Талант

Dec 24, 2018 22:30



Борька Константинов - главный режиссер легендарного Центрального театра кукол имени Образцова! У меня челюсть отвисла.
Т.е., он там с 2013 года главреж, но я-то узнала об этом только сейчас! Случайно.

И вообще, оказывается, у Бориса такой послужной список - постановки от Сахалина до Каунаса и Германии, и что ни спектакль, то «Золотая маска», или какая другая премия. И куча интервью, и передача по «Культуре»… И вот - главреж лучшего всемирно известного театра Образцова!

Вот тебе и Боря, мальчик из иркутской деревни.

Мое остолбенение перешло в думу о том - а что же такое талант?
«У него прирожденный талант!»
А если не прирожденный?

В институте культуры наши группы - хореографов, театралов, музыкантов, «массовиков», методистов - сходились вместе на лекциях, мы бегали смотреть капустники друг друга. А еще я их театральной группе часто ставила танцы - то для тех же капустников, то для драматических отрывков.
Немного помню их нашумевшую первокурсную постановку «Бэмби» с пластикой Нелли Дугаржабон. И Бориса там тоже помню, и его будущую жену Любу в главной роли.

Борис ничем не отличался от остальной массы студентов ВСГИКа, вчерашних школьников-раздолбаев, слегка одуревших то свободы и самостоятельности. Я смотрела на всех них снисходительно, не принимая всерьез. Я-то была уже ого-го какой взрослой!
С их курсом мы так и продолжали дружить. Бориса забрали в армию на 2 года (тогда из вузов забирали), и он заканчивал институт уже не в СССР, а в «новой» России.

Остальные же ребята с курса Туяны Бадагаевой все были зачислены в театр кукол в 1990 году. Насколько помню, планировался ТЮЗ. Они, мои сокурсники-театралы, должны были стать костяком первой труппы.
Но через год началась катасройка, развал всего и вся, и о ТЮЗе было забыто. Ребята так и остались в кукольном актерами.
Тогда там же работал, например, Сергей Васильев, который сейчас блистает в Русдраме. Но он и кукольник был бесподобный. Ах, какой это был Емеля!

Впрочем, продолжим про Бориса Константинова.
Я нечетко помню, как Борис влился в театр, то ли сразу после армии, и заочно заканчивал институт, то ли потом. Неважно.
Времена была нелегкие, голодные, малоденежные. Но мы были молоды и веселы. И я в кукольном театре - уж не помню, с чьей подачи, преподавала сцендвижение на полставки.
Из своих «курсовых» парней считала самым талантливым - и самым безбашенным - Андрея Тимофеева. Он сейчас в Абаканском театре кукол, заслуженный артист России и все такое. А из девочек - Аллу Натансон и Лену Баранову. Алла и сейчас там работает, в кукольном, народная артистка Бурятии. А Елена доцент и завкафедрой в родном институте.

Борис решил вдруг поставить как режиссер спектакль для малышей «Лисенок-плут». Очень простой назидательный и понятный детям спектакль. На репетиции у меня в какой-то момент даже дрогнуло сердце - там был очень трогательный момент, что-то неуловимое происходило… Кажется, я сказала об этом Борису. И  совершенно по-новому на него посмотрела. Оказывается, у Бори есть талант!  И зачем он носит маску развязного ловеласа?..

Этот «Лисенок-плут» шел лет 20, а то и больше. Может, он и сейчас идет в нашем кукольном, я не знаю. К сожалению, расписание театра с дневными спектаклями для меня неудобно. Хотя летом удалось посмотреть в исполнении совсем другого поколения актеров нашего кукольного «Повесть от Петре и Февронии». Белиссимо, превосходно, я была приятно поражена!

А Борис тогда, в 90-е, вдруг вздумал учиться на режиссера кукольного театра. У парня к тому времени вообще-то уже была семья, маленький ребенок. Какой вуз, а кто будет семью кормить? Это я воспроизвожу суждения окружения Бориса.

Как все-таки важно верить в свое призвание, стремиться к новым духовным высотам и не давать болоту повседневности затянуть себя!

На мой взгляд, талант - как растение, требует постоянного питания духовной и интеллектуальной пищей. Если она заменяется рутиной и усилиями по физическому выживанию - росток постепенно засохнет. Окружение, даже очень близкие люди, крайне редко поддерживают стремление человека выпрыгнуть вверх, познать свои возможности, взять новую высоту. Я вот так и не решилась поехать учиться в Москву, ни после школы, ни потом, уже будучи самостоятельным человеком. Слушала свое разумное окружение, которое считало, что синица в руке - оно как-то надежнее. Нет, я никого не обвиняю, кроме себя, что мало верила в свои возможности.

А вот Борис не стал никого слушать, и, как мы сейчас видим, сделал совершенно правильно. Он не стал оглядываться на трудные времена, оправдывать свое сидение в провинциальном театре чувством долга, бегать по халтуркам. Не стал на это тратить свою молодость, откладывать все на
потом, ждать более благополучное время.

Иногда говорят - «раскрылся талант». У Бориса Константинова талант раскрывался и расцветал в новой «питательной» среде. И я очень рада за него, все свершилось и получилось, как надо.

А у молодежи нашей провинции есть вот такой пример. Чувствуете в себе талант, хотите сделать что-то большее - сбрасывайте с себя цепи из рутины, душевной лени, чувства долга и отсутствия средств. Да, чувством долга как цепями, многих вяжут.  А нужно пройти и через это тоже. И тогда, может, и у вас  раскроется дивный талант.

P.S. Какое забавное совпадение! Заглянула в вики - Борису сегодня, именно сегодня, когда я пишу этот текст, исполняется 50!

личное, культура, мысли, искусство, 90-е, творчество

Previous post Next post
Up