Эмоции и физиогномическое восприятие.
Гипотезы. Видим ли мы сначала движения, жесты и сами выражения и только затем догадываемся об их значении на основе прошлых случаев, когда мы наблюдали нечто аналогичное? Нет. Этот процесс слишком быстр и автоматичен, появл-ся в столь раннем детстве и слишком независим от мышления и способ-ти к дедукции. Вызывает л у нас вид эмоционально возбужденного чел-ка идентичные чувства, кот. мы приписываем воспринимаемому лицу? Нет, мы м/воспринимать враждебность др. чел-ка, не испытывая ее, или также страсть, оставаясь бесстрастным.
Физиогномическое восприятие не отлич-ся от др. видов восприятия. Для него также необходимо наличие подготавливающей схемы, готовой воспринять info и задать направление дальнейшему обследованию, в процессе кот. осуществится сбор новой info. Эта info специфицирует нечто, действительно существующее (эмоцию или чувство др. чел-ка). Эти состояния представляют собой предвосхищения (гнев - это внутр. аспект предвосхищенной агрессии).
Два допущения:
1) люди действительно должны предоставлять некот. info, чтобы сигнализировать о своих намерениях,
2) воспринимающий д/обладать схемами для сбора этой info.
Вероятно, такие схемы даны нам от рождения. Подобно р. животным, мы рождаемся в какой-то мере готовыми к сбору экспрессивных сигналов, поступающих от др. представителей нашего биологич. вида.
Схемы, относ-ся к действиям и физиогномическому восприятию, подвержены такому же значит. развитию, как и др. когнитив. структуры; они оч. зависят от соц. опыта.
Есть значит. развития в физиогномич. восприятии: два чел-ка, наблюдавшие третьего, м/резко расходиться в оценке того, что этот чел-к чувствовал или имел в виду.
Самопознание и общение.
Приобретение знаний о самом себе требует длит. времени. Самопознание зависит от познания других; для самовосприятия необходимы схемы, впервые формир-ся в физиогномическом восприятии. Ребенок в конце концов научается предвосхищать свои собственные действия и думать о себе как о конкрет. личности, но только на основе общественно формирующихся представлений о том, чем может быть чел-к.
Соц. действие тоже создает когнитив. структуры.
Многое из того, что нам следует знать об обществе, о др. людях и о самих себе, м/получить только из вторых рук. Будучи социал. существами, мы во многом зависим от чужой info, относящейся ко всему, что невозможно наблюдать непосредственно.