверхстресс выявляет глубинные особенности, характерные не только для обладателей кожного вектора. Например, человек, имеющий анальный вектор, в экстремальной ситуации, в первую очередь, подумает о близких. А вот о документах и деньгах может напрочь забыть.
В древние времена такие люди отвечали за охрану пещеры. Высшая, глубинная ценность для мужчин - обладателей анального вектора - семья, дети, женщина, с которой они живут.
Анекдотичным может выглядеть поведение в экстремальных ситуациях людей, обладающих зрительным вектором. Они способны создавать эмоциональную связь буквально со всем и со всеми вокруг. С людьми, с растениями, с домашними животными. В экстремальной ситуации такой человек вспомнит о людях, которые дороги ему, а потом будет вытаскивать из огня горшок с любимым кактусом, попугаев, хомяков, черепах. Он тоже может начисто забыть о материальной стороне вопроса.
Что я однажды спас от пожара
Сильные стрессы способны заставить человека вести себя так, как он и сам не ожидает. В итоге случаются трагедии и анекдоты. Однажды я попал в похожую ситуацию.
В подъезде дома, где я жил, начался пожар. Из-за металлической двери в квартиру потянуло едким черным дымом. Дверь начала нагреваться. Дело было на пятом этаже, днём, всё говорило о том, что огонь вполне может перекинуться на квартиру. Там тогда был я, мои друзья, да хомяк с попугаем. Надо было спасаться - хватать за минуту-другую самое ценное и уходить на балкон. Иначе были все шансы задохнуться, а то и сгореть.
Когда, выбравшись на балкон, мы начали делиться впечатлениями и разглядывать то, что спасли из задымлённой квартиры, мой выбор показался всем, да и мне тоже, удивительно нелогичным. Они взяли с собой документы и деньги. Я же спас, действуя на автомате, лишь пару домашних питомцев. Будь тогда дома моя супруга - на первый план вышла бы она, следом пошли бы животные. Я и сам тогда удивлялся - почему не вспомнил про документы? Только теперь мне вполне понятно - почему.
Есть ли компромисс?
Сегодня, обладая системным пониманием своей природы, зная причины и особенности собственного поведения в экстремальной ситуации, я чётко вижу - случись со мной что-то подобное, первой реакцией будет то же самое - спасти семью и тех, к кому я эмоционально привязан.
А когда все окажутся в безопасности, стресс не выветрит из моей головы мысль о документах и деньгах.
Точно так же, системно понимающий себя обладатель кожного вектора никогда не забудет в огне жену и детей.
Заметка написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.