1%, или политэкономия 101

Dec 15, 2011 15:56

Сижу тут на вечеринке недавно, а рядом два биохимика пристроились. Или один просто биолог? Не помню. Но оба милейшие такие, интеллигентные мужчины. Оба работают по соседству в National Institute of Health (NIH). Короче, сидят они рядом на диване и жалуются друг другу на недосдачу грантов на что-то там. Один говорит, кабы я была царица на Wall Street слишком много денег. Вот кому девать-то некуда. Надо налог ввести, хотя бы 1% на каждую транзакцию. А то продают-покупают триллионами, в основном спекулируют и цены то накручивают, то сбрасывают. Если по процентику с каждой сделки собрать, то наш бюджет в NIH вдвое можно было бы увеличить. А мы бы наукой занимались спокойно. И всем было бы лучше. Второй говорит, эх....

Ну я отошла оттуда тихо, не стала вмешиваться. Забыла даже про этот эпизод. И вдруг на днях становлюсь свидетельницей другогой беседы, в этот раз двух молодых женщин. Одна архитектор, а вторая инженер, что-то там к строительству дорог относящееся. Не русские в этот раз, а индуски. Обе работают на правительство (ну у нас тут в Вашингтоне двое из трёх на правительство работают, так что это не новость) и тоже жалуются на недостаток средств. Бюджет урезают, строят меньше. А у нас столько всего недостроено, куча инфраструктуры ещё времён Очакова и покоренья Крыма, надо обновлять, надо чинить, надо перестраивать...
И тут одна замечает, что на Wall Street слишком много денег. И надо бы налог ввести, хотя бы 1% на каждую транзакцию. Если по процентику с каждой сделки собрать, то бюджет на строительство вдвое, а то и втрое, можно было бы увеличить. И всем было бы лучше. Вторая говорит, эх....

Ну тут уж я не выдержала и вмешалась. Извините, говорю, но ваш процентик уже тю-тю. Его биологам отдали и биохимикам, на нужды. А то у них подопытные крысы уже всех подопытных обезьян от голода пожрали и постепенно переходят на реактивы. От этого мутируют, и если мы их срочно не накормим, то Стивен Кинг будет нервно курить в углу.

Ну нет, нет, этого я не говорила. Просто заметила, что на процент с добычи финансовых акул уже есть желающие в NIH. Одна из девушек возмутилась, мол, они там лекарства для богатых старых толстяков изобретают, кому они нужны. Другая её поправила: не, то фармацевтические компании, а государственные конторы как раз «хорошими» исследованиями занимаются. Ладно, порешили первый процент отдать NIH, а с Wall Street брать 2%, и второй уж точно на дороги и тоннели.

Я с ребятами на работе этими историями поделилась, с молодыми программистами. Они говорят, а чего 2% то? Там на Wall Street столько бабок, им и 5% не убудет. И фармацевтически компании тож не доплачивают. И нефтяные. Дороги дорогами, пока стоят вон, и Виагру не требуют кушать не просят, а кролики пусть жрут морских свинок, но вот всеобщее здравоохранение нам страх как нужно. И ещё там пару идеек накидали, как бабло распилить. Я предложила ввести программистский налог - цент за строчку кода - и накормить голодных детей. Но это почему-то не пошло и мне ядовито порекомендовали ввсети налог на бизнес-анализ, доллар за документ. Да ради бога, говорю, не мне ж его платить. Не моя компания. Владелец пусть платит, а навар гоните матерям-одиночкам, а то во всём мире нам пособия платят, а в Америке ни хрена.

Я когда-то интервью читала с неким фермером, выращивающим кукурузу. Если бы, говорит, американские хозяйки согласны были платить всего на 5 с больше за пачку кукурузной муки (да они бы не заметили вообще!), мы бы расплатились со всеми своими долгами и накупили новое оборудование. Это старое было интервью, до экономического кризиса. Поэтому он предлагал обдирать бедных домохозяек, а не ненавистный Wall Street. Но логика, но логика...

А ещё я анекдот вспомнила. Кто знает, простите заранее. Приходит охотник к знакомому генералу и спрашивает: «Хочешь расскажу, как в Австралии страусов ловят?» Тот: «Конечно хочу.» Ну вот, бреются, значит, австралийцы налысо и зарываются в песок - так, что одна голова торчит. Страус приходит, видит, яйцо. Садится и начинает высиживать. Тут его и ловят. Генерал обрадовался, на вечеринке, говорит, друзьям поведаю.
Приходит на вечеринку. Знаете, говорит, как в Австралии страусов ловят? Мне друг-охотник рассказал. Бреются, значит, австралийцы налысо и зарываются в песок. Так, чтоб одни яйца торчали. Страус приходит, видит, яйца. Садится и начинает высиживать. Тут его и ловят. Я только одно не понял: нафиг они налысо-то бреются?

Вот и я, как тот генерал, так и не поняла: на что потратим налог вредоносных страховых компаний на каждый отказ по платежу?
Previous post Next post
Up