Пять лет назад на меня был довольно серьезный наезд за то, что в
юбилейном номере Russia Profile, посвященном 60-летию Победы, мы попытались рассмотреть этот великий праздник с разных сторон, специально заказали одну из статей (разумному) польскому автору, чтобы он представил польскую точку зрения и т.д.
60-летие Победы превратилось в пик идеологических упражнений по консолидации народа РФ на основе советской, сталинской концепции Великой Отечественной войны, на основе советской символики. Тогда наше правительство попыталось навязать это представление остальному миру, поскольку никакой иной легитимности России как великой державы не обреталось. И получили понятную реакцию -- особенно от Польши и Прибалтики,а на Украине -- раскол. Помните все разговоры о том, кто, сволочи, "отказался" приехать в Москву на парад и т.д.
В преддверие 2010 года я опасался, что, на фоне нео-сталинистских тенденций последнего времени, все будет еще хуже.
А оказалось -- гораздо лучше.
Уж не знаю, кому говорить спасибо за это -- скорее всего, президенту Медведеву и тем, кто ему кое-что неплохо советует и, думаю, отстаивает эти точки зрения в нелегких спорах со сторонниками простой концепции "мы круче всех, а все остальные -- г...". Мистическая история с Катынью-Смоленском тоже помогла. По всей видимости, тупиковость прошлой политической линии все же была осознана. Началось гораздо более тонкое обращение со смыслами.
То, что в параде на Красной Площади участвовали подразделения США, Великобритании, Франции, Польши и стран бывшего СССР -- это прорыв, это само по себе победа. (Сколько было тут недовольных!) Признаюсь здесь в своей любви к ритуалам вообще и к параду, в частности, и даже в армии назначавшаяся иногда в ракетной бригаде в Кременчуге ненавистная большинству моих сослуживцев полковая вечерняя поверка, когда играли "Зорю," вызывала у меня душевный трепет, ощущение связи времен -- этот вобщем-то никчемный, архаичный военный ритуал.
То, что в речи президента не было ни одной агрессивной сентенции, как бывало раньше практически обязательно ("подобно нацистам, кое-кто и сегодня вынашивает гегемонистские планы..." -- и все должны были подумать, что это, конечно же, США). Так вот не было этого в этом году, а было заявление о том, что победа была достигнута вместе -- при решающей роли СССР, конечно, но вместе.
И даже то, что в финале прозвучал фрагмент Девятой Бетховена, а Путин все время парада победы над Германией протрепался (по-немецки, надо полагать) с Меркель -- все это дало такую рамку, в которой традиционная демонстрация силы оружия воспринималась достойно, вызывала гордость, а не стыд за совковость.
Эта диалектика советского и российского в вопросе о Великой Отечественной войне -- вообще штука сложная. Ведь действительно в СССР во время войны по необходимости проросла историческая Россия, а потом частично осталась, а частично была снова задушена. В то же время многие люди восприняли Вторую мировую войну как продолжение гражданской и сотрудничали с немцами не потому, что они были предаталями, а потому, что они так понимали свой патриотический долг. А другие -- в том числе и за рубежами Отечества, как, например, мой двоюродный прадед, последний начштаба Деникина генерал-лейтенант Петр Махров, с самого начала восприняли ее как Отечественную (Махров во Франции попросился в Красную Армию, за что был отправлен в вишистский концлагерь в Алжире).
Так что полностью уйти от советской стилистики в памяти об этой войне невозможно. Вопрос -- в мере, вопрос -- в добавках, в толкованиях, во включении или исключении тех или иных деятелей, сил и идей.
Не могу не сказать и о специальной молитве на благодарственный молебен о Победе, которую патриарх Кирилл адаптировал из молитвы св. Филарета (Дроздова) на победу над Наполеоном. В ней теперь, можно сказать, канонизирован и из года в год во всех храмах Русской Церкви будет служиться совершенно новый взгляд на ВОВ и Победу -- война была нашему народу наказанием за грехи, за богоотступничество, а победа -- Божьей милостью. (Бог) милостию велиею помиловал еси и, посетив жезлом неправды наша, ущедрил еси нас победою на сопостаты.
Кстати, патриарха на параде (в трансляции) не было видно -- он, надо полагать, служил в это время Литургию.
Конечно же, сталинисты тоже подняли головы в преддверие Дня Победы и все мы горячо обсуждали историю с лужковскими "портретами Сталина" или "сталинским автобусом" в Петербурге. Но признаемся, что вокруг этого возникла весьма здоровая общественная дискуссия, будем надеяться -- небесполезная. И немаловажно, что они получили отповедь от президента в его интервью "Известиям".
Так что в общем и целом, довольно для меня неожиданно, Россия пока что неплохо справилась с этим "испытанием юбилейным Днем Победы". Что само по себе -- показатель некоторой если еще не зрелости, то уже приближения к ней.
С Праздником!
Пошел звонить двум ветеранам, которых на сегодняшний день знаю -- моему любимому директору школы Леониду Исидоровичу Мильграму и отцу моего друга Володи, Валентину Павловичу Белову. А завтра, наверное, съездим с папой на кладбище к дедушке, Андрею Ивановичу Золотову.