Судьбы космонавтов из "Интеркосмоса" - от героев до изгоев.

Apr 12, 2015 22:39

Была у СССР такая програама - Интеркосмос».
Благодаря ей и России-Советскому Союзу Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР (Восточная Германия), Чехословакия (сейчас - Чехия и Словакия), Румыния, Куба, Монголия, Вьетнам, и даже Афганистан - космические державы.
 Наши дали критерии, по которым надо было отобрать космонавтов, В указанных странах это выполнили.
Подготовка отобранных в качестве кандидатов в космонавты граждан социалистических стран была организована в подмосковном Центре подготовки, космонавтов (ЦПК) имени Ю.А.Гагарина.
Международные экипажи комплектовались в соответствии с принципом: командиры экипажей - летчики-космонавты СССР космонавты-исследователи - граждане НРБ, ВНР, ГДР, Республики Куба, МНР, ПНР, СРР и ЧССР.

2 марта 1978 г. - полет на «Союз-28», командир корабля летчик-космонавт СССР А.А.Губарев и космонавта-исследователя гражданин ЧССР В.Ремек.


Летчик-космонавт, Герой ЧССР, Герой Советского Союза, Владимир Ремек закончил летное училище в ЧССР, затем в 1976 г. Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в СССР.
После полета работал преподавателем в военном училище в ЧССР, в 1988 г. закончил Академию Генштаба СССР.
После «бархатной революции» ушел в отставку из армии, работал директором космического музея в Праге (до 1995 г.), далее - в фирме «ЧеЗет», сотрудничавшей с Россией. Работал советником посольства Чешской Республики по торгово-экономическим вопросам в России.
В 2003 г. и 2009 г. был избран в Европарламент от Компартии Чехии и Моравии.

27 июня 1978 г. -  Петр Климук (СССР) и Мирослав Гермашевский (ПНР) на «Салюте-30» стартовали в космос.


Мирослав Гермашевский родился в 1941 г. в семье помещика на оккупированной немцами Волыни, в польском селе Липники . В свете нынешних событий интересная информация о детстве первого польского космонавта:
Во время на село нападения УПА и присоединившихся к ним украинских погромщиков мать потеряла полуторагодовалого Мирослава в снегу, но утром его нашли отец со старшим братом, которые поначалу посчитали его уже замёрзшим.
Отец Мирослава, его дед и некоторые другие его родственники погибли от рук УПА в 1943 году во время «Волынской резни».
Демблинское военное авиационное училище  и Военную академию Генерального штаба в Варшаве  Служил в истребительной авиации ПВО Польши. С 1976 года - в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
В 1981 году, после введения в Польше военного положения, входил в состав Военного совета национального спасения.
В 1982 году окончил Военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова в Москве. Был назначен начальником польского лётного училища «Школа орлят». Затем был заместителем начальника Главного политического управления польской армии -  до1988 года, когда политические органы в польской армии были упразднены.
С 1988 по 1991 год служил комендантом (начальником) Высшей офицерской лётной школы. Являлся заместителем командующего ВВС и ПВО Польши.
В середине 90-х на волне антисоветчины новые польские власти на какой-то период  лишали пенсии первого польского космонавта, обвиняли во всех грехах за участие в Военном совете в 1981 г.
C 2000 года - бригадный генерал в отставке. На общественных началах занимается пропагандой космонавтики.

27 августа 1978 г. - на пилотируемом корабле «Союз-31» совершили полет  Валерий Быковский (СССР) и Зигмунд Йен (ГДР).


Зигмунд Йен родился в 1937 году в поселке Раутенкранц в рабочей семье. Работал в типографии печатником. После службы в армии был зачислен курсантом Высшего авиаучилища в ГДР. Служил офицером в ВВС и ГДР. В 1966 году был направлен на учебу в Военно-воздушную академию (нынче - имени Ю.А.Гагарина) в Москве, которую закончил в 1970 году . Служил летчиком-инспектором ВВС ГДР. В 1976 году был удостоен звания "Заслуженный боевой пилот Германской Демократической Республики". Прекрасно зная российский язык, переводил на немецкий советскую военную литературу. С 1976 года - в Центре подготовки космонавтов.
С 1980 года по 1983 год являлся заместителем начальника управления ВВС ГДР. С 1983 по 1990 год служил в одном из военных НИИ ГДР. После объединения двух Германий был отправлен в отставку и до 1993 года по сути дела находился не у дел.
Помогал собирать средства на лечение бывшего руководителя ГДР Эриха ХонеккераЮ находившегося  в Чили, перед самой его смертью.
С 1993 года работает представителем Германского космического агентства в Европейском космическом агентстве. Занимается вопросами подготовки космонавтов для полетов в космос на американских и российских космических кораблях по программам Европейского космического агентства.
У себя в родном городке создал музей космонавтики.

