(no subject)

Oct 12, 2010 17:35

При прочтении текста какая-то часть мозга по общему содержанию текста и началу фразы пытается догадать окончание.
И если угаданный смысл хорошо ложится в поступающие далее слова, похоже, полного прочтения слов не происходит. А происходит распознавание первого и последнего слога, общего вида слова, длинны и количества следующих слов или вообще конец скипается (в порядке понижения внимательности чтения).
Далее смысл сопоставляется с уже прочитанной и распознанной частью текста и моделью мира субъекта. В случае обнаружения несоответствий внимательность чтения повышается и, возможно, делается откат распознанного и прочтение заново.

Это приводит иногда к интересным эффектам.
Во первых, неправильно прочтённое слово может исказить смысл фразы. Не на столько, чтобы звонок зазвонил сразу. Но при дальнейшем прочтении могут проявиться несоответствия. Вариант а) вернуться и прочитать заново. Вариант б) пометить текст, как содержащий ошибку.

Во вторых, при прочтении текста отдельные куски могут выпадать. Например, в худлите лирические отступления. Или боковые линии сюжета. Вроде, прочитано всё. А когда книгу перечитываешь внимательно, обнаруживаешь много нового.

В третьих, если воспринимать (данную) книгу как источник знаний и авторитетный источник при построении модели мира, ошибка распознавания может в эту самую модель включиться. А дальше используешь кривую модель в дискуссии и в практике с полной уверенностью в том, что в книге именно так и написано.

ЗЫ модель механизма распознавания построена на наблюдении за собственным механизмом (скоро)чтения. У других субъектов механизмы могут отличаться.

литература, мой моск!

Previous post Next post
Up