Недавно посмотрел интереснейшую 15-минутную лекцию по теме:
"а контролируем ли мы собственные решения?" Лекция на английском. Для тех, чей fluent english хромает, приведу краткое содержание.
Приводятся два примера обмана зрения: глаз неправильно оценивает одинаковые расстояния как разные, глаз неправильно оценивает одинаковый цвет как темный и светлый. Причем этот эффект появляется при добавлении "окружения" - линий и цветов вокруг оцениваемых объектов.
Пример 1. Донорство органов. В некоторых странах большинство людей дает разрешение на донорство органов после смерти, а в некоторых - нет. В процессе исследования выясняется, что разница лишь в способе постановки вопроса в анкете.
Пример 2 Врачи действуют "по умолчанию".
Первая ситуация: пациента должны направить на операцию, но тут выясняется, что врач забыл попробовать одно из лекарств, которое бы позволило обойтись без операции. Тогда врач откладывает операцию, и назначает лекарство.
Вторая ситуация: врач забыл попробовать назначить два лекарства. Вместо того, чтобы выбрать любое и назначить его, отложив операцию, врач направляет пациента на операцию.
Пример 3. Продается подписка на известный экономический журнал The Economist.
Первая ситуация, три варианта подписки
- Доступ к электронной версии, 55$,
- Доступ к бумажной версии, 120$,
- Доступ к обеим, 120$,
большинство людей выбирают Доступ к обеим, 120$.
Вторая ситуация, два варианта подписки
- Доступ к электронной версии, 55$,
- Доступ к обеим, 120$.
большинство людей выбирают Доступ к электронной версии, 55$!
Этот пример перекликается с примером из лекции
Эрика Маскина, о которой в свое время замечательно писал
ksonin. Маскин приводил
пример, что Буш выиграл у Гора президентские выборы во многом благодаря участию в выборах Ральфа Нейдера, кандидата не набравшего и 10%, однако решившего исход выборов.
И мы в казалось бы совершенно другой ситуации можем наблюдать, как присоединенеие "несущественного варианта" меняет итоговый выбор людей на противоположный. Но если у Маскина за Нейдера хоть кто-то проголосовал, то в нашем примере 3 "доступ к бумажной версии 120$" не выбрал никто, 0 человек. Такой вот парадокс.
Пример 4. Кого из друзей нужно приглашать на вечеринку? В основном юмористический, смотрите сами =)