Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

Jan 23, 2018 00:14

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что причиной кровавых событий в школах страны стал распад общества, и, как следствие, распад системы воспитания новых граждан. Рассуждения о том, что виноваты школа, родители, криминализация молодежи, пропаганда насилия по ТВ и в компьютерных играх - это всего лишь констатация отдельных моментов этого распада.
Что же мы потеряли?
Как эпиграф к общей картине "воспитания нового человека" в СССР можно было бы взять высказывания И.Сталина о том, что Великую Отечественную войну выиграл сельский учитель.

Итак, что из себя представляла система советского воспитания?
Целью всей системы образования провозглашалось воспитание гармонично развитого человека, способного на творческий труд во благо общества. Я воспроизвожу данную цель по сути, а не дословно из программ "партии и правительства". В соответствии с этой целью и была создана, как мы сейчас понимаем, лучшая в мире система массового образования и содержательного досуга.
Школа давала классическое образование, в котором овладение суммой знаний по предметам позволяла каждому школьнику иметь целостную картину мира. Программа была единой для всей страны.
В школах работали факультативы по предметам и проводились вечера, посвященные какому-либо предмету с викторинами, опытами, театрализованными иллюстрациями  некоторых теорем и т.п.
Спортивные секции также существовали в каждой школе.
Даже в медвежьих углах были хорошо укомплектованы бесплатные библиотеки (это, не считая школьных библиотек), работали дома и дворцы пионеров с разнообразными творческими кружками, дома технического творчества. Музыкальные школы к 1980-м годам уже имелись во всех райцентрах¸ и даже в некоторых селах.
Таким образом, пытливость ребенка была удовлетворена в полной мере: тянет тебя в театр - иди в драмкружок; не можешь преуспеть в учебе - самовыражайся с спорте или техническом творчестве; есть тяга к науке - флаг тебе в руки, участвуй в олимпиадах и предметных факультативах с углубленным изучением любимого предмета. Некоторые дети в поиске себя проходили чуть не все кружки, и где-то все же задерживались.
Такой досуг не просто занимал время детей, ограждая их от "улицы", все эти кружки и станции юных техников имели еще и практическое значение. Настоящей кузницей кадров для нашего авиазавода был авиамодельный кружок в ДК "Рассвет". Юные судомоделисты пополняли инженерные кадры ныне почившего в бозе судостроительного завода.
Детские организации. С 1 класса ребенок был вовлечен в детские организации - сначала ты становился октябренком, потом пионером, потом комсомольцем. У организаций имелась четкая идеология, которая сводилась к тому, что младшее поколение должно помогать старшим строить самое справедливое общество в мире. Ты уже осознавал себя не просто как сына/дочь мамы и папы - ты чувствовал свою сопричастность к жизни всего общества. Уже с 1 класса проводились собрания, где некие проблемы обсуждались вместе. В основном, учебные. Если случались нарушения дисциплины, они тоже разбирались вместе. Распределялись обязанности. Помню, в 1 классе я была в группе "санитаров" - кажется, мы проверяли чистые руки. В пионерии часто была культмассовым сектором - походы в театры и на концерты, организация выступлений и пр. В школьном комсомоле - учебный сектор. Таким образом, воспитывали чувство ответственности и коллективизма, как говорится, с младых ногтей. Я уж и не говорю об обязанности хорошистов и отличников помогать в учебе отстающим.
Попытки нынешних лидеров России время от времени давать указания создать молодежные или детские организации вызывают и смех, и досаду. А на какой идеологической базе вы собираетесь это делать? Им вы тоже озвучите лозунг "обогащайтесь!"? Какова будет цель детей в таких организациях? Призывы быть патриотичными вдребезги разбиваются о новости про воровство и сладкую жизнь демагогов от власти. У нас сейчас кастовое общество. Социальные лифты закрыты наглухо. Справедливость убрана из главных ценностей правящего класса. Поэтому все попытки создавать какие-то типа патриотичные молодежные и тем более детские организации проваливались и дальше тоже будут проваливаться. "Молодая гвардия" и прочие "Наши" существуют также, как и партии - в виде коммерческих организаций. Есть деньги - есть организация, нет денег - до свидания.
В самой школе всё, даже тексты диктантов, школьных задач часто работали на цели воспитания, Вот моя тетрадь 1 класса по чистописанию. Некоторые не верят, что такие сложные тексты писали первоклассники.
При изучении таких предметов как история и география мы понимали, что живем в самой большой и самой многонациональной стране мира - это звучало гордо! Помню, как дети всего СССР сбрасывались на строительство Дворца пионеров в Анадыре - потому что у детей Чукотки тоже должен быть настоящий дворец - с бассейном, летним садом, многочисленными кружками. Архитектурный проект был опубликован в газете "Пионерская правда" (у детей тоже была свои печатные СМИ). Деньги от сданного металлолома и макулатуры шли в фонд строительства этого Дворца. Интересно, в каком состоянии сейчас этот Дворец?..
Ключевым событием, собравшим советский народ воедино, была Великая Отечественная война. Поэтому ее изучение было подробным, не ограничивалось только предметом истории. Портреты пионеров-героев висели в каждой школе. Об их подвиге знали все дети СССР. Как и о подвиге молодогвардейцев из Краснодона, Зои Космодемьянской, Марите Мельникайте, Александра Матросова, Алексея Маресьева, Николая Гастелло и многих других.
Много подлостей совершили либералы после разрушения СССР. Одна из них - поливание грязью погибших героев, а также присвоение названия юных краснодонцев молодежному крылу правящей буржуазной партии.
В пору моей школьной жизни ветераны Великой Отечественной войны были еще крепкими 50-летними мужиками, они приходили к нам на классные часы и рассказывали о своей личной войне. Мы им завидовали - вот, живые герои среди нас, которые смогли встать на защиту Родины, а нашему благополучному поколению уже и не осталось места для подвига! Так мы думали.
В стране было развