Давайте разберемся, как тот же золотой стандарт способствует органическому росту экономики без кризисов. Замечу, что я не являюсь бескомпромиссным фанатом исключительно и только золотого стандарта per se, а лишь использую его как простой и понятный пример для демонстрации базовых принципов.
Закон спроса-предложения говорит нам, что в случае, когда объем товаров и услуг растет быстрее, чем денежная масса, цены на товары и услуги, выраженные в этих деньгах, падают.
Нынешние экономисты в ужасе бы затрепетали перед такой перспективой и залепетали: «дефляционный коллапс». Ничто не вызывает у них такого страха и такой ненависти, как снижение цен на товары для добрых русских людей.
А между тем, это нормальный и повседневный modus operandi для золотого стандарта и вообще для неизменной массы любых денег (или денежной массы, растущей медленнее национального богатства).
Действительно, на золотую монету можно купить с каждым годом все больше товаров и услуг. Соответственно, у потребителей остается все больше денег, чем раньше. Ведь они сэкономили на шопинге по сравнению с предыдущим периодом.
Теперь они могут предъявить больший платежеспособный спрос на новые товары и услуги, запуская экономический рост.
Удешевление сырья, станков и инструментов также ведет к увеличению прибыли производителя, позволяя снижать цены на свою продукцию на конкурентном растущем рынке. Это запускает положительную обратную связь в отношении дальнейшего удешевления всего спектра производимой продукции во всех отраслях.
Напрасными являются опасения, которые высказываются в связи с тем очевидным фактом, что сбережение становится в разбираемых условиях более «выгодным», чем раньше, а потребление - менее.
Действительно, если мы знаем, что завтра тот же товар мы сможем купить дешевле, то имеет смысл отложить покупку до завтра, потерпеть.
А на следующий день - то же самое, лучше отложить до завтра, чтобы сэкономить. Из этого якобы следует сокращение потребления в пользу сбережения, необходимо требуемое свертывание производства, депрессия, смерть.
Даже оставляя в стороне то соображение, что сбережения (отказ от потребления) представляют собой единственный источник инвестиций (роста производительности), достаточно указать на очевидный факт, чтобы опровергнуть подобную ложную линию рассуждений: потребление невозможно откладывать вечно, даже если это выгодно в долгосрочной перспективе.
ВременнЫе предпочтения у всех людей разные. Это, кстати, одна из причин, почему бизнес работает и увеличивает наше богатство.
Мы все понимаем, что через полгода за ту же штуку баксов купим комп гораздо лучший, чем сегодня. Если бы наши оппоненты были правы, мы бы все сидели и непрерывно откладывали эту покупку на полгодика. И компьютерная отрасль, натурально, давно бы разорилась.
Полвека бурного её развития (с непрерывным и предсказуемым удешевлением цены вычислительной мощности) опровергают аргументацию верующих во вред дефляции начисто.
Приятным побочным эффектом органического экономического роста в условиях дорожающих денег является простота накоплений и сбережений. Достаточно с каждой получки откладывать золотую монетку в кубышку, и проблема пенсии у вас решена: покупательная способность ваших сбережений растет с каждым годом без рисков доверия третьим лицам (читай - реформаторам государственной пенсионной системы, фондам и банкам).
Баланс между желанием потреблять, инвестировать или сберегать для будущего расширенного потребления устанавливается автоматически, путем рыночного колебания ставки ссудного процента, без искажения рыночной информации центробанком и другими государевыми учреждениями.
Дисбалансы структуры капитала оперативно устраняются напрямую ценовыми стимулами, что способствует инновациям и бережному расходованию ресурсов планеты.
Другим приятным следствием является социальный мир, высокая нравственность и повышение ценности семьи, религии, традиции. В отсутствие государственного вмешательства некому раздувать противоречия между трудом и капиталом, мужчиной и женщиной, отцами и детьми. Рынок гармонизирует жизнь.
Расширенная специализация и разделение труда в условиях единой валюты, не подконтрольной какому-то одному правительству, делает практически невозможным войны и конфликты на планете. Не существует способа ввести финансовые санкции. Никто не может выступать в роли мирового жандарма и сеять демократию по всему миру.
Преимущества «дефляции» на этом не заканчиваются, но об этом мы поговорим в другой раз.