«Зелёная» энергетика с политическим лицом «Эксперт Online», Сергей Кисин
Присоединение Крыма увеличило совокупный энергодефицит юга России до 2,5 ГВт в год. Дефицит энергоресурсов способны восполнить проекты альтернативной энергогенерации, но в рамках существующего законодательства они не окупятся. Поэтому развитие альтернативной энергетики на юге России стремительно приобретает политическую значимость
Энергодефицит давно уже стал основным сдерживающим фактором для развития экономики ряда южных регионов. Средняя ежегодная выработка электроэнергии в ЮФО и СКФО за последние три года составляла 76-83 млрд кВт•ч при возрастающих потребностях на уровне 85-88 млрд кВт•ч. По данным оперативно-диспетчерского управления ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», совокупный энергодефицит ЮФО и СКФО в 2013 году составлял порядка 1,5 ГВт установленной мощности.
Ещё до разделения юга России на два федеральных округа в стратегической перспективе увеличение спроса на электроэнергию (при оптимистическом сценарии социально-экономического развития) к 2025 году оценивалось в 2,9-4,6 раза относительно уровня 2005 года - до 163-266 млрд кВт•ч в год. И даже с учётом всех намеченных к вводу в эксплуатацию генерирующих мощностей прогнозировалось, что в середине следующего десятилетия совокупный энергодефицит на юге страны сохранится на уровне 44% (минус 92 млрд кВт•ч).
Сегодня к незалатанной дыре общего энергодефицита добавился Крым, где собственная генерация и близко не покрывает имеющиеся потребности (мощности полуострова позволяют удовлетворить лишь 10% спроса на электроэнергию). По подсчётам главы департамента стратегии и маркетинга столичной компании ООО «ГПБ-Энергоэффект» Антона Ряпосова, дефицит установленной мощности на полуострове превышает 1 ГВт.
Проблему увеличения энергодефицита на юге России можно решать вполне традиционным путём - либо строить новую генерацию (особенные надежды возлагаются на гидроэнергопотенциал в горной части ЮФО и СКФО), либо развивать сетевое хозяйство для покрытия дефицита перетоками из других объединённых энергосистем. Другой путь - развитие альтернативных видов генерации, «сырья» для которых на солнечном, ветреном и обильном гидроресурсами юге России в изобилии.
Однако до сих пор все региональные проекты в альтернативной энергетике неизменно оставались на бумаге. Основная причина - в том, что себестоимость «зелёной» энергии высока, и выгодным её производство становится лишь в том случае, если оно субсидируется государством. Необходимость компенсировать крымский энергодефицит может вновь активизировать усилия инициаторов проектов в нетрадиционной энергетике по получению такой поддержки. На руку им будет играть то, что альтернативные энергомощности в Крыму уже были созданы, но с переходом полуострова под российскую юрисдикцию некоторые из них пришлось остановить, и сейчас они никак не используются.
Украинские рецепты
Как отмечает Антон Ряпосов, согласно оценке потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Крыма, проводившейся в 2011 году в рамках проекта «Улучшение качества общественного обсуждения приоритетов развития Крыма», с технической точки зрения альтернативная энергетика может полностью обеспечить потребность полуострова. И соответствующие проекты не замедлили появиться.
Ключевым игроком в альтернативной энергетике Крыма в последние три года была австрийская компания Activ Solar, которая, по данным Центра противодействия коррупции РК, контролируется близкими к экс-президенту Украины Виктору Януковичу братьями Андреем и Сергеем Клюевыми. Построенные компанией шесть солнечных электростанций общей мощностью около 400 МВт позволяли покрывать четверть всех потребностей Крыма в электроэнергии. Кроме того, в Крыму было запущено пять ветряных электростанций (ВЭС) - Донузлавская, Тарханкутская, Сакская, Судакская и Восточно-Крымская - суммарной мощностью около 70 МВт.
Срок окупаемости крымских гелиостанций определялся в 10 лет с учётом того, что на Украине действовал «зелёный» тариф, стимулирующий развитие альтернативной генерации и обязывавший госпредприятие «Энергорынок» закупать произведённую энергию по повышенным ставкам (5 гривен за 1 кВт•ч). Это позволяло инвесторам спокойно вкладывать средства в развитие своего проекта. В планах Activ Solar значилось строительство ещё пяти станций (мощность - до 300 МВт, сумма инвестиций 1,3 млрд евро), но политический кризис, а затем уход Крыма в Россию прервал эти замыслы.
Однако на российском оптовом рынке «зелёного» тарифа, как известно, нет, к тому же отношение к солнечной энергетике по-украински у новых властей Крыма резко негативное. «Это мошеннический проект, который позволял государственной верхушке Украины зарабатывать около миллиарда долларов в год. Я отношусь категорически негативно к этому проекту с точки зрения его легализации. Ни одной копейки частных средств в этот проект вложено не было», - заявил на пресс-конференции в конце августа врио главы Крыма Сергей Аксёнов, сообщив, что за долги в размере 300 млн долларов гелиоэлектростанции Activ Solar могут отойти тройке кредиторов - Сбербанку, ВТБ и ВЭБу.
