Учебный год окончен. Часть 1

Jul 01, 2020 20:49


Учебный год окончен. Ура :)

Можно подводить итоги, начну с короткого размышления - в связи с годовщиной НЕ-Конференции. О ней уже писали Кобцева и Киселева, и я сердцем присоединяюсь к словам благодарности команде Гизи за это событие. НЕ-Конференция была в честь 30-летия лицейско-гимназического движения. Хорошкола тоже гимназия (и прогимназия), и мне кажется это знаково: хотя статус лицеев и гимназий дезавуирован, называться так - престижно. Движение дало очень много для российской школы: сформировало safe space для ботаников (вроде меня, хотя я учился только в гимназическом классе обычной школы, но даже это сработало), сохранило креативное ядро педагогов для сегодняшней трансформации школы (сегодня они руководят школами - а в 90е им тоже нужен был safe space), оттестировало и отшлифовало идею профильного образования, удержало верхнюю планку образовательных требований.

Возможно, именно эта глобальная значимость достижений лицеев и гимназий является основанием для принудительного тиражирования достижений и ликвидации тех самых safe space. Равенство доступа к образованию для всех граждан страны - это не только равенство финансирования (Н рублей на каждого ребенка), но еще и равенство доступа к успешным методическим наработкам. Поскольку парадигма равного доступа в образовательной политике 2010х доминировала, объяснение выглядит логичным. Хотя это не более чем мои размышления по итогам нескольких лет общения в тусовке. С поправкой на мой социальный оптимизм



О размывании границ школы

Древнее общее место дискуссий о школе: школа есть вещь в себе. Или замкнутый мир - для тех, кому Перумов роднее Канта. Спит себе в своем хрустальном… эм, ларце. В 60-е ее будили практиками на заводах, в 80-е будили ученые со своими научными обществами и прочими Электрониками. А сегодня будит Национальная технологическая инициатива (НТИ) и предпринимательство. В Хорошколе хорошо, нам вообще вздремнуть не дают все три года жизни Гимназии (за то и любим). Выходите, говорят, из зоны комфорта в актовый зал, мы вам Нюту Федермессер привезли. С бодростью и оптимизмом, без сахара и ГМО.

В этом году привезли Школьный Акселератор Сбербанка. Я уже писал о программе два поста, а еще подробнее освещала ее в течение года Мария Васильева. До ШАС я три года общался с людьми, которые учат детей предпринимательству, благодаря Поротникова, Андрусов и Медведева. Видел прекрасные примеры кооперации учителей и с вузовским ППС, и с корпорантами. GVA (создатели ШАС) сделали четырехзвенную модель сопровождения: платформа с теоретическим материалом, тестами плюс доступ к живым методистам; куратор у каждой школы, чьи дети участвуют в программе; педагоги самой школы; профессиональные стартаперы в роли менторов ученических проектов. Я думал, что у детей голова пойдет кругом - нифига, хорошкольники разобрались быстрее своих учителей.

О размывании границ школы. Часть 2

Выросла требовательность родителей. Рост численности возрастной когорты школьников в 2010е повысил уровень конкуренции между ними, а введение ЕГЭ отменило для школ важную отмазку, которая была раньше: мол мы не можем ориентироваться на требования вузов, потому что у разных вузов разные требования. Теперь ответственность за подготовку к поступлению в вузы в такой сильной степени возложили на школы, как никогда раньше. А все прочие зоны ответственности никто конечно у школы не забрал: она и камера хранения (безопасность), и разумное доброе вечное (эрудиция), и воспитатель, и профориентатор, да еще и про патриотизм не забудьте.

Риск клиентских отношений с родителями в России, как мне кажется, связан с низкой культурой такого типа отношений у нас. Клиент в патерналистском государстве - это человек, которому все вокруг должны.

Школа

Previous post Next post
Up