10 апреля 1979 г. - на корабле «Союз-33» - Николай Рукавишников (СССР) и Георгий Иванов (НРБ).


Первый болгарский космонавт Георгий Иванов родился в 1940 г. В 1964 году окончил Высшее военно-воздушное училище, после чего служил пилотом-инструктором в училище. С 1968 года по 1975 служил командиром эскадрильи ПВО. С 1975 года по 1978 служил командиром истребительной эскадрильи (лётчик-истребитель I класса С марта 1978 года  - в Центре подготовки космонавтов.
После совершения космического полёта продолжил нести воинскую службу, был инспектором ВВС Болгарии. Избирался депутатом в Великое народное собрание Республики Болгария. В начале 1990-х гг. принимал участие в создании частной авиакомпании «Эйр София», был управляющим директором. Однако бизнес не пошел, и в последние годы Иванов занимался популяризации гольфа в стране, а также участвовал в благотворительных программах.

26 мая 1980 года -  «Союз-36», с Валерием Кубасовым и гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем.


Берталан  Фаркаш родился в 1949 г.
После школы поступил в авиационно-техническое училище. После окончания училища проходил службу в истребительской авиации войск ПВО Венгерской Народной Республики. С марта 1978 года - в Центре подготовки космонавтов.
После распада социалистической системы о нем быстро забыли. Однако уже в 1994 году пришедшее к власти правительство социалистов вспомнила о первом венгре в космосе и присвоило Фаркашу звание бригадного генерала. Он должен был служить на должности военно-воздушного атташе посольства Венгрии в США. Однако через три месяца в США полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Космонавт был  отозван в Венгрию и а в 1997 году уволен из армии на пенсию.
Страстный поклонник футбола и не менее увлеченный апологет распространения эсперанто.
Пытался заниматься предпринимательской деятельностью, после чего решил вернутся в политику. Сейчас он член консервативной политической партии «Венгерский демократический форум».

23 июля 1980 г. - «Союз-37»,  Виктор Горбатко (СССР) и Фам Туан (СРВ)
Фам Туан родился в 1947 году.


Он был известным и популярным во Вьетнаме задолго до космического полета.
Он вырос в крестьянской семье, был настолько слаб и изможден однако в армии служил авиационным техником.  Учился в СССР , где  настолько окреп физически и показал большие сполсобности, что было принято решение сделать из него пилота. Несмотря на то, что из-за войны Фам Туан не доучился, он со временем стал лучшим летчиком Вьетнама. Воевал сначала на МиГ-17, потом на МиГ-21 в самом известном авиаполки СРВ «Сао До» («Красная звезда») и был одним из 5 летчиков вьетнамских ВВС, кому было позволено совершать посадки и взлетать абсолютно со всех аэродромов Северного Вьетнама.  В 1972 году, когда он сбил американский бомбардировщик В-52. Эта победа оказалось единственной за всю войну, когда этот стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем. Он стал настоящим героем вьетнамской нации.


После полета в космос учился в Военно-воздушной академии имени Ю. А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама. Туан до сих пор в строю и возглавляет Главное управление оборонной промышленности Министерства обороны. Он Генерал-лейтенант ВВС, обладатель всех высших орденов страны.

18 сентября 1980 г. - на  советский орбитальный комплекс прибыли Юрием Романенко (СССР) и Арнальдо Тамайо Мендес (Республика Куба).


