Так называемые «массовые беспорядки», происходившие в центре Минска, были не чем иным, как попыткой государственного переворота. Они стали результатом заговора, организованного группой лиц. В пользу этого свидетельствует ряд обстоятельств:
1. Еще на старте акции на Октябрьской площади ее участники объявили о создании
«правительства национального спасения», в которое должны были войти все кандидаты в Президенты, за исключением Александра Лукашенко и Виктора Терещенко, а также председатель «рады БНР» Ивонка Сурвилла и Зенон Позняк. По сути, речь идет о создании антиконституционной хунты. Предлогом для марша к Дому правительства стали именно «переговоры» между представителями хунты и властями.
2. Заранее (за несколько недель) до этих событий со стороны оппозиционных сил велась активная пропаганда, направленная на мобилизацию своих сторонников для проведения массовых беспорядков в центре белорусской столицы. На это были затрачены большие усилия. Некоторые кандидаты в Президенты в ходе предвыборной агитации не столько рассказывали о своей программе, сколько призывали людей «на площадь».
3. Был создан подпольный штаб по подготовке переворота. В штабе были четко расписаны обязанности и функционал. Его деятельность не ограничивалась исключительно агитацией и пропагандой. Закупались электрошокеры, петарды, арматура, изготавливались бутылки с зажигательной смесью. КГБ Беларуси удалось
предотвратить приобретение заговорщиками около 3 тысяч металлических штырей.
4. 24 ноября заговорщики провели рекогносцировку, организовав пробное шествие от Октябрьской площади до Дома правительства. Как известно, тем же маршрутом они двинулись и 19 декабря.
5. В Минск прибыли группы боевиков из-за рубежа: российские нацболы и анархисты, украинские националисты и члены экстремистской группировки «Пора». Эти ребята просто так никуда не ездят.
6. Заговорщики блокировали работу Центризбиркома в разгар подсчета голосов, еще до того, как были озвучены первые предварительные итоги выборов. Следовательно, это никак не могла быть акция протеста. Против чего протестовать? Ведь не были известны еще даже результаты голосования! Лидеры оппозиции прекрасно осознавали, что проиграли выборы и пошли на силовую акцию. В этот момент они перестали быть оппозиционерами и стали путчистами.
7. Непосредственно перед выборами был образован оргкомитет по созданию так называемого
«Офицерского собрания»под руководством генерал-майора в отставке Валерия Фролова. Трудно сказать, сколько бывших людей в погонах сумела объединить эта нелегальная организация. Но ее лидеры не скрывали своих целей. В частности, генерал Фролов заявил, что поддерживает кандидатуру Андрея Санникова и подчеркнул: «Сейчас очевидно, что страна стоит на пороге серьезных событий, и офицеры не должны быть заложниками или пешками в этих событиях». После беспорядков 19 декабря уже очевидно, о каких «серьезных событиях» говорил отставной генерал.
8. Накануне и во врем самой акции проводилась активная психологическая атака на правоохранительные и силовые органы. Распространялись слухи о якобы имеющихся противоречиях между КГБ, МВД и военными. На площади против бойцов спецназа была организованна серия провокаций: запускались ряженые в милицейской форме, которые провоцировали драку, сыпались угрозы и т.д.
Косвенно в пользу определения событий вечера 19 декабря как попытки захвата власти говорят и оценки иностранных наблюдателей, в том числе, настроенных враждебно по отношению к Беларуси. Так, в программе Павла Селина
«Последнее слово», участников беспорядков называли «повстанцами». Андрей Суздальцев
провел аналогию с декабристами, которые, как известно, пытались совершить государственный переворот.
Какие силы поддерживали заговорщиков и кому была выгодна эта акция? Неужели сторонники хунты всерьез рассчитывали свергнуть власть или это была только провокация, имевшая другие цели? На эти вопросы пока нельзя ответить однозначно. С определенной долей вероятности можно выдвинуть несколько версий, которые объясняют случившееся.
Версия 1. Заговорщики действительно рассчитывали совершить переворот и прийти к власти. В их планы входил захват какого-либо значимого здания. В качестве такового был избран Дом правительства - на протяжении многих десятков лет символ исполнительной и законодательной власти нашей страны. Далее они рассчитывали обратиться к иностранным государствам за поддержкой. Об этом свидетельствуют заявления, сделанные близкими к заговорщикам людьми. Бывший председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, входивший в инициативную группу Андрея Санникова,
призвал ввести в Беларусь российские войска. В эфире уже упомянутой программы «Последнее слово» Наталья Коледа, директор так называемого «Свободного театра», сама принимавшая участие в беспорядках, заявила, что выступает за операцию НАТО против Беларуси.
Полный текст здесь