Моя бабушка сорок лет преподавала физику в старших классах. Она всегда говорила, что, с точки зрения интеллектуальных способностей, ребёнка можно испортить, но практически невозможно "улучшить". Чем старше я становилась, тем более спорным казалось мне это утверждение. Ну, про испортить понятно: если ребёнка с младенчества не развивать, оставлять часами одного, если он с детства слышит только мат, если его бьют и спаивают, то в какой-то момент мозг «закроется» и ничего уже не сделаешь, или почти ничего. Физике точно не научишь. А вот насчёт «улучшить» я не понимала совершенно. Как так нельзя улучшить? Бабушка объясняла, что практически любого ребёнка, при наличии времени и желания, можно чему-то обучить; если человек не клинический идиот, из него можно сделать хорошиста. Из многих можно даже сделать отличников. Природные способности при этом какие есть, такими и останутся - дело лишь в количестве вложенных усилий и денег.
Бабушка часто рассказывала об учениках со средненькими способностями, которых репетиторы и родители дотягивали до четвёрок и пятёрок. А талантливые ребята - те, что ловили всё на лету и решали нестандартные задачи, часто были из семей, где никто ими не занимался. Конечно, самых больших успехов добивались те, кто и от природы был талантлив, и не ленился, но талант зачастую помогал в учёбе больше, чем любое количество зубрёжки.
Недавно в воскресной книжной секции «Washington Post” Стевен Кинг опубликовал интересное эссе - свой взгляд на писательский процесс. В частности, он там походя разнёс все и всяческие классы и курсы, где учат писательству. Это, говорит, приработок для преподавателей - в наши дни публикациями книг и статей много не заработаешь, если ты не звезда первой величины в мире публицистики и/или литературы, вот они и подрабатывают, обещают "научить писать". Можно научить каким-то азам, правильному грамматическому построению фраз (этому должны были в школе научить, если по честному), построению сюжета... Но если у человека нет таланта, то он будет, в лучшем случае, хорошистом от писательства. Добротные поделки будет шлёпать на приличном русском языке. Это не значит, что талантливым людям не надо учиться - надо, просто большинство народа, заполняющего подобные классы - графоманы, которые, потратив кучу денег и времени, начнут производить на свет более качественную и грамотную графоманию. (Замечу в скобках, что речь идёт об Америке - я не знаю, есть ли такие курсы в России.) Мой профессор американской литературы в колледже говорил то же самое. Большинство студентов в его классах могли научиться грамотно строить предложения и выражать свои мысли, но читать их опусы всё равно было скучно. Изюминке не научишь.
Когда я всерьёз решила писать по-английски, то подумала, что неплохо бы подучиться. Всё-таки язык другой, правила иные, и дело даже не в грамматике, просто форма зачастую определяет содержание, а опыта у меня нет - даже школьного. Короче, записалась на интернет-курсы, программа называется Breaking into Print; она привлекла меня индивидуальным подходом - там нет классов, есть только ты и твой ментор. Вот сейчас, думаю, меня научат по-английски писать. А мне после трёх домашних заданий говорят: «Могу помочь подобрать подходящие журналы для публикаций, выбрать стратегию маркетинга, посоветовать в выборе тем, а писать вы уже умеете, только не ленитесь редактировать собственные тексты, девушка.»
А теперь о сексе. Куда ж мы без него?
akimal спросила моё мнение: хорошими любовниками рождаются или становятся? Я сразу вспомнила свой пост про
моторный идиотизм - есть такие, кого ничему не научишь, хоть кол на голове теши. А вообще секс мало отличается от любого другого умения: чему-то можно научить, а чему-то нет. Тюленя можно научить жонглировать мячиками. Почти из любого человека можно сделать качественного ремесленника. Но Левшу из него не сделаешь. Казанову тоже. С «изюминкой» рождаются, а дальше - редактировать и редактировать.