В литературе и кино нередко персонажем является "маленький человек". Это же изначально заложенный и вечный драматический конфликт - "вот я, хороший, исполняющий все правила, делающий все, как учили в детстве, почему-то вместо награды получаю за это тумаки да шишки, а всякие негодяи-нарушители живут да наслаждаются наградой за свои неправильные поступки. Как так, дорогая редакция?"
Конечно, и снимут и напишут, ведь "хорошее" большинство общества так или иначе таким вопросом задавалось, узнают себя в этом белдолаге, будут сопереживать. Что и требуется.
Однако сценарии этого драматического конфликта будут разные.
Вот в "Шинели" Гоголя Башмачкин, верно исполняющий все предписания - не имел денег даже на пальтишко. Но еще туже затянул пояс, накопил на новую шинель, а ее и украли тут же. Вот по факту ее новости и хорошести. Выделился из положенного ему нищенского фона, привлек внимание, и был тут же наказан за игру по правилам.
Он хоть задним числом, посмертно, но все же взбунтовался, стал тоже грабить всех подряд в виде привидения, пока случайно не ограбил того, кого винил, и на этом успокоился. Возмездие состоялось. Винил, кстати, не грабителей, а государство, поскольку с ним был договор. Ему служил, и от него ждал защиты и ответного исполнения правил.
А вот в повести "Собачье сердце" подобранный несчастный маленький Шариков, доведенный до собачьего состояния, получив помощь и перестав быть собакой - напротив, обнаглел. И в первую очередь стал считать себе обязанными своих спасителей. И сожрал бы их до последней косточки, кабы счастливо они от него не избавились, пожалев, что вообще его человеком пытались сделать. Не впрок шинелишка пошла, ой не впрок.
Или вот в фильме "Falling Down" доведенный до крайности Майкл Дуглас всего лишь осмеливается до требования своих элементарных прав, не то чтобы не крали у него что-то, а чтобы дали оплаченное - и уже за это система наказывает маленького человека. Впрочем, бунт у него игрушечный, он даже в бунте соблюдает правила, платит за взятое, и даже смерть свою подстраивает ради страховки для бывшей жены с дочкой. Вот эта самая жена его вытурила из дома, устроила запрет на приближение к дочери, и в конце оставила без оружия перед полицией. А он ради них все равно решил умереть.
Примерно то же самое, но гораздо длиннее, показано в сериале "Во все тяжкие". Как учитель химии, не заработавший ничего, кроме всеобщего презрения и кидалова, включая собственной семьи - все свои прегрешения за рамками закона ради них же и устраивает. Сам он так и остается верен своей "хорошести". Бунт на коленях.
В сериале "Фарго" уже иначе. И даже очень иначе между первым сезоном и пятым.
В первом сезоне маленький Мартин Фримен, который бьется как рыба об лед, играя по правилам - и получает только шиш на воротник, все его презирают и гнобят. Он получает в подарок "человеческую шинель" от некоего дъяволо-подобного существа, Билли Боба Торнтона. В виде убийства его бывшего школьного обидчика, а ныне мафиози. Фримен, поначалу робко, встает с колен, расправляет плечи, и в общем-то все складывается у него великолепно. Это была бы неправильная мораль фильма, поэтому все же восстание маленького человека заканчивается плохо, он наглеет, бросив вызов самой золотой рыбке и погибает. Но все же хотя бы поначалу его бунт приводит его к успеху.
А в пятом сезоне "повестка" уже во весь рост. И все задом наперед наизнанку. Жертва, маленький человек, угнетенная домашним насилием - устраивает бунт, и переубивает массу народа, добившись феноменального, феноменального, абсолютного успеха своего начинания. Вот только она такая же жертва, как Шариков. То есть это история успеха Шарикова из "Собачьего сердца", который успешно сдал на мясокомбинат профессора с ассистентом, да и кучу окружающей его "контры", и запанувал. Или это история жены Майкла Дугласа из "Falling Down", которая рассказывала полиции, что она маленький несчастный человечек, отчаянно угнетена страшным большим агрессором Майклом, и вот осмелилась его уконтропупить.
Упомянутого достаточно, чтобы заметить очевидную разницу. Поведение маленьких людей полностью отлично друг от друга, при выходе из "маленького" состояния. Разница точно та же, что между поведением старика и старухи из сказки про золотую рыбку. Ну, старуха же точно так же рассказывала, в непечатных выражениях, как ужасно старик ее угнетает. Он сильный, большой, плохо заботится о ней, маленькой. И старик рассказывал рыбке, что он угнетен старухой. А вот кто кого угнетал, тут ведь правду выяснить нетрудно.
В общем, при всей внешней похожести рассказов, это два сорта людей и два сорта поведения. Одни и правда овечки, и даже бунтуя, все еше не выходят из состояния овцы. И волки, те самые, которые объедают бедных овечек, но рассказывают, что это они тут овечки. Все врут.
Есть ли еще какие-то примеры сценариев для "бунта маленького человека"?
Чтобы расширить выборку и посмотреть, какие сценарии выхода из такого состояния вообще люди видят?