Оригинал взят у
m_kalashnikov в
Какое говно - этот "креативный класс"Борис Кагарлицкий
Никаким творческим пролетариатом они не являются, никакой эксплуатации ни в какой форме не подвергаются, никакого участия в создании новой стоимости не принимают. Их политэкономическая функция - потреблять, задавая более широким массам того же среднего класса и тиражируя потребительские модели, тренды, образцы, культурные нормы. Это не класс наемных работников, а масса наемных потребителей. По отношению к обществу они представляют собой явление того же порядка, что и финансовые и биржевые пузыри по отношению к экономике.
Главное «производство» креативного класса это его собственный образ жизни, его вкусы, пристрастия и развлечения. Но даже при капитализме невозможно содержать целый класс бездельников, вообще не работающих. Хотя это было бы рациональнее и дешевле с точки зрения всевозможных издержек сопровождающих «работу» представителей креативного класса (испорченные материалы, идущие на создание произведений «современного искусства», хорошая бумага, переводимая на издание глянцевых и псевдоинтеллектуальных журналов, электричество, пожираемое соответствующими интернет-проектами и т. д.), но открытое и декларируемое безделье создавало бы ситуацию публичного разрыва между «креативными» и всеми остальными группами среднего класса, тем самым подрывая способность данной группы выступать в качестве образца и, говоря её собственным языком, «трендсеттера» (по-русски: установителя тенденций). Потому нужно создавать и множить рабочие места, конкретная эффективность которых не очевидна даже для самих работодателей, но которые соответствуют реализации общих политэкономических задач неолиберализма.
Совершенно закономерно, что по отношению к сложившемуся социальному порядку эта группа принципиально консервативна. Причем она привязана не столько к капитализму как таковому, сколько именно к его сегодняшней форме. Поскольку её важнейшая функция состоит в эстетизации потребления и создании новых моделей потребительского поведения, достойных образованного среднего класса, эта группа не может не выступать с критикой примитивного и пошлого потребительства, характерного для массовой культуры прошлого. В этом смысле у креативного класса нет никаких проблем с «левым дискурсом» - в той мере, в какой этот «дискурс» (но не программа действий) совместим со специфическим образом жизни данной группы.
Нет никаких причин считать, будто «креативный класс» не может полеветь. Он очень даже может. Особенно, если формируется соответствующая мода с сопутствующим ей спросом, как, например, на майки с портретами Че Гевары (вчерашний день) или англоязычными антикапиталистическими слоганами (новый тренд).
Единственное, чего он не может, это полеветь всерьез. Потому что он вообще ничего не может всерьез.
Полностью -
http://znatech.ru/proekty/fbarrier/zagadka_kreativnogo_klassa/