Мендес родился в 1942 году, рос сиротой, работал с 13 лет. Освоил несколько профессий. На срочной службе в армии его определили в авиацию. Закончил Ейское авиаучилище в СССР. На его счету более 20 боевых вылетов и около 1400 часов налета.
С 1981 по 1992 года возглавлял аналог советского ДОСААФ - Общество военно-патриотического воспитания. Депутат Национальной ассамблеи (четырех созывов), Председатель Ассоциации дружбы Куба-Россия. На Кубе он по-прежнему настоящий Герой.

23 марта 1981 г.,  - советско-монгольский экипаж: Владимир Джанибеков (СССР) и Жугдэрдэмидийн Гуррагча (МНР).



Джанибеков и Гурагча на приеме у Цеденбала. Рядом с Цеденбалом его русская жекна.

Гуррагча родился в 1947 г. в семье скотоводов, у него было 9 братьев и сестер. Учился, в армии попал сначала в связь, потом в авиацию.  В 1972 г. закончил школу младших авиационных специалистов в СССР, затем продолжил военную службу. В 1977 г. закончил   Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Служил инженером по авиационному оборудованию в авиационной эскадрилье монгольской армии.
С апреля 1978 года  - в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке.


После полета Гурагча сделал блестящую карьеру на родине, став в 2000 году Министром Обороны. Он до сих пор чрезвычайно популярен на родине, являясь одним из самых известных людей за всю историю Монголии. Было депутатом Хурала (типа нашей Думы). Сменил родовое имя  на Сансар (космос) и теперь его правильнее называть Жугдэрдэмидийн Сансар. Среди нынешних его увлечений развитие русского хоккея в Монголии.

15 мая 1981 г. - советско-румынский экипаж Леонид Попов (СССР) и Думитру Прунариу (СРР).
Думитру Прунариу родился в 1952 г. ъ


В 1971 г. окончил физико-математическую школу, в 1976 г. - Аэрокосмический факультет Бухарестского Политехнического института  как авиационный инженер,  начал работать инженером на авиационном заводе.
1978 года  - в Центре подготовки космонавтов.  Ученый и инженер Прунариу получил армейский чин только перед зачислением в отряд космонавтов.


Тем не менее, в 2000 году он получил звание Генерал-майора ВВС.
После полета  занимался наукой, преподавал и учился. Около года был послом Румынии в Российской Федерации. В июне 2010 года назначен председателем Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Кроме того, с 2007 года возглавляет представительство Румынии при Европейском Союзе в Брюсселе.

Программа «Интеркосмос» разрослась и до распада СССР  состоялись совместные полеты с космонавтами из несоциалистических стран.

С 24 июня по 2 июля 1982 г. состоялся космический полет советско-французского международного экипажа. В состав экипажа вошли советские космонавты В. А. Джанибеков, А. С. Иванченков и французский Ж.-Л. Кретьен. Транспортный корабль «Союз Т-6» доставил их на борт орбитальной станции «Салют-7», где уже находился основной состав (А. Н. Березовой и В. В. Лебедев).
Кретьен родился в 1938 г. В вооружённых силах Франции с 1959 г. В 1961 г. окончил Французскую воздушную академию.


Жан-Лу Жак Мари Кретьен - первый иностранец, совершивший 2 полета на советских пилотируемых кораблях, первый иностранец побывавший на обоих космических станциях (Салют-7 и Мир), первым иностранным космонавтом прошедшим подготовку по программе «Буран-Энергия», стал первым гражданином не СССР и США, вышедшим в открытый космос.
Второй полет начался 26 ноября 1988 года. Корабль назывался «Союз ТМ-7». Экипаж: Александр Волков, Сергей Крикалёв, Жан-Лу Кретьен. На старте присутствовали  Президент Республики Франсуа Миттеран и музыканты «Pink Floyd», чей концертный альбом «Delicate Sound of Thunder» советские космонавты взяли на борт, этот альбом стал первым рок-альбомом, прозвучавшим в космосе.
В декабре 1988 года Жан-Лу Кретьен был произведён в генеральский чин.
В 1990-1993 годах проходил подготовку к полётам на КК «Буран» и совершал тренировочные полёты на Ту-154и МиГ-25.


