Если среди них есть "истинный", то все остальные, стало быть, "неистинные". И всякий шаг, который ведет не к "истинному" - есть отрицание этого самого смысла жизни. Ты берешь и спускаешь его в унитаз. А ежели каждый твой шаг есть оптимальный для достижения "истинного смысла" - то нет и свободы воли. Он заранее предписан, ибо он единственный только и оптимальный. Зачем нужен "выбор" существу, если оно ничего выбрать и не может, кроме единственно положенного?
Ну, если тебе дадено 6 и 6, и нужно получить 36, то нужно перемножить. Только перемножить. "Плюс", "минус" и "делить" только воображаемо наличествуют в выборе агента. В его личном выборе их нет. И обратно. Если он истинно свободен в выборе, то он истинно свободен в конечной цели. Значит, НЕ нужно ему получать обязательно и только 36. Нет у него такого смысла жизни, получить 36 и ничего иного.
Вовсе нет. Я говорю лишь о том, что такое "давание свободы ошибаться" есть "давание свободы достигать любой цели", а это, в свою очередь, означает отсутствие какой-либо особой, исключительной, единственно правильной цели.
Если учительница ДАЛА свободу делать что угодно, то какой угодно результат правильный. Любой из них ничуть не правильнее любого другого. Если же есть цель, смысл всего задания, есть правильные и неправильные ответы - то вовсе нет никакой свободы в выборе умножений, делений и вычитаний. Все, кроме правильного пути с правильным результатом, будет перечеркнуто и в конце будет стоять двойка.
Не могу с Вами согласиться. Но Вы подсказываете мне одно уточнение. Смысл жизни включает в себя и свободу как неотъемлемую составляющую.
В Вашем примере с учительницей ей нужно не только научить правильно решать задачу, т.е. усвоить способ решения, но и научить его самостоятельно находить. А для этого нужно предоставить свободу ошибаться. Этим нисколько не отменяется единственность правильного решения, но его нужно уметь находить.
Одно другое исключает. Ежели "учеба самостоятельности" была целью, то нет никаких правильных ответов. Стишок в конце уравнения равно правилен числу. Чем одно самостоятельнее другого? Либо же требуется ответ, тогда строго по формуле строго правильным образом без отсебятины. Техническая возможность ошибиться еще не свобода такие ошибки делать.
Если есть свобода решать, направо или налево, значит есть свобода, куда приехать. Или это только техническая возможность, хотя рулить мы обязаны строго определенным образом и приехать в строго определенное место. Учительница тут просто пример, и без ее наличия было бы то же самое. Мы машины, возникшие для решения чего-то? Или свободны в определении целей? Или туда, или сюда.
Нет. Вы не различаете цель и путь к цели. Учитель хочет, чтобы Вы пришли к цели. Допустим, это нужно сделать единственный раз в жизни - тогда, да, привести ученика, куда нужно, и баста. Но ведь ему придется это делать многократно, и в отсутствии учителя, потому нужно, чтобы он научился находить путь сам. В разных ситуациях, которые учитель не может предвидеть. И есть принципиальная разница между выучившим маршрут и умеющим прокладывать его самостоятельно - что может делать только свободный. Прекращайте упираться, сдавайтесь! Руки вверх!
Безотносительно. Ежели есть эта самая "правильная цель", то нет никакой свободы ее НЕ достигать. Должен придти, и придти именно к ней. Руль крутится свободно, но нет свободы его крутить как хочешь - должен теперь именно направо, а ровно через двести метров именно налево, потом три километра прямо и тд. точно до цели. Можно заменить компьютером.
Ничего НЕ меняет дополнительное условие, что этот единственный верный алгоритм ты еще и самостоятельно должен разработать. Все равно это одна и та же линия на карте. Нет у тебя свободы "ехать куда хочешь по любому маршруту". Нет свободы крутить руль как хочешь.
Ну, если откуда-то известно, что это именно "поперек" нужному, то, стало быть, это и есть ненужное, раз оно поперек. Нарушение программы. Поломка компьютера. Не было у него такой свободы это делать, иначе это не называли бы "поперек".
Reply
А ежели каждый твой шаг есть оптимальный для достижения "истинного смысла" - то нет и свободы воли. Он заранее предписан, ибо он единственный только и оптимальный. Зачем нужен "выбор" существу, если оно ничего выбрать и не может, кроме единственно положенного?
Ну, если тебе дадено 6 и 6, и нужно получить 36, то нужно перемножить. Только перемножить. "Плюс", "минус" и "делить" только воображаемо наличествуют в выборе агента. В его личном выборе их нет.
И обратно. Если он истинно свободен в выборе, то он истинно свободен в конечной цели. Значит, НЕ нужно ему получать обязательно и только 36. Нет у него такого смысла жизни, получить 36 и ничего иного.
Reply
Reply
Если учительница ДАЛА свободу делать что угодно, то какой угодно результат правильный. Любой из них ничуть не правильнее любого другого.
Если же есть цель, смысл всего задания, есть правильные и неправильные ответы - то вовсе нет никакой свободы в выборе умножений, делений и вычитаний. Все, кроме правильного пути с правильным результатом, будет перечеркнуто и в конце будет стоять двойка.
Reply
В Вашем примере с учительницей ей нужно не только научить правильно решать задачу, т.е. усвоить способ решения, но и научить его самостоятельно находить. А для этого нужно предоставить свободу ошибаться. Этим нисколько не отменяется единственность правильного решения, но его нужно уметь находить.
Reply
Если есть свобода решать, направо или налево, значит есть свобода, куда приехать. Или это только техническая возможность, хотя рулить мы обязаны строго определенным образом и приехать в строго определенное место.
Учительница тут просто пример, и без ее наличия было бы то же самое. Мы машины, возникшие для решения чего-то? Или свободны в определении целей? Или туда, или сюда.
Reply
Прекращайте упираться, сдавайтесь! Руки вверх!
Reply
Ничего НЕ меняет дополнительное условие, что этот единственный верный алгоритм ты еще и самостоятельно должен разработать. Все равно это одна и та же линия на карте. Нет у тебя свободы "ехать куда хочешь по любому маршруту". Нет свободы крутить руль как хочешь.
Или есть. И тогда нет предустановленной цели.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment