Цель всех реформ можно озвучить следующим образом - заставить потребителя услуг оплачивать весь объем жилищно-коммунальных услуг.
Главным структурным преобразованием первого этапа реформы стало полное устранение государственного контроля за расходованием бюджетных средств. Вместо резкого ограничения и пересмотра состава функций, выполнявшихся ранее отраслью, в ней возникают подразделения, дублирующие функции специализированных предприятий, эксплуатировавших инженерные сети и инфраструктуру. До сих пор нет жесткого разграничения в городских водопроводных, канализационных, тепловых сетях между предприятиями-поставщиками и предприятиями ГЖУ. Последние - возникли без всякой производственной необходимости лишь в качестве аккумулятора денежных средств, собираемых с потребителей.
…Многими исследователями отмечалось, что сложившаяся на первом этапе реформирования система управления ЖКХ превратила коммунальные службы в монополистов на местном уровне. У занятых в этой сфере исчезли последние стимулы заинтересованности в улучшении качества работ, в первую очередь, поскольку такой состав и объем работ никем не регламентировался. В отрасли возникла парадоксальная ситуация, когда ее работники на практике не несли ни юридической, ни материальной ответственности за аварии, отключение подачи воды, тепла, энергии и т.п., поскольку при полном исключении государственного регулирования - функции управления и хозяйствования в ЖКХ были слиты. Это привело к неоправданному завышению производственных издержек ЖКХ, бесконтрольное установление цен на услуги, за которые в итоге расплачивалось как население, так и государство.
…. Для обоснования роста тарифов на ЖЭУ в России обычно приводятся данные, что на найм жилья средний житель в Европе тратит около 53% своего дохода. Однако при этом не учитываются отличия отечественных унифицированных серий жилья, не требующих больших эксплуатационных расходов. Кроме того, жилищные условия и нормативы качества коммунальных услуг в России на сегодняшний день не соответствуют уровню европейских стандартов. Средняя обеспеченность жилой площадью населения у нас в 3-3,5 раза ниже, чем в Европе.
Перепродажа тепла - бизнес, имеющий по разным источникам рентабельность 120-300%. Во все расценки заложены статьи амортизационных отчислений и на восстановление основных средств. Но, поскольку даже квартальными счетчиками тепла снабжено лишь 6,1% потребителей в России, сам норматив потребления рассчитывается, исходя из укрупненных показателей по отрасли. Многочисленные проверки выявляют намеренное накручивание расходной части опять же в условиях полной безнаказанности.
Ставшие привычными с 1998 г. локальные отключения тепла и понижение температуры теплоносителя из-за неплатежей управляющих компаний энергетикам привели к резкому сокращению срока службы в 2-4 раза ниже нормативного более 70% наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в условиях активизации свободного кислорода. В настоящее время дефицит мощностей водопровода по России составляет около 15%, а дефицит мощностей в коммунальной энергетике достигает 40%. Резко возрастают количество и тяжесть аварий в инженерных сетях.
deduhova.ru/srvreform/prerequisites.htm