Originally posted by
krupnov at
Основная проблема России заключается в том, что у нас нет геополитикиОсновная проблема России заключается в том, что у нас нет геополитики 08:30, 10 июня 2011 г. (вчера), блог на КМ.ру
Вице-президент Ирана по правовым и парламентским делам Мохаммад-Реза Миртаджеддини достаточно резко отреагировал на недавнее заявление Дмитрия Медведева, который не исключил дальнейшего усиления международного давления на Исламскую Республику. По словам высокопоставленного иранского чиновника, «Россия поплатится за то, что пошла по стопам американцев, и ее решение, без сомнения, вызовет всеобщее осуждение».
На мой взгляд, в настоящее время основная проблема нашей страны заключается в том, что у нас нет геополитики. То есть решения, которые принимаются по любому направлению (будь то Ливия или Иран), по частным аспектам вполне могут иметь свою логику и целесообразность. Но в стратегическом плане они ни к чему не привязаны. Это означает, что реально геополитикой занимаются другие субъекты мировой политики. А наши случайные, эпизодические и не привязанные ни к чему решения просто являются катализаторами чужой геополитики. В конечном счете все это системно действует против статуса и мощи Российской Федерации.
Что касается Ирана, то у нас, по сути, вообще нет последовательной иранской политики. Как и политики в отношении Афганистана или Индии. Причем в последнем случае надежда выплыть на инерции советско-индийских отношений привела к тому, что в последние 3 года США сделали эту страну фактически своим плацдармом в Азии. И Индия во всех отношениях ушла от серьезного взаимодействия с Россией. То же самое можно говорить и о такой важной составляющей геополитики, как геоэкономика. Если мы посмотрим реальную структуру нашего импорта, экспорта, структуру внешней торговли с государствами Среднего Востока, арабского мира и Латинской Америки, все свидетельствует о стагнации.
В этой связи возникает вопрос, как могут и вообще хотят ли российские элиты выйти в геополитическое состояние. Геополитика - это всегда долгосрочные цели. А что в свою очередь является долгосрочными целями России, если рассматривать азиатское и южное направления. Это, безусловно, выстраивание стратегического союза с Ираном. а в перспективе - формирование союзнической тетрады в составе России, Ирана, Индии и Китая. Эта тетрада имела бы потенциал задавать стабильность во всем регионе. В том числе с точки зрения афганской проблемы (пусть не сразу, но хотя бы со временем).
Вместо того чтобы заниматься последовательным выстраиванием
проекта РИКИ (Россия, Иран, Китай, Индия), с нашей стороны мы видим лишь набор изолированных решений. Второй важный момент. Безусловно, мы можем вполне справедливо упрекать иранскую сторону в тенденции к самоизоляции или в недостаточной сбалансированности принимаемых решений. Однако действия иранской стороны в ядерной сфере понять можно. События в Ливии, а до этого - в Ираке, Афганистане, Югославии, показали всему миру, что если у тебя нет ядерного оружия, то ты выступаешь не субъектом, а объектом мировой политики. К сожалению, это факт. Вот почему непонимание таких устремлений со стороны Ирана задает элементарную нечувствительность к мировым процессам.
Еще один важный момент заключается в том, что при всех претензиях, которые можно выставить иранской стороне, у нас у самих нет никакой последовательной иранской политики. В итоге каждый раз мы либо плетемся в хвосте событий, либо реализуем те решения, которые принимались в других местах и прежде всего за океаном. Вот почему нам нужна интенсивная и мощная иранская политика (как, впрочем, и афганская). Тогда Россия опять начнет приобретать тот вес на Среднем Востоке, которого там очень ждут.