Третий раз полет Кретьен совершил 26 сентября по 6 октября 1997 года на шаттле Atlantis.
В результате несчастного случая в 2001 году (на него упал сверлильный станок в магазине) он был вынужден оставить космическую карьеру. Сейчас активно занимается бизнесом и спортом, является вице-президентом нескольких крупных компаний.

3-11 апреля 1984 г. - советско-индийский полет: Ю. В. Малышев, Г. М. Стрекалов и индийский космонавт Ракеш Шарма. Они работали с основным экипажем комплекса «Союз-7»-«Союз-Т»:Л. Д. Кизимом, В. А. Соловьевым и О. Ю. Атьковым. 
Р.Шарма родился в 1949 г.
Закончил в 1970 г.  Национальную академию обороны. Служил в ВВВС Индии, где сделал хорошую карьеру.


После полета Шарма с огромной помпой был встречен в Индии, но продолжал заниматься авиацией, будучи летчиком-испытателем. Лично участвовал в разработке и испытании легкого перехватчика для индийских ВВС. Активно сотрудничает он до сих пор с Индийской организацией космических исследований (ISRO), которая постепенно готовит собственного исследователя космоса.

Мало кто теперь помнит, но в космосе побывал и гражданин многострадальной ныне Сирии.
22 по 30 июля 1987 года - полковник Мухаммед Ахмед Фарис с совершил космический полёт на корабле «Союз ТМ-3». Кроме него в состав экипажа входили Александр Викторенко (капитан) и Александр Александров.
Фарис родился в Алеппо в 1951 году.  В 1969-1973 гг. - учился в Военно-воздушной академии Сирии. Служил летчиком-инструктором.
В начале 2000-х Фарис возглавлял авиашколу в Алеппо, где жил со своей семьей. Своего младшего сына он назвал Мир, в честь нашей орбитальной станции.


Более о нем ничего не известно.
В 2012 г. Информация от турецкого агентства: сирийская оппозиция опубликовала видеоролик, в котором Фарис выражает свою солидарность  «Свободной сирийской армии».

7 по 17 июня 1988 года - на аппарате «Союз ТМ-5» (посадка на корабле «Союз ТМ-4»). Экипаж: Анатолий Соловьев, Владимир Савиных, (СССР) Александр Александров (Болгария).
Александров родился в 1951 г. В 1974 году окончил высшее военно-воздушное училище в Болгарии.
Александров был дублером у первого болгарского космонавта Иванова, но все-таки смог пробиться в космос. Таким образом, Народная Республика Болгария стала единственной страной в рамках Интеркосмоса, которая смогла отправить на околоземную орбиту сразу 2-х своих представителей.


По окончанию полета Александров работал при Академии Наук,  потом занимался бизнесом аувиаперевозок. Сейчас живет в Софии, защитил докторскую диссертацию. Увлечением Александрова стал гольф, которому он отдает немало своих сил и средств.

29 августа 1988 года - последний запуск по программе  «Интеркосмос» с иностранным космонавтом.  Экипаж: Владимир Ляхов (капитан корабля), Валерий Поляков, капитан ВВС Афганистана Абдул Ахад Моманд.


Посадка происходила внештатно. В связи со сбоями датчиков на запуск двигателей космонавты чуть было не погибли. И спасло их действие именно афганца. Он, нарушив инструкции Центра Управления полета, лично проверил приборы и указал на ошибку командиру Ляхову. Все решила одна минута. Командир корабля сориентировался и прервал программу приземления. В итоге обоим пришлось просидеть в тесном спускаемом аппарате больше суток, но, в конце концов все кончилось благополучно.
Судьба Абдул Ахмада сложилась наиболее сложно. По возвращению домой он стал заместителем министра гражданской авиации Республики Афганистан, но после прихода к власти талибов бежал из страны и попросил политического убежища в Германии. Где и проживает сейчас со своей семьей. У Мухаммада небольшая фирма, никак не связанная не с авиацией, ни с космосом.

Информацию искала в сети, часть отсюда: http://mamlas.livejournal.com/852818.html

Вот здесь  http://astronaut.ru/bookcase/books/kozirew/text/03.htm?reload_coolmenus интересно и подробно про отбор и подготовку космонавтов программы «Интеркосмос».

СССР, история, космос

Previous post Next post
Up