Байка о раскрестьянивании в сталинское время все еще популярна в ряде либералов-маргиналов и иже с ними.
Сейчас подняла публикации бурятских "районок", вот где сердце кровью обливается. Вот где подлинное раскрестьянивание и бесчеловечность! Нате, ешьте свою дерьмократию и свой "рынок"!
"Особенностью современной республики, по данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, является высокий удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции - около 80%. О чем это говорит? Сельчане, вытесненные с рынка труда из-за развала производств, вынуждены сконцентрироваться на домашнем подворье. В настоящее время личное подсобное хозяйство выступает главным, а порой и единственным способом выживания в бурятском селе. При этом, отмечают эксперты, происходит натурализация хозяйства многих сельских семей.
Но ведение личных подсобных хозяйств не спасает от бедности, поскольку с развалом системы потребительской кооперации, сократились возможности для сбыта собственной продукции. При этом в немногих сохранившихся хозяйствах непосредственная занятость в сфере производства также не дает повода для оптимизма, поскольку даже имеющаяся работа является одним из факторов бедности населения!
Низкие заработки в сельском хозяйстве не дают возможности привлечь специалистов, сохранить кадры и развивать производство.
В селах Бурятии происходит стремительное старение населения с одной стороны и постоянный отток молодежи с другой. Кроме того, деревня превратилась в поставщика дешевой временной рабочей силы для города, в строительстве, в частном строительстве, в торговле, где очень большая текучесть кадров, в бытовом обслуживании. Часто они выполняют непрестижную работу, официально не оформляются и являются бесправной рабочей силой.
И еще цифра: в индивидуальных хозяйствах находится всего 9 процентов посевной площади сельскохозяйственных угодий. Огромные площади земли сельскохозяйственного назначения - 75 процентов! - не используются, заброшены, поросли бурьяном и сорняками, а маломощные сельскохозяйственные предприятия, растерявшие за реформенные годы весь свой потенциал, способны обработать относительно небольшие участки площадей от 2000 до 5000 тысяч гектаров.
Сложно представить мысли и чувства людей, если бы они узнали, что через годы плоды их многолетнего нелегкого труда по подъему бурятской целины, повышению плодородия почв в нашей сибирской зоне рискованного земледелия "реформаторами" новой России будут пущены под откос.
Страшная картина запустения царит в лежащих на боку селах. Исчезли, развалены, растащены ранее возведенные гаражи, ремонтные мастерские, зернохранилища и здания молочно-товарных ферм, корпуса птицеферм. Эти развалины народ окрестил по-своему: "Чечней". По сути такой своеобразной "Чечней" стали все бурятские села, подвергшиеся многочисленным экспериментам в сельском хозяйстве и по большому счету не имеющие четкой государственной поддержки сегодня.
Но между тем у нас был отличный опыт ведения сельскохозяйственного производства, о чем говорит практика десятка .крепких колхозов-миллионеров, стабильных устойчивых хозяйств помельче. Они держали на себе всю сельскую социальную составляющую, давали работу, стабильность.
….. В числе людей, получивших на излете советской эпохи звание Героя Социалистического труда, был председатель колхоза им. Ленина Мухоршибирского района Анатолий Петрович Калашников. Если добавить, что к этому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989), кавалером орденов Ленина и Знак Почета, заслуженным агрономом Республики Бурятия, то это говорило только о том, что честь воздавалась по заслугам.
Колхоз, которым руководил два десятка лет Анатолий Петрович, в советское время был известен далеко за пределами Бурятии. Именно при Калашникове он приобрел экономическую устойчивость и статус племенного хозяйства, стал колхозом-миллионером. В нем производили зерно, молоко, мясо, шерсть, разводили племенной скот и овец, занялись племенным коневодством, в том числе чистокровными английскими рысаками. Причем одна такая лошадь на аукционах уходила по стоимости автомобиля "Волга". А в год продавали до 15 чистопородных жеребчиков и 25 кобылиц, за вырученные деньги от которых легко за год обновляли весь тракторный парк колхоза! Не говоря о том, что деньги свободно лежали на банковских депозитах и позволяли достаточную свободу для выбора решений в развитии села.
Он был единственным в Бурятии, кто полностью в 80-х годах прошлого столетия газифицировал село! Колхозное жилье в Никольском по набору удобств и благоустройства ничем не отличалось от городского: горячая, холодная, вода, отопление, надворные постройки, сады-огороды. Вопреки утверждениям "реформаторов" о том, что в советских колхозах преобладал рабский, ручной неэффективный труд, у него всюду механизация и автоматизация - автопоилки, кормораздатчики, машинная дойка коров вплоть до уборки навоза.
