Вот еще пришло в голову, что я не понимаю бал у сатаны. Вообще, как концепцию. Зачем бал, почему?
В традиционном религиозном понимании вроде как сатана это первый грешник или даже источник греха. И в его епархии грешники всячески жарятся и парятся, испытывают вечные страдания. А отнюдь не на балах прохлаждаются. Чтобы это было за устрашения для
(
Read more... )
Вообще-то, если серьёзно, "МиМ" неправомерно осмысливать через позднехристианские представления о Боге и дьяволе, рае и аде. Про сатану и чертей у Булгакова толкуют люди, но их восприятие искажено, даже у Мастера.
Когда автор показывает "подлинный" план - см. беседа Воланда с Левием Матвеем - то речь идёт о Свете и Тьме, то есть, гностических понятиях. А у гностиков наш мир создал не Бог, а Демиург - нечто среднее между Яхве и Сатаной - и он является здесь полноправным хозяином: может судить и миловать и вообще развлекаться по своему усмотрению. Он и выведен под именем Воланда. Это божество, но низшее, а высшим до нашего мира нет дела. Хотя некоторые души, "заслужившие Свет", удостаиваются их внимания.
Себе же Булгаков, как всякий наркоман, желал лишь покоя - чтобы паскудная материальная оболочка перестала донимать его душу своими изъянами. Эту мечту он и изложил: "да, я грешил, суетился, бросал преданнейших женщин, но (как не вспомнить Карлсона из советского мультика) - "Но я же талантливый!" Дайте мне, пожалуйста, хотя бы после смерти Покой... не мучьте меня!"
Reply
То есть бог гностиков судит бога христиан? Может быть.
Но если так, заметим, что и в Покой ему понадобился другой человек, что и там будет восхищаться его талантливостью.
Reply
Leave a comment