Sep 08, 2011 21:37
Памятник «Мы вас завоевали»?
История, всегда понимаемая в России как политика, обращенная в прошлое, тогда не позволяла строить памятники «царским колонизаторам» в национальных республиках СССР. Ни в союзных, ни в автономных. Единственным таким исключением в то время был памятник Ермаку в казахстанском городе Аксу, который до 1993 года носил название Ермак. Установленный же еще в XIX веке в Грозном (Чечено-Ингушетия) памятник «умиротворителю» Кавказа генералу Алексею Ермолову был уничтожен в ходе революции 1917 года. Кстати, памятник Ермаку в Казахстане тоже был демонтирован, а впоследствии «возвращен» России и перенесен в город Змеиногорск в Алтайском крае.
При существовании чисто советской исторической моды на теории «добровольного присоединения к России» всех народов СССР центральные власти все же понимали, что незачем беспокоить национальные окраины установлением там памятников колонизаторам, как их ни назови. Москва в советское время не принуждала национальные республики устанавливать у себя памятники «землепроходцам», «миссионерам-просветителям» и «освободителям». В Сибири памятник «покорителю Сибири» Ермаку Тимофеевичу был поставлен в Тобольске на Иртыше еще в 1836 году. Памятник Ерофею Хабарову в Хабаровске был установлен в 1958 году в честь 100-летия основания этого русского города на Амуре.
Остальные памятники «умиротворителям» (генералу Ермолову в Ставрополе, Минеральных Водах, Пятигорске, Ермаку - в Томске, Новосибирске, Тюмени, Петру Бекетову - в Чите) были установлены в последние несколько лет, то есть в 2000-е годы. Кстати, автором мемориальной композиции в честь Петра Бекетова в Чите является наш земляк, «бурятский Церетели», известный скульптор Александр Миронов.
Бурятия, скорее всего, станет первой национальной республикой в постсоветской России, где будет установлен монумент «землепроходцам». По мысли инициаторов из РОО «Русский культурный центр», эта историко-политическая акция будет способствовать «гармонизации межнациональных отношений в Бурятии». Об этом они 3 года назад написали президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну, мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву, спикеру Народного Хурала Матвею Гершевичу и председателю Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александру Голкову.
Наиболее остро же требование установки памятника прозвучало в июне 1991 года. Тогда по инициативе Юрия Касьянова, атамана Верхнеудинского отдела Забайкальского казачьего войска и депутата Горсовета, на историческом месте Удинской крепости- острога был установлен деревянный Поклонный крест в память о казаках - основателях острога. Произошло это после проведенного в тот же день крестного хода с участием православных священников и верующих.
Управление архитектуры Улан-Удэ во главе с Павлом Зильберманом пыталось оштрафовать Касьянова за самовольную установку креста, однако в дальнейшем конфликт был улажен. В июле 1991 года на том же месте на Батарейной горе уже вполне официально с участием городских властей был установлен памятный камень с надписью о том, что «на этом месте будет сооружен мемориал в честь основания города». Через 2 года, в 1993 году, Забайкальский союз русского народа, возглавляемый Юрием Балковым, сыном известного бурятского писателя Кима Балкова, поставил на горе мраморный крест взамен стоявшего там деревянного.
С тех пор представители казачества и русских национальных организаций уже ровно 20 лет настойчиво требуют от городских властей (начиная с тогдашнего мэра Виктора Кукшинова и заканчивая Геннадием Айдаевым) выполнить данное им обещание - построить мемориал
Сергей Басаев
Отрывок из статьи "Мемориал со сложной судьбой"
газета "Новая Бурятия", 1 августа 2011 г.
провинция,
национализм,
чиновники,
Бурятия