Крупный машинно-тракторный парк, где одних К-700 было 14 тракторов, позволял возделывать землю по всем требованиям агротехники.
Трудно представить, каких бы успехов могло добиться хозяйство дальше, если бы не разрушительные "реформы" 90-х. "Мы держались до конца", - говорит об этом бывший председатель бывшего колхоза.
То есть до 1998 года, до той поры, когда его сменили на посту, а после колхоз тихо ушел в небытие. Представьте, что стоит за этими словами: мы держались до конца! Получается, крестьяне, сельчане держали круговую оборону, пытаясь сохранить свое хозяйство - от кого бы вы думали? - от власти, от системы, запустившей каток разрушения села. Села, которое по определению является основой государства, его становым хребтом.
Это самая страшная российская трагедия последнего времени, когда в результате "реформ" была разрушена сама среда обитания сельчанина, пущена под откос его территория жизни. И поднимется ли российское крестьянство с колен - вопрос, поскольку пока особых изменений в жизни села нет.
Он трижды прав, заметивший простую крестьянскую истину: "Надо быть полными дураками, чтобы зарезать курицу, несущую золотые яйца". Об этом мы разговаривали с последним ныне здравствующим Героем Социалистического труда Бурятии Анатолием Петровичем Калашниковым…..
К началу 90-х в колхозе полностью решили проблемы по производству зерна, молока, мяса, шерсти, что свидетельствует о постоянной работе по развитию кормовой базы. Хозяйство поставляло на рынок племенной скот, овец, чистопородных лошадей, давали дополнительный доход своя пасека, рыбное хозяйство. Крепкая материальная база позволяла людям уверенно смотреть в завтрашний день. До сего времени в Никольском стоят целые улицы, застроенные большими типовыми домами.
Квартиры люди получали бесплатно, мало того, молодым новоселам в довесок к квадратным метрам еще давали корову, поросенка, корма и 300 рублей на обустройство. Говорить о стабильных зарплатах, премиях, натуральной поддержке продуктами как-то не приходится. Все подразумевалось само собой. На колхозные деньги в селе построили здание правления колхоза, среднюю школу, торговый центр, сформировав так культурно-административный центр Никольского; гаражи, машинно-тракторные мастерские, молочнотоварную и конеферму…..
.. Надои молока. Головная боль всех хозяйственников того времени. Корма, строительство коровников, работа со скотом. Расчеты подсказывали, что лучше всего в колхозе создать племенное высокоудойное ядро молочного скота: "Не человек должен работать на корову, а корова на человека!".
С меньшим поголовьем животных, с меньшими затратами кормов, электроэнергии получать наибольшие надои молока. Калашников решает завозить в хозяйство выращенный скот черно-пестрой породы. Новое стадо высокоудойных коров вытесняет старое: от каждой коровы доярки надаивали в среднем до 5000 килограммов молока в год! Для Бурятии это рекорд, поскольку для местных пород коров при хорошей кормовой базе потолок едва достигал 3000 килограммов.
К началу 90-х настриг шерсти в колхозе увеличился до 3 кг в мытом волокне при высоких технических показателях. Сами по себе эти цифры для непосвященных мало что говорят, но все познается в сравнении. Любопытная таблица опубликована в третьем выпуске российского журнала "Овцеводство и шерстяное дело" за 1993 год. Оказалось, показатель по выходу шерсти в чистом волокне у чабанов колхоза им. Ленина Мухоршибирского района Бурятии претендовал почти на международный рекорд! Они со своим результатом оказались третьими после традиционных овцеводческих стран Австралии и Новой Зеландии, оставив позади себя Аргентину, Францию, Великобританию, США, Китай…..
.. что с колхозом? При Калашникове он, как и многие другие сельскохозяйственные предприятия Республики, тяжело выживал в провальные годы раскрестьянивания.
Без государственной поддержки, при взлетевших вверх тарифах на электроэнергию, ГСМ, диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства, сократившихся рынках сбыта. Далеко не все члены коллектива понимали сложности того периода. В 1998 году на общем собрании колхозники избрали другого председателя, помоложе, поверив его популистским обещаниям поднять производство, улучшить дела. Но ничего этого не случилось. Хозяйство в начале нулевых обанкротилось, и на сегодняшний день исчезло с карты Республики.
Источник - "Коммунист Бурятии", автор - Октябрина Ешеева, июль 2014 г.