via
uacrussia >
Записки авиационного фотографа: Ил-86 - «баклажан» и воздушный командный пункт Предлагаем нашим читателям новую рубрику, в которой мы будем размещать мнения, записки, истории об авиации и сопряженных с ней темах от первого лица.
Рассказывает
Антон Харисов, авиационный фотограф, блогер:
Массивный суперлайнер, советский широкофюзеляжник Ил-86 в свое время вызывал много шуток и иронии в свой адрес, его называли «Баклажаном» и говорили, что он взлетает только потому, что земля круглая.
Тем не менее, для многих он стал символом эпохи, пролетарского шика и безопасности. Первый в стране самолет такого масштаба, второй после Боинга четырехдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолет.
Его создавали с расчетом сделать из него воздушный автобус, способный справиться с растущим пассажиропотоком, хотели, само собой, и утереть нос западным авиаконцернам. Проект планировало взять КБ Антонова, но в итоге его получили ильюшинцы и заложили диаметр фюзеляжа в 6, 07 м, что шире любого другого лайнера того времени, кроме 747-го.
Не совру, если скажу, что Ил-86 - один из любимых мною самолетов. Вживую мне удалось его увидеть в 2009 году в аэропорту Кольцово, он произвел неизгладимое впечатление. Помню, как самолет грациозно развернулся в кармане полосы, резво начал разбег, после чего отрываясь от ВПП - создал шапку конденсата вокруг крыльев и неспешно улетел в южные страны.
Кстати, «баклажаном» Ил-86 прозвали не только за форму фюзеляжа, но и за фиолетовую ливрею авиакомпании Kras Air. С 2011 года самолет уже не летает.
Сегодня увидеть Ил-86 можно в музеях авиации, например, в Москве. Там же находится его военная модификация Ил-86ВКП - воздушный командный пункт, который, кстати, до сих пор успешно эксплуатируется. Визуально у этого военного самолета имеется своеобразный купол на спине или горб, в котором находится радиооборудование. Интересно, что иллюминаторы в нем отсутствуют. Вы уже представили, как летите «забетонированные» без единого лучика света в куске металла весом в несколько тонн? Не самое приятное место для клаустрофобов и аэрофобов)
Воздушный командный пункт предназначен на случай ядерной угрозы, оттуда наш Верховный Главнокомандующий будет руководить армией. Иллюминаторы убраны для того, чтобы снизить риск получения радиоактивной дозы в полете. Есть всякие хитроумные устройства, например, антенна для связи с подводными лодками, у некоторых есть также штанги дозаправки, чтобы находиться в воздухе очень долго - все-таки самолет «судного дня». Кстати антенна-то непростая. Располагается в хвостовой части фюзеляжа, имеет большую длину и на конце конус, схожий с тем, что на конце шланга для дозаправки самолётов с УПАЗа. Самолет летает по кругу, а антенна спускается вниз в одной точке, и самолет передает данные. Говорят, антенну опускают в воду, хотя данные о методах передачи сигнала до сих пор не рассекречены.
Споттеры, бывает, засекают спецборт в Подмосковье, на аэродроме Чкаловский. А мне бы вернуться в прошлое на немного и поснимать сам «баклажан» под забором. Могу представить, как мегалайнер в сиреневой ливрее грузно отрывается от полосы и улетает в закат..
Фото: Сергей Копцев, Дмитрий Пичугин