С приближением срока окончания действующего между Россией и Азербайджаном соглашения по Габалинской РЛС сторонам не удается выйти на компромиссное решение. Этап активных переговоров в первой половине текущего года сменился на достаточно продолжительную паузу, которая, по сути, длится до настоящего момента. Летом с азербайджанской стороны прозвучали оценки о том, чтo Россия и Азербайджан обнародуют результаты переговоров по Габалинской РЛС к концу 2012 г., когда, собственно, и истечет срок действия нынешнего соглашения.
Уже в последние месяцы прошлого года в переговорах по заключению нового соглашения наметился тупик. Баку стал повышать планку арендной платы за эксплуатацию Россией информационно-аналитического центра "Дарьял": вначале с явно завышенных уровней, а потом доведя свои финансовые запросы просто до неадекватно "астрономических" цифр ($300 млн. в год). К примеру, арендная плата России украинской стороне за пребывание Черноморского флота в Крыму ныне составляет $97,85 млн. и, по известным Харьковским соглашениям (апрель 2010 г.), с 2017 г. возрастет до $100 млн. в год.
В действиях азербайджанской стороны проявилась четкая линия на продление переговоров с Россией, что называется, до последнего момента с целью максимально расширить достаточно конкретное, по свoей сути, поле переговоров. В Баку уловили решительный настрой Москвы добиваться продления срока аренды Габалинской РЛС, а, значит, хотя и ограниченного, но представляющего военно-политическую ценность для России ее присутствия на азербайджанской территории.
Российские эксперты достаточно подробно осветили военно-политическую сторону интересов Москвы вокруг пролонгации соглашения по Габалинской РЛС, подчеркивая малую востребованность станции в сугубо военном плане, но ее высокую ценность с позиций поддержания политического влияния России на эффективном уровне в сложном регионе.
Считаем важным обратить внимание также на определенный военно-политический "символизм", присутствующий в вопросе заинтересованности России в продлении соглашения по Габалинской РЛС. С середины "нулевых" годов, когда Россия окончательно свернула военные базы в Грузии (полный вывод российских баз с грузинской территории завершился в конце 2007 г.), еще ни в одной точке постсоветского пространства Москва не сталкивалась с необходимостью вновь "зачехлить" свое военное базирование. Определенные трудности подобного свойства в отношениях России с Кыргызстаном и в меньшей степени с Таджикистаном нашли свое решение, хотя Москве все же пришлось пойти на значительные экономические уступки двум центральноазиатским республикам для получения их долгосрочного согласия по вопросу российского военного базирования. В случае с двумя центральноазиатскими республиками позитивная для России перспектива решения вопроса военного базирования просматривалась изначально, хотя бы с учетом того факта, что Кыргызстан и Таджикистан продолжают пребывать в ОДКБ и никогда серьезно не ставили под сомнение целесообразность своего членства в этой Организации.
С Азербайджаном все намного труднее. Задекларированный прикаспийской республикой статус внеблокового государства, а также нестесненность нефтегазового Баку в финансовом отношении сужает поле для переговорного маневра у России, чем азербайджанская сторона фактически продолжает пользоваться.
До конца текущего года должна быть подготовлена и представлена на утверждение президенту В.Путину новая редакция Концепции внешней политики РФ. Для Москвы было бы нежелательным к моменту принятия Концепции столкнуться с фактом недостижения компромисса с Баку по Габалинской РЛС. Конечно, если даже это случится, то оценивать произошедшее в качестве внешнеполитического провала будет ошибкой. Но все же говорить о некотором "откате" российских позиций на Южном Кавказе, вблизи к иранским границам и сложному Каспийскому региону, наверное, придется. Если с середины 2000-х гг. Россия на постсоветском пространстве не уходила со своих военных баз, то даже с учетом нынешней локальности ее военного присутствия на азербайджанской территории, подобным "откатом" не упустят возможности воспользоваться США и Турция.
Показательными в данном свете стали заявления близких к прaвящим кругам азербайджанских должностных лиц в начале октября с.г. Параллельно с озвученными ими оценками по поводу недавних "вбросов" в информационное поле сообщений о скором заключении Россией и Азербайджаном временного (до 3-х лет) соглашения по продлению аренды Габалинской РЛС, азербайджанские проправительственные источники недвусмысленно дали понять о предполагаемой "замене" российского военного присутствия на базирование других, близких республике стран. Так, удивив общественность заявлением о том, что между сторонами уже найден компромисс, "окончательное соглашение уже достигнуто и находится среди документов, направляемых в парламент", член комитета по безопасности и обороне парламента Азербайджана З.Орудж заявил следующее: "Россия знает, что у нас есть возможность совместно эксплуатировать станцию и с другой страной. При таком раскладе Россия подсчитает свои доходы и убытки и подпишет договор, как минимум, на 3 года".
Данные заявления прозвучали фактически сразу после обнародования российскими СМИ последних результатов с переговоров. Неназванный военно-дипломатический источник 2 октября сообщил, что предложенное российской стороной компромиссное решение о подписании временного соглашения аренды на 2-3 года на прежних финансовых условиях не устраивает Баку.
Представляется вполне очевидным, что компромисс по схеме "временное соглашение на 2-3 года на прежних финансовых условиях" был предложен Москвой и является наиболее прагматичным на нынешнем этапе решением. Это, конечно, не разрешение вопроса, а его откладывание во времени, некое промежуточное решение проблемы, но и подобный формат выхода сторон на некий компромисс пока не устраивает Баку.
Также вполне очевидным представляется продолжение азербайджанской стороной курса на затягивание переговоров вплоть до конца текущего года, на что еще летом с.г. намекнул министр иностранных дел Азербайджана Э.Мамедьяров (14 июня с.г., по завершению встречи главы азербайджанского внешнеполитического ведомства с Действующим председателем ОБСЕ И.Гилмором).
Курс на затягивание переговоров и неуступчивость Баку даже по обозначенной выше компромиссной схеме ("временное соглашение на 2-3 года на прежних финансовых условиях") подсказывают версию о тесной кооперации между Азербайджаном и Турцией в том, что, так или иначе, затрагивает вопрос Габалинской РЛС. Баку не только затягивает переговоры с Москвой, но и стремится расширить переговорное поле, связав в единый контекст, как волнующие сугубо его вопросы, так и вопросы, представляющие интерес для Анкары.
С нашей точки зрения, Баку получил с турецкой стороны "инструкции" не идти на заключение даже временного соглашения с Москвой до проведения важных встреч в российско-турецких отношениях. Визит президента России В.Путина в Турцию 15 октября с.г. для участия в работе Совета сотрудничества высшего уровня может рассматриваться турецким руководством как удобная возможность для принятия неких решений, в т.ч. и по Габалинской РЛС. На следующий после встречи с президентом В.Путиным в Стамбуле день премьер-министр Турции Р.Эрдоган должен быть уже в Баку, где 16 октября открывается саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС).
Можно предположить, что именно после этих "перекрестных" встреч в треугольнике "Россия-Турция-Азербайджан" между Москвой и Баку может быть достигнут компромисс и стороны выйдут на подписание временного соглашения до истечения срока действующего договора. Но сначала Турция должна показать свои "особые" возможности в регионе путем демонстрации своего влияния на Азербайджан.
По всей видимости, в Баку готовы к такому развитию ситуации. Азербайджанские источники за несколько дней до указанных выше "перекрестных" визитов даже стали сообщать о планах президента В.Путина совместно с премьером Р.Эрдоганом отправиться из Стамбула в Баку на саммит ОЭС.
Все это выглядит весьма странно, особено на фоне поступающих из Азербайджана упреков в сторону российских информационных издательств и агентств, которые, по азербайджанским оценкам, размещают "ничем не обоснованные спекулятивные публикации" по вопросу Габалинской РЛС. При этом азербайджанские источники винят своих российских коллег в "попытках политизировать это коммерческое соглашение".
Поднять цену с 7 до $300 млн., провести очередное заседание Совета стратегического сотрудничества с Турцией в Габале, оттягивать заключение временного соглашения до важных встреч на высшем уровне российско-турецких отношений, грозить "соответствующими мерами" в случае начала полетов гражданской авиации из Еревана в Степанакерт, и параллельно всему призывать другие страны "не политизировать коммерческие соглашения". Это называется очень просто - перекладывать с больной головы на здоровую.
Арман Микаелян
12.10.2012
Источник - Новое Восточное Обозрение