Оригинал взят у
tiropolk в
Суд Ануширвана.
Суд шахиншаха (царя царей) Ирана Хосрова Ануширвана. Памятник в Тегеране. Скульптор Голамреза Рахимзаде. Построен в 1940 году в правление первого шаха из династии Пехлеви - Резы-шаха Великого.
Ануширван (фарси, букв. «бессмертная душа»), Анушаграван (пехлеви), вошедший в легенды, частично мифологизированный царь из иранской династии Сасанидов - Хосров I Ануширван (правил в VI веке.). Имя Ануширван, отличавшегося, согласно легендам, мудростью и справедливостью, стало нарицательным для образа справедливого царя.
Хосров Ануширван благодаря проведёнными им реформам, значительно облегчившим жизнь населения Сасанидской державы, и успехам в деле укрепления положения Ирана, вошёл в историю как самый великий правитель из династии Сасанидов. Его покровительство наукам, литературе и веротерпимость сыграло значительную роль в деле его популяризации среди народов Ирана и его соседей. Уже при последних Сасанидах, когда Иран переживал упадок, а затем после завоевания Ирана арабами и последующего почти тысячелетнего господства над Ираном тюркских династий, образ Хосрова Ануширвана стал легендаризироваться.
Начало его литературному образу как образу идеального правителя положил Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме». В дальнейшем образ Хосрова стал покрываться всё большими легендами, воспевались его героические подвиги, поэтический талант, строгость нравов и идеальная мудрость. Хосров стал героем многих народных сказаний, повествований, музыкального фольклора. Имя Хосров стало одним из популярных среди знати. Но наибольшим показателем популярности образа Хосрова Ануширвана было то, что многие восточные средневековые государи Ближнего Востока, в том числе неиранского происхождения, вели генеалогию своих родов от Хосрова. Многие правители, вступая на престол, брали себе тронное имя Хосров или Кай-Хосров.