Барк “Товарищ” - маленький реванш объединенной Европы

Jan 16, 2014 22:27

via moryakukrainy в
Псто Барк “Товарищ” - маленький реванш объединенной Европы


К сегодняшнему дню о знаменитом барке “Товарищ”, бывшем символом Херсона с 1951 по 1995 год, многими авторами - моряками, журналистами и просто энтузиастами парусного дела - написано практически все. Славная история его службы в морском флоте СССР и позорная эпопея его потери Украиной известны в деталях. Но при этом в тени остается позиция “другой стороны” - создателей, первых и окончательных, по всей видимости, владельцев судна. Понимание же отношения Германии к судьбе барка в определенной мере дает ключ к осознанию оценки Украины со стороны Европейского Союза.  Во время одного посещения “Товарищем” Гамбурга в советские времена на борт среди туристов поднялся немец - старый моряк, проходивший курсантом на барке, тогда ещё носившим имя “Горх Фок”, практику в 1930-е годы. Говорят, что старик остался доволен состоянием судна и порядком на нем. В кубрике он даже нашёл свою бывшую койку. Но уходя сказал: “Все равно барк будет наш. Мы сделаем из него музей”. Не в пример многим астрологам-политологам, немец предвидел развитие событий правильно.


Построенный в 1933 году на верфи “Блом унд Фосс” в Гамбурге специально как учебное парусное судно для немецкого кригсмарине (военного флота), барк стал образцом совершенного парусника. Конструкция относительно небольшого судна (водоизмещением в тысячу триста пятьдесят  тонн) сочетала наиболее удачные элементы классических парусных клиперов середины ХІХ века, роскошных парусно-паровых яхт, быстрых военных посыльных судов и огромных грузовых винджаммеров конца ХІХ - начала ХХ веков. Кроме головного судна, получившего название “Горх Фок” (по псевдониму известного немецкого писателя-мариниста Иоганна Вильгельма Кинау, 1880-1916), до войны гамбургская верфь создала трех его близнецов. “Хорст Вессель” и “Альберт Шлагетер” (названные по именам известных нацистов) были построены для Германии, а “Мирча” - для союзной Румынии.

После войны побеждённая Германия потеряла все три свои парусника (Румыния, как обычно, вовремя перейдя на сторону победителей, удачно избегла позора поражения и сохранила “Мирчу”). “Вессель” был без проблем передан по репарациям американцам в исправном состоянии. Под названием “Игл” он до сих пор служит учебным судном Академии береговой охраны США.  “Шлягетер” в конечном итоге достался Португалии и, переименованный в “Сагреш ІІ”, и посейчас используется для обучения португальских курсантов.

“Горх Фок” же немцы, с целью избежать захвата барка советскими войсками и перегородить вход в гавань Штральзунда (родного порта парусника),  подорвали и затопили у острова Рюген уже после падения Берлина - 1 мая 1945 года. Возможно, в надежде сохранить его для себя, рассчитывая, что русские после победы не станут возиться с затопленным парусником.

Здесь следует отметить, что немцы относились к барку-первенцу любовно, считали его символом своих ВМС. Сам Гитлер иногда использовал судно как личную яхту и проводил на нём секретные встречи. Понятно, что отдавать такую реликвию “диким северным варварам” им очень не хотелось. Несмотря на принятое условие о включении судна в перечень имущества, передаваемого по репарациям. Лишь в 1947 году “Горх Фок” был поднят со дна фирмой из Штральзунда “B. Staude Schiffsbergung”. При этом советским представителям намекали, что наша страна не справится с ремонтом и эксплуатацией такого сложного и хрупкого механизма, как парусник.

Эти намёки не были лишены оснований. Советская парусная школа находилась в процессе становления, поскольку дореволюционные традиции были во многом утрачены. Из крупных парусных судов до Великой Отечественной войны в СССР в качестве учебных эксплуатировались лишь четырёхмачтовый барк “Товарищ” (первый), купленный царским правительством в Великобритании в 1916 году, и трёхмачтовая деревянная баркентина “Вега”. (На барках мачты, кроме последней,  несут прямые паруса, ставящиеся поперёк диаметральной плоскости судна на реях. Последняя - бизань - оснащёна косыми парусами, поднимающимися вдоль судна на гафелях.  На баркентинах - наоборот: первая мачта - фок - вооружена прямыми парусами, остальные - косыми).

Наши парусники не пережили войну. Первый “Товарищ” фашисты затопили в 1941 году в Мариуполе, а “Вега” села на мель в Керченском проливе и больше не восстанавливалась. Так что у советской стороны были основания и необходимость требовать у поверженного противника учебный парусник. Неохотно передав “Горх Фок” СССР, западные немцы  ремонтировать его отказались.  И здесь на помощь пришли немцы восточные - представители будущей ГДР (созданной сразу после образования ФРГ в том же 1949 году).

В 1947-1948 годах на верфи “Нептун” в городе Росток капитально отремонтировали корпус, а в 1949-1950 годах на верфи в городе Висмаре (соседе Штральзунда) восстановили рангоут, такелаж, паруса, механизмы и т.д. Ремонт барка курировал лично Хельмут Эрнст, капитан порта Висмар. Восточные немцы работали на совесть! Руководство ГДР составили бывшие антифашисты - социалисты и коммунисты, вышедшие из подполья, концлагерей и тюрем и объединившиеся в Социалистическую единую партию Германии. Они стали, как со временем и большинство населения ГДР, самыми верными сторонниками СССР и социализма. От основателя компартии Германии, первого и единственного президента ГДР Вильгельма Пика (1876-1960), до последнего Председателя Государственного совета ГДР Эриха Хоннекера (1912-1994), преданного Горбачёвым и Ельциным.

В 1950 году барк, переименованный в “Товарищ” в память о погибшем предшественнике, передали советской команде. С 1951 года портом приписки судна стал Херсон. В течение более чем 40 лет “Товарищ” был единым целым с Херсонским мореходным училищем и символом нашего города. Даже Одесса долгое время не имела своего большого парусника, хотя курсанты одесских мореходок проходили морскую практику на “Товарище” на равных правах с херсонцами. Отход и, особенно,  возвращение красавца-барка всегда становились праздниками для жителей города, во множестве посещавших в эти дни городскую набережную.

Херсонский период стал самым славным в истории судна. За это время на его борту прошли практику более 15 тыс. курсантов - будущих судоводителей. В морских походах барк прошёл около полумиллиона морских миль (больше 22-х длин земного экватора). “Товарищ” стал победителем многих морских парусных регат. Например, в 1976 году в трансатлантической  регате “Операция “Парус-76” он обогнал трёх своих систершипов - американский “Игл”, румынскую “Мирчу” и немецкий “Горх Фок ІІ”, неся в шторм полную парусность. Снялся более чем в сорока художественных фильмах -  от “Алых парусов” (1961) до “Узника замка Иф” (1987). Главные успехи достигнуты   “Товарищем” под управлением легендарного парусного капитана Олега Павловича Ванденко (1936-2007), командовавшим барком больше 20 лет (с 1968 по 1997 год), а всего прослужившим на нём больше 40 лет (25 января 2014 года исполняется 78 лет со дня его рождения).

В “Товарищеский” период развитие больших парусников достигло в СССР высочайшего уровня. В качестве учебных были восстановлены (и используются Россией до сих пор) также полученные по репарациям от Германии огромные четырёхмачтовые барки “Крузенштерн” (бывший “Падуя” постройки 1926 года, водоизмещением 6 тысяч тонн) и “Седов” (бывший “Магдалена Виннен”, постройки 1921 года, водоизмещением 7 тысяч тонн). Ныне это крупнейшие в мире парусники - последние плавающие представители некогда многочисленного семейства грузовых судов - винджаммеров (“выжимателей ветра”). Окончательно они ушли с океанских трасс, не выдержав конкуренции с пароходами, лишь в 1930-х годах.