В Минэнерго РФ тоже нет единого мнения о реанимации остановленных крымских солнечных станций. В министерстве давно делают ставку на традиционные источники генерации, а тариф на солнечную энергию в России составляет 3,42 рубля (1,2 гривны) за 1 кВт•ч, что вряд ли выгодно инвесторам, поскольку такие расценки значительно увеличивают срок окупаемости их проектов. Впрочем, дефицит энергии на полуострове вкупе с политическими рисками (Украина грозит перекрыть поступление электричества в Крым в зимний период) может вынудить Мин¬энерго пересмотреть такой подход и возобновить работу гелиостанций.
Минэнерго не против
Вопросы господдержки в альтернативной энергетике действительно имеют первостатейную важность. По данным руководителя ООО НПП «Донские технологии» Владимира Паршукова, срок окупаемости различного оборудования в нетрадиционной энергетике составляет от 7 до 25 лет, что при нынешних сложных условиях кредитования попросту превращает проекты в этой сфере в нерентабельные. «С точки зрения экономической эффективности, большая часть подобных проектов не сможет окупиться и обеспечить требуемый уровень надёжности энергосистемы региона», - констатирует Антон Ряпосов.
Однако в мае прошлого года федеральное правительство сделало шаг навстречу «альтернативщикам», выпустив распоряжение № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии». В нём государство определило основные правила расчёта ставки на мощность для объектов, функционирующих на основе ВИЭ. По словам Александра Селихова, заместителя генерального директора «Ветрогенерирующей компании», планирующей реализовать проект ВЭС в Ейске, новые правила гарантированно позволяют вернуть вложенные инвестиции в течение 15 лет работы ветропарков с нормой доходности 14%, если проект пройдёт конкурсный отбор в 2014 году, и 12%, если это произойдёт в 2015 году и позже.
Однако, уточняет г-н Селихов, основной причиной отказа крупных инвесторов и девелоперов от участия в соответствующем конкурсе стал требуемый уровень локализации производимого оборудования для объектов ветрогенерации на территории России. Для ветропарков он составляет 35% ввода в 2014 году, в 2015 году - 55%, а в 2016 году и позже - 65%. При этом совокупный потенциал возобновляемой энергетики только в Краснодарском крае достигает величины 2,5 млн тонн условного топлива в год. Пока же этот потенциал используется в энергобалансе Кубани не более чем на 2%.
В федеральном Минэнерго оптимистично прогнозируют, что к 2020 году объём генерации на основе ВИЭ в топливно-энергетическом балансе России вырастет в 2,5 раза - до 6 ГВт. «Мы сегодня занимаем лидирующие позиции по добыче нефти и газа, но при этом в рамках разработки энергетической стратегии, которой сегодня занимается министерство энергетики, мы стараемся несколько переформулировать роль ТЭК в жизни страны, - формулирует задачу на перспективу директор Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ Алексей Кулапин. - Если сегодня ТЭК - это локомотив, то с точки зрения проекта стратегии до 2035 года роль ТЭК - это обеспечивающая инфраструктура. То есть ТЭК должен создавать условия для развития других отраслей экономики. И основным является вопрос инноваций».
Слишком дорогое удовольствие
Однако далеко не все придерживаются оптимистичного представления о большом будущем альтернативной энергетики в России. По мнению главного специалиста института «Ростовтеплоэлектропроект» Адольфа Чернявского, несмотря на наличие соответствующего закона, сегодня не существует механизмов привлечения бюджетных дотаций и другой помощи, чтобы довести срок окупаемости проекта ВИЭ до приемлемого срока в 7-8 лет. «При работе в этом сегменте солнечные установки смогут быть рентабельными, если выработанная ими электроэнергия будет продаваться по цене, в три-четыре раза превышающей цену киловатта, полученного из традиционных источников», - уточняет г-н Чернявский. Правоту его расчётов как раз и подтверждает сравнение упомянутых выше нынешнего российского тарифа на солнечную энергию и цены, по которой она покупалась на Украине.
«К 2020 году в России будет лишь один процент генерации, работающей на ВИЭ, в то время как в Евросоюзе - 20 процентов, хотя по себестоимости производства одного киловатт-часа возобновляемая энергия почти сравнялась с атомной», - считает член-корреспондент РАН Александр Клименко, отмечая, что за последние 30 лет КПД фотоэлементов вырос в 200 раз и в ближайшие годы будет составлять уже не менее 40%. Поэтому, убеждён г-н Клименко, сегодня необходимо создать национальную программу развития ВИЭ, обеспеченную финансовыми и материальными ресурсами.
Однако в условиях «санкционной войны» и при затруднённом доступе к «длинным «деньгам» как раз с материальными ресурсами у потенциальных инвесторов существуют большие проблемы. Например, только для Крыма, по оценке Антона Ряпосова, необходимый объём инвестиций в строительство генерации на альтернативных источниках энергии составит более 125 млрд рублей - причём без учёта инвестиций в развитие инфраструктуры (из расчёта средней стоимости генерации на альтернативных источниках, составляющей около 2,5 тысячи евро за 1 кВт). Понятно, что без поддержки государства такие проекты не потянет ни один инвестор, поэтому лишь изменения в политической ситуации могут хоть как-то поспособствовать оживлению на рынке альтернативной энергетики и покрытию энергодефицита юга.