Сарай два на два с крышей из жердей, покрытый соломой. Хлеб, вода и в редкие дни объедки с барского стола. Веревка на ночь и непосильная каждодневная работа с восхода и до заката солнца. Такой жизнью более 10 лет жил наш земляк, уроженец Кабанского района Валентин Белов.
...
«Они обозлились на русских».
Все началось с развалом Советского Союза. В то время молодой 36-летний Валентин работал в одном из алма-атинских колхозов в Урджарском районе. Вместе со всеми пахал, сеял и убирал урожай, но большая страна распалась. Растаяли и дружеские братские отношения между людьми.
- Как-то все в одночасье изменилось, - с болью вспоминает Валентин Белов. - Казахи почему-то с какой-то злобой стали относиться к русским. Практически все уехали домой, а я на свою беду остался.
Это была осень 1996 года. Уборка урожая подходила к концу. Валентин вывозил зерно в районный центр.
- До полевого стана было порядка 45 километров, и я уже возвращался обратно, когда мой «ЗИЛ» заглох. Машина уже на ладан дышала, ремонта не было, и я встал окончательно, - рассказывает Белов.
Недолго думая, мужчина отправился пешком. Знал бы он тогда, что все так повернется, пошел бы в другую сторону.
Его начальник, председатель колхоза, казах, которого все называли Шекер (сахар), пришел в ярость и повесил старый сломанный «ЗИЛ» на своего работника.
- Не помню, какую точно цену он заломил за это железо на колесах, но я не смог бы выплатить ее даже если бы работал на нескольких работах в течение нескольких лет, - вспоминает мужчина.
Впрочем, машину списали уже через неделю. Этот самый Шекер продал ее по запчастям, а Валентин Белов все равно остался должен. Паспорт, права и другие документы Шекер забрал в залог долга.
Около трех лет работал Валентин, получая только хлеб, рис, соль и литр молока в неделю.
Прикованный цепью.
Но это, как оказалось, было не самым тяжелым испытанием. По-настоящему рабская жизнь началась, когда колхоз развалился, а на его месте «новый казахский бай» Шекер организовал свое фермерское хозяйство.
Узник сидел на цепи, терпел побои и питался только хлебом и водой, которую изредка давал ему мучитель в награду за неустанный труд.
- Все, что делали в колхозе несколько человек, мне приходилось делать одному, - вспоминает Валентин, - уход за скотом, дрова, уборка навоза, поливка, прополка, даже не хочу вспоминать об этом.
За любую провинность невольник тут же получал «вознаграждение». Бил его в основном помощник Шекера, молодой казах Эсэм. В ход шло все, что попадало под руку. Полено, лопата, вилы. В особом настроении прилаживался и сам «бай».
Хуже всего Валентину Белову приходилось зимой. Сарай, где он жил, насквозь продувало ветрами, а одежды практически не было. Вместо кровати солома, вместо одеяла кусок старого брезента.
- Почему-то зимой в мороз становилось особенно невыносимо, - говорит Валентин.
Не было бы счастья.
Избавиться от рабских оков Валентину Белову помог случай. На ферме произошел пожар. Все имущество выносили из дому, и в суматохе никто не заметил как замученный рабством мужчина, отважившись на отчаянный поступок, стукнул своего мучителя сзади по голове.
- Я даже не понял, как это произошло, но я ударил его ручкой от лопаты, он упал. Сказать честно, я до сих пор боюсь, а вдруг я его убил, - говорит Валентин.
После того как Шекер упал, мужчина вытащил из его кармана бумажник. Там были деньги и казахский заграничный паспорт на имя Валентина Александровича Белова.
Для какой цели казах Шекер сделал его, мы уже никогда не узнаем, но это спасло Валентину жизнь.
До России Валентин добирался около месяца, но время было уже неважно. Он вырвался, его ждала родина.
В России Валентин Белов с 2006 года, но и на родине у него не все гладко. Из документов у мужчины на руках все тот же заграничный паспорт, сделанный Шекером. Зато здесь он встретил спутницу жизни и у них уже двое ребятишек.
- Жаль, на работу официально не устроишься, но я многое умею и поэтому не сижу без дела, - рассказывает Валентин.
Работает Валентин Белов в основном в Улан-Удэ на лесозаготовительных базах. Живет чаще всего тоже по месту работы в служебных бытовках. Но это для него не беда.
- Пусть работаю без пенсии, но зато на себя, деньги в кармане есть, могу купить себе все, что захочу, - говорит он.
Кстати, с первого заработка Валентин купил себя хороший теплый пуховик.
Сейчас он счастлив, во всяком случае, считает себя таковым, беды остались позади, еще бы кто с документами помог, тогда бы можно было вздохнуть совершенно свободно.
P.S. Герой нашего рассказа до сих пор опасается возмездия и преследования со стороны федеральной миграционной службы России, поэтому имя его мы изменили.
"УЗНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ" , Олег ДАНИЛОВ, "МК в Бурятии"