Помнится, в 2002-м году я написал манифест под девизом "Доколе?". И даже депутату от Запчел его донес из серии "давайте двигать". Но то ли депутат бартерный оказался, то ли всем у нас на это наплевать...
Еще одна попытка. Размещу-ка я его щас в своем жж!
Предложение по защите русского языка в Латвии
Рига, 18.11.2002.
Уважаемые дамы и господа!
За время независимости Латвии в стране было создано все для того, чтобы защитить латышский язык, но практически ничего для того, чтобы заботиться о втором по численности говорящих языке народов Латвии - русском. Государственная программа предусматривает наличие карательных институтов в лице Центра государственного языка, в чьи полномочия входит не просто обучение латышскому языку нацменьшинств, но и административный контроль знаний. Так, лица, не имеющие разрешения Центра в виде удостоверения о сдаче госязыка, не могут устроиться на работу, а на частное предприятие, руководитель которого не владеет госязыком, может быть наложено административное взыскание. Дискриминации на законодательном уровне подвергаются частные электронные средства массовой информации, вещающие для русских и на русском языке. На лицо вмешательство в частный бизнес, где закон регулирует, какую продукцию и в каком объеме должен производить частный предприниматель для своих клиентов.
Одновременно русский язык в Латвии погибает. Если в русских школах продолжают работать русские филологи, то в латышских школах русский язык искусственно отождествлен с иностранными языками. Уменьшено количество часов, и детям предоставлено право выбора между русским, либо английским, немецким или другим настолько же не имеющим к Латвии отношения языком. Это не говорит об интеграции латышской и русской культур в Латвии, но красноречиво подчеркивает, что в стране происходит настоящая ассимиляция русской культуры латышской.
Естественно речь ни о каком контроле над использованием русского языка в Латвии также не идет.
В последнее время просматривается тенденция того, что русскоязычная реклама в стране зачастую изобилует грамматическими, орфографическими и стилистическими ошибками. Вопиющим фактом такого «рекламного творчества» можно назвать афишу детского спектакля «Кот в сапогах», расклеенную по всем афишным тумбам Риги в сентябре 2002 года, на которой слово «сапог» было написано через «О» - «Кот в сопогах». Второй пример - октябрьская акция 2002 года в магазинах «Максима» и «Т-маркет». Тысячными тиражами по Латвии распространяются листовки с условиями акции, в которых практически рядом написано «розыгрываются призы» и «разыгрываются призы», и даже уважаемая русскоязычная газета «ЧАС» позволила себе опубликовать данный рекламный материал без корректуры. Третий пример - банкоматы «Хансабанка», в которых слово «пожалуйста» не выделено запятыми. Четвертый - уже ставшие притчей во языцех русские титры на латвийских коммерческих телеканалах. И подобных примеров сотни.
Как известно, подсознательно человек склонен доверять медиа, а визуальная память особенно у детей наиболее развита. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что латвийские дети (как латышско-, так и русскоговорящие), видевшие данную рекламную продукцию, будут думать, что именно так и следует писать. Вывод: учителям в школах, при случае, придется переучивать детей правильному написанию данных слов.
Я
azuaz обращаюсь к ЗаПЧЕЛ - единственному политическому объединению в Латвии, которому не безразлична судьба нацменьшинств, их культуры и языка - с просьбой принять меры законодательного характера по защите на территории Латвии русского языка от его неправильного использования. По моему мнению, необходимо создать административный орган, который будет следить за использованием русского языка в средствах массовой информации и рекламе. Подобный орган видится мне как «Центр защиты русского языка в Латвии».
Данная организация могла бы взять на себя функции общественного корректора. Кроме того, в случае, если руководитель медиа или рекламного агентства не пользуется услугами Центра по корректуре, но имеет в каком-либо публичном проекте прецедент неправильного использования русского языка, Центр должен иметь право наложить на такого руководителя административный штраф (как это происходит в случае с государственным языком).
«Центр защиты русского языка в Латвии» может работать при сотрудничестве с кафедрой русского языка Латвийского Университета, а финансирование получать либо от спонсоров, либо работать на условиях самоокупаемости (если полученные за корректуру и административные штрафы средства останутся на счетах Центра).
Надеюсь на то, что фракция ЗаПЧЕЛ в Сейме найдет целесообразным поставить вопрос о создании такого Центра на заседании Сейма.
Пока не нашла…