Кроме того, в отличие от большинства других стран, Советский Союз после войны в большом количестве использовал крупные парусники не только для обучения курсантов, но и для практических целей. В 1944-1953 годах на пяти финских верфях по заказу СССР были построены 85 однотипных деревянных трёхмачтовых судов (12 баркентин и 73 шхуны водоизмещением примерно по 600 тонн). Финны до сих пор считают этот заказ  звёздным часом их отечественного деревянного судостроения! Баркентины использовались для обучения курсантов на всех морях Союза. Шхуны - для перевозок небольших партий грузов в труднодоступных районах Дальнего Востока и Севера, где эксплуатация судов с чисто механическими двигателями была затруднена из-за отсутствия баз или экономически нецелесообразна. Последние суда этой серии были выведены из эксплуатации в 1980-х годах. Некоторые из них и сейчас существуют как музеи или рестораны.

И, наконец, в конце 1980-х годов в Польше на Гданьской судоверфи для Советского Союза построили серию из пяти трёхмачтовых фрегатов (судов с прямыми парусами на всех мачтах) водоизмещением около 3 тысяч тонн по типу польского “Дара Млодзежи” (1983). “Паллада”, “Надежда” и “Мир” после распада СССР остались в Российской Федерации и используются для обучения моряков. “Дружба” и “Херсонес” достались Украине и сейчас находятся в отстое соответственно в Одессе и Керчи в состоянии, требующем ремонта.

Западные же немцы были настолько привязаны к своему “Горх Фоку”, что  в 1958 году на той же верфи “Блом унд Фосс” построили его копию - “Горх Фок ІІ”. Интересно, что на некоторых ранних фотографиях видно, что судно несёт прямые паруса на всех трёх мачтах (или, как говорят моряки, имеет полное парусное вооружение), то есть является фрегатом. На поздних фотографиях бизань-мачта “сухая” (с косыми парусами), как и на “Товарище” - первом “Горх Фоке”. Видимо, судно перевооружили барком. Два брата не раз встречались в парусных гонках, и, как правило, старший опережал младшего.

С крушением СССР у бывших побеждённых появилась возможность взять частичный реванш. Операция по унизительному изъятию у Украины знаменитого парусника, спустя десятилетие после окончания, видится во всей полноте, что не оставляет сомнений в её изначальной целенаправленности. Слабым звеном оказалось Министерство образования Украины, на баланс которого “Товарищ” передали после развала торгового флота. Хотя содержание барка было этому ведомству объективно не по карману, в 1995 году чиновники решили отправить капитально поизносившийся парусник на дорогой (первоначально оцененный в 5 миллионов долларов) ремонт… в Ньюкасл (Великобритания) по приглашению некой  британской общественной организации “Нация против криминала”. Сделано  это было с умыслом - передача судна сразу немцам тогда ещё, возможно,  могла вызвать негативный общественный резонанс в Украине и в некоторых других странах, ибо носила бы оттенок пересмотра итогов Второй мировой войны.

В 1995 году барк последний раз покинул причальную стенку Херсона - порта, к которому был приписан 44 года - и прибыл в Ньюкасл. Британские “общественники” для отвода глаз начали “сбор средств” на ремонт судна (их, естественно, не хватило). Через годик-другой англичане уже спокойно передали опеку над барком своим бывшим противникам. И судном с тем же успехом для Украины занялось уже немецкое общество “Друзей парусного флота” (но понятно, что не украинского). Приискав для “Товарища” место на родительской верфи “Блом унд Фосс” для ремонта… за 23 миллиона евро - сумму, явно завышенную, и совершенно неподъёмную для образовательного ведомства нашей страны. В сухом остатке, в 2003 году Украина вынужденно продала историческое судно Германии по цене металлолома - за 500 тысяч евро (была ли в этом заслуга и личная заинтересованность неких украинских чиновников - догадайтесь сами). В том же году в Вильгельмсхафене “Товарищ” покинули последние члены украинского экипажа, стойко державшиеся на борту без достаточных средств и припасов в течение около 8 лет. С точки зрения наследников Третьего Рейха  историческая справедливость восторжествовала.

В 2003 году барку было возвращено название “Горх Фок”, а в следующем году он был с торжествами доставлен в доке “на историческую родину” - в порт Штральзунда, ставшим обладателем уже двух “Горх Фоков”. Занятно, что официально “Товарищ” стал называться “Горх Фок І” (нем.“Gorch Fock I”), хотя понятно, что до войны никаких “единичек” в его названии не было. Что поделать - немецкая педантичность: раз есть второй, должен быть и первый.  Судно было частично отремонтировано, но до сих пор не доведено до ходового состояния. Это косвенно подтверждает, что предложение отремонтировать “Товарищ” за 23 млн. евро  было не более чем ловушкой - никто этого делать и не собирался. Сейчас первый “Горх Фок” используется как плавучий музей и место для проведения застольных мероприятий. По всей видимости, барку уготована спокойная бюргерская старость в родном немецком порту. В отличие от младших братьев, продолжающих бороздить моря и океаны. До сих пор ни один курсант не станет офицером бундесмарине (ВМС современной Германии), не сходив в поход на “Горх Фоке ІІ”.

История “Товарища” для нас не только славна и грустна, но и поучительна. Она свидетельствует, насколько сильны, хотя и скрыты, реваншистские настроения в Германии. И после всё ещё возможного вхождения Украины в кабальную ассоциацию и зону свободной торговли с ЕС, Четвёртый  Рейх экономически “оккупирует” Украину по полной. Результат будет не слабее, чем в сорок первом. К тому же, поднимаются вопросы  так называемой реституции - возврата имущества, принадлежащего владельцам до 1939, а то и до 1945 года. Так что, возможно, многие сторонники ЕС на Западной Украине будут несказанно удивлены, когда новые старые хозяева потребуют у них десятилетиями используемые ценности, строения и земли.

Но отыграться бывшие поверженные враги могут только на тех, кто добровольно сдаётся на их милость. Так потеряла свой парусник  Украина, в которой крепнут неофашистские настроения. Польша, после ликвидации Гданьской судоверфи по требованию ЕС, вследствие плохого технического состояния была вынуждена вывести свой “белый фрегат” “Дар Млодзежи” из эксплуатации. Но он, по крайней мере, установлен на берегу в качестве музея. Попытки же арестовать под надуманными предлогами и изъять в 2000 году во Франции, а в 2012 году - в Швеции (известной пособнице нацистской Германии) русский барк “Седов” получили решительный отпор со стороны России. В результате в ХХІ веке РФ владеет самым большим флотом крупных парусных судов. В его составе два наибольших в мире четырёхмачтовых барка и три фрегата польской постройки - может быть, последние из созданных на Земле больших парусников классического типа.

Но и в Украине ещё остаются два однотипных фрегата: “Дружба”, принадлежащая Одесской морской академии, и “Херсонес” Керченского морского технологического университета. В 1990-х годах фрегаты были частично перестроены для катания туристов и переданы в аренду предпринимателям. Дело это оказалось не слишком прибыльное и слишком хлопотное, и последние, хотя и не без проблем, вернули фрегаты “мореходкам”. Хотя сейчас суда требуют ремонта, в целом их состояние неплохое. Для ремонта “Дружбы”, которая крайний раз выходила в море лет 10 назад, необходима не такая уж большая сумма - 12 млн. грн. (крохи по
меркам украинского крупного бизнеса). В прошлом году Министерство науки и образования Украины приняло решение передать фрегат Одесской облгосадминистрации, которая обещала в 2014 году его отремонтировать. В Одессе этого с нетерпением ждут моряки и все жители.

Содержание больших классических парусников на коммерческой основе в мире не практикуется - их финансируют государственные структуры (хотя возможности для некоторого заработка парусники имеют). Это дело дорогое, но чрезвычайно престижное, ибо поднимает авторитет стран-владельцев, свидетельствует о их реальном суверенитете и потенциале развития. Для народа же естественно  мечтать о лучшей жизни. Как говорят: паруса - крылья мечты. Возрождение украинских парусников может и должно стать символом надежды для украинского народа.

Гриша Кондратьев, специально для Херсон NEWS

флот, Германия, парусный флот, ВМС, ВМФ, Россия, Украина, СССР

Previous post Next post
Up