Четыре Всадника

Nov 03, 2009 17:40

Я всё собираюсь вернуться к Малколму Глэдвеллу и его книге Blink. Точнее, к описанному Малколмом магу и чародею мгновенных оценок семейного счастья или отсутствия оного Джону Готтману. Не пытайтесь воспроизвести технику Готтмана дома - даже профессиональные психологи оказались неспособными предсказать вероятность сохранения брака, просмотрев часовую запись разговора супругов, с вероятностью намного больше 50-ти процентов. Слишком много всего происходит одновременно, эмоции наползают одна на другую, вытесняя подтекст, а выражения лиц затмевают оттенки выбора эпитетов. К тому же пойди уследи за двумя людьми одновременно - пока один говорит, у другого что-то проскальзывает в глазах, но плёнка крутится, и наблюдатель запросто может пропустить «ключик» к настроению одного из супругов.

Технике Готтмана можно научиться но это занимает месяцы, а то и годы (хотя уровня мастера не достигает никто - профессор может услышать минутный разговор пары в ресторане и определить, что говорящим стоит подумать о найме адвокатов и разделе имущества). Впрочем, зачем нам его умение? Нам важно другое. Знания, лежащие в основе методы Готтмана, могут пригодиться вам в семейной жизни или помочь дать правильный совет сомневающемуся другу. Потому что в этих случаях у вас не час времени на «да» и «нет», а недели, месяцы, годы. Многих ошибок можно избежать, если приложить к своим (или чужим) отношениям лакмусовую бумажку Джона Готтмана. В чём же его секрет?

Готтман не пытается схватить все эмоции или настроения. У него есть список, с которым сверяются аспиранты в начале учёбы, но сам он в основном следит за «четырьмя всадниками» семейных проблем: постоянная/мгновенная готовность к обороне, обструкция, критика и и презрение. И главным критерием является презрение. Критика предметна: ты эгоист и вечно забываешь о годовщине свадьбы; тебе плевать на меня, я тебя больше не возбуждаю; ты никогда не слушаешь, что я тебе говорю. Презрение же адресовано не поведению, а человеку. Ты сука. Ты сволочь. Ты подлец.

Критика больше свойственна женщинам, а обструкция - мужчинам. Одна сторона начинает нудить, другая раздражается и игнорирует критикана. Из-за этого первая сторона критикует ещё больше, вторая ещё глубже уходит в себя, и так далее. Замкнутый круг. Она пилит. Он молчит. Идёт на сторону или просто «выключает» супругу. Эти браки, бывает, спасают, но шансы невелики - всё зависит от того, насколько дело запущено и готовы ли стороны изменить ситуацию.

Другая расхожая реакция на постоянную критику - оборона. Да я чего, да я ничего, да ты на себя посмотри. Ты носки грязные разбрасываешь. Да? А ты готовить не умеешь, вот. Да при чём тут готовка? Ты когда научишься убирать за собой? Когда ты научишься не сжигать яичницу. Или не так. Ты совсем ко мне охладела в постели. Я? Ды ты чего. Ты, ты. Отлыниваешь от секса. Да не олтыниваю я. Это просто неделя такая. Ага, а прошлая неделя? А что прошлая? Да ты сам не стараешься меня возбудить! Ну и так далее. Конструктивного подхода - ноль. Они могут продолжать до бесконечности. Проблема ухудшается на порядок когда она говорит: «Ну ты и мудак.» «А ты дура,» - отвечает он. Это уже шаг к презрению.

Презрение не знает половых различий. Юнисекс оно. И не лечится - то есть критиканов и обструкционистов иногда «вылечивают» терапевты, предлагая фокусироваться на конкретной проблеме, а не смешивать все грехи в одну кучу, или просто не напрягаться по мелочам. А презрение - близкая родственница отвращения - не проходит. Можно пообещать перестать обзываться нехорошими словами, но отношение не изменишь. Потому что это отношение не к поступку, а к ЧЕЛОВЕКУ. Презрение даже коррелируется с количеством болячек. Когда любимый человек выказывает презрение, это плохо влияет на иммунитет. Про уровень стресса нечего и говорить. Почувствовав, «узнав» презрение, Готтман ставит диагноз, не раздумывая. Потому что с человеком, разбрасывающим носки, или сжигающим яичницу, или набравшим вес, или сидящим часами в интернете может быть будущее. Даже с «никогда не слушающим», «вечно опаздывающим» и «невнимательным к нуждам детей» может быть будущее. Но какое будущее с мудаком, дурой, импотентом, толстой коровой?

Мораль сей басни проста. Первые три «всадника» - серьёзная угроза браку. Не научитесь слушать друг друга и конструктивно решать проблемы - капут. А четвёртый «всадник», презрение, - это приговор. Руки в ноги. Не говорите, что вас не предупреждали.
Previous post Next post
Up