Rock and Roll Hall of Fame - это памятник американскому предпринимательству. Знаменитый на весь мир и гребущий миллионы культурный феномен, созданный на ровном месте из ничего, если не считать 65-ти миллионов долларов. Большая часть самых знаменитых «холоффэймщиков» вообще не американцы. Битлз, Роллинг Стоунс, Пинк Флойд, Квин, Полис, Абба... ЧТО? Абба? При чём тут рок и даже ролл? Ага, а при чём Супримз с Дианой Росс? При чём тут Саймон с Гарфункелем? При чём какие-то певцы кантри 50-х годов? С каких пор Леонард Коэн - это рок'н' ролл?
Для начала давайте ответим на два вопроса, которые сегодня уже почти не задают: что такое hall of fame и почему музей в Кливленде.
У военных есть аллеи славы - это я понимаю. Потом кто-то придумал сделать что-то похожее для спортсменов - мол, многие не выиграли или не добрали медали и трофеи, так давайте создадим для них «холл славы», музей истории спорта. Естественно, только популярного спорта типа бейсбола или футбола - чтоб народ ходил и платил. Если ты не добрал медалей в бобслее или фехтовании - увы и ах. Если добрал - тоже.
У актёров кино если звёзды на голливудском бульваре - но это всё же лишь фигуры на тротуаре, а не музей. В целом работники искусства довольствуются ежегодными премиями, всеми этими Оскарами, Тони, Эмми и, конечно, Грэмми. И у всех есть что-то типа награды за пожизненные/карьерные достижения и влияние на данный вид искусства. Эту категорию можно было бы расширить и давать какой-нибудь «Грэмми легенде» - да хоть пять штук в год. Но тогда не будет ещё одной церемонии, ещё одного междусобойчика, ещё кучи денег и повода построить музей.
Поэтому в середине 80-х возник Rock and Roll Hall of Fame. Нет, не музей, просто церемония награждения в Нью Йорке. К Кливленду это не имело вообще никакого отношения. К року... к року имело, конечно, но больше к роллу. Есть четыре категории награждения: performer (певец, группа), early influence (музыкант, оказавший влияние на развитие современной музыки - тут вам и блюз, и кантри, и джаз, и много чего ещё вплоть до спиричуэлсов), non-performers (композиторы, продюсеры, диск-жокеи, владельцы студий, и так далее) и, наконец, нечто вроде награды за лучшую второстепенную роль - музыканты, о которых вы не слышали, подвевки и бэк-гитары, барабанщики и саксофонисты, они всю жизнь были на заднем плане, но тоже оказали, повлияли...
Как комиссия по награждению определяет «rock and roll» я так и не поняла. Есть номинационный процесс, потом голосование. Ни то, ни другое не имеет, как мне кажется, отношения к чистоте жанра. Я предлагаю не напрягаться по поводу наличия в одной группе Металлики, Мадонны, Боба Марли и Пола МакКартни - и это только «М». На “J” имеем Джексон 5, Майкла Джексона, Элтона Джона, Джэнис Джоплин и Билли Джоэла. Это просто музей современной музыки, как её видит некая комиссия, и да Бог с ней. По крайней мере, все знаменитые рокеры, от Police до Чили Пепперов, от Стоунов до Аэросмита и от Дорз до Guns’n Roses там наличествуют - уже спасибо. (Deep Purple нету, но это отдельная песня.)
Короче, имеем Hall of Fame. Почему бы не построить к нему музей? Если вам это кажется нормальным вопросом, то поинтересуйтесь, почему бы не построить музей Эмми/телевидения или Тони/театра? Зачем ежегодной церемонии награждения музей? Ну как зачем? Туристы придут. Нью Йорк, естественно, решил, что музей построят... ну а где же ещё? И сидел, сложа руки. Но тут вмешались Мемфис, Детройт, Цинцинатти и Кливленд. Каждый вопил про своё влияние на мир музыки. У нас такой-то концерт прошёл, у нас такой-то выступал, здесь была знаменитая студия... А выиграл Кливленд, хотя это такая же колыбель рок'н'ролла как я звезда балета. Но городские старейшины обещали 65 миллионов. И поблажки с налогами. Плюс красиво там, на озере Эри, вид классный открывается. Город удобно расположен, климат сносный...
Музей совсем новенький. В 93-м году открылся. Когда я приехала в Америку, его ещё не было. А сейчас без него невозможно представить город. Да что там город, он вписался в культуру и эпос штата и даже страны как будто всегда там был. Люди едут со всей Америки и даже со всего мира. Мы были там в будний день - толпы, толпы. При недешёвых билетах.
И тут я оставлю в покое свой цинизм и скажу вам честно: классный музей. Мы провели в нём почти 5 часов; не скучали ни дети, ни я. Там семь этажей. Пять для постоянной экспозиции, а последние два по очереди отводят для одной группы или исполнителя. В наш визит это были Grateful Dead. Вы слышали когда-нибудь про Kennedy curse? Так вот, Кеннеди рядом не стояли с Гарсия и Ко. Там на стене висели фото и биографии всех исполнителей, которые когда-либо выступали с Grateful Dead. Примерно половины уже нет (а их было много, так что выборка приличная). Как-то не модно у них до 60-ти доживать. Not sure how grateful they are to be dead.
Впрочем, не только Grateful Dead. Интересно было бы посчитать, какой процент музейных рокеров дотянул до старости. Сплошные инфаркты, раки, аварии... Инфаркт - дело такое. Высоцкий вон тоже умер от инфаркта. Кроме Джэнис Джоплин «передозировка» указана как официальная причина смерти только у пары человек. Опасная это профессия - рокер. Посмотрите, вот он без страховки идёт (и чего-то поёт, очень громко поёт).
Но я отвлекаюсь. В музее масса интересного. Во-первых, истории и фотографии, очень хорошо сделанные и качественно подобранные. Во-вторых, конечно, меморабилия. Перчатка Майкла Джексона, костюм Элвиса, гитара... кого только можно. В-третьих, очень много видео. От пасторов, проклинающих рок'н'ролл за сексуальность до концерта U2 в 3D. По одному телевизору крутят The Wall Пинк Флойда, про другому - набор из клипов МТВ разных годов. Подписи всех inductees на стене рядом с гигантским телевизором, где транслируют лучшие куски ежегодной церемонии (которая по прежнему в НЙ, хотя Кливленд встал на уши, и ему пообещали проводить церемонию там - раз в три года). Устал ходить-читать, сядь на лавочку в одной из комнат/кинотеатров, посмотри видео. На последнем этаже транслируют «живые» концерты представленной группы.
В-четвёртых и в главных, музей заполнен музыкой. Там очень много listening stations - кабинок с наушниками. И вот где раздолье. Можно слушать по жанрам, по декадам, по году попадания в Hall of Fame, даже по водоразделу “легенда - one hit wonder”, где целая коллекция песен от групп и исполнителей, которые ничем, кроме этой песни, не прославились (ага, Макарена там есть). Соотвественно, коллекция «легенда» - о тех, кто прославился куда больше, чем одной песней.
Устал, возьми ланч, сядь на балконе, любуйся красотой озера. Или сходи в магазин музея - вот где раздолье. Там есть диски всех и вся, майки какие угодно, гитары, постеры, чашки, и так далее. Дизайн мне, в основном, понравился. Ещё можно погулять вокруг музея - там огромные расписанные на все лады гитары и тур-автобус Джонни Кэша.
В общем, чисто коммерческое предприятие, без исторических корней и особого повода, на пустом (в буквальном смысле) месте. А так сделали, что любо-дорого. Через 100 лет о причинах и следствия никто не вспомнит, а традиция останется. И музей-красавец останется, хотя он, конечно, изменится до неузнаваемости. Но я уверена, что в нём будет интересно.