Oct 28, 2024 07:40
В 1920-х и 1930-х годах интеллектуалы в Соединенных Штатах были в подавляющем большинстве убеждены, что капитализм является никуда не годной, внутренне дефектной системой, препятствующей экономическому благосостоянию и, следовательно, свободе, и что надежда на будущее заключается в увеличении контроля политических властей над экономическими делами.
Такое изменение позиции интеллектуалов не было достигнуто благодаря реальным успехам какого-либо реального коллективистского общества, хотя, несомненно, оно было значительно ускорено установлением коммунистического режима в РСФСР и возложенными на него пылкими надеждами. Интеллектуалы изменили свои взгляды, скорее сравнивая существующее положение дел вокруг них (со всеми его несправедливостями и недостатками) и гипотетическим положением дел, которого можно было бы достигнуть по их мнению. Фактическое сравнивалось с идеальным.
В то время классическим либералам трудно было рассчитывать на что-то большее в сфере борьбы идей. Да, это правда, что человечество ранее уже пережило немало эпох с централизованным контролем начальства над рынком, детального вмешательства государства в экономические дела. Но теперь-то произошла настоящая революция в политике, науке и технике.
Теперь можно было утверждать, что мы как общество способны добиться гораздо большего, используя новую с иголочки демократическую политическую структуру власти, современные инструменты управления и достижения современной науки, чем это было возможно в предыдущие века.
Подобные настроения той эпохи всё еще с нами. Всё ещё существует тенденция считать любое существующее вмешательство правительства желательным, никуда не делось стремление приписывать рынку всё зло и оценивать поступающие предложения по расширению государственного вмешательства в экономику по намерениям желающих вмешаться, опираясь на предполагаемые результаты в той их идеальной форме, как они могли бы работать, если бы их внедрением и эксплуатацией занимались способные, беспристрастные люди, свободные от давления лоббистских групп. Сторонники минимального государства и свободного предпринимательства продолжают тяжелые арьергардные бои с таким взглядом на вещи.
Однако, имеющийся в нашем распоряжении опыт государственного вмешательства значительно обогатился за прошедшие десятилетия. Больше нет необходимости сравнивать рынок, как он фактически функционирует, и государственное вмешательство, как оно в идеале могло бы функционировать. Мы можем сравнивать фактическое с фактическим.
Если мы сделаем это, то станет ясно, что разница между фактическим функционированием рынка и его идеальным функционированием - какой бы большой она ни была - ничто по сравнению с разницей между фактическими результатами государственного вмешательства и его результатами, ожидаемыми в теории
светлое будущее,
запутанное дело,
монополизм,
обыкновенный этатизм,
сервильные интеллектуалы,
костры просвещения,
демократия,
кадры решают всё,
наши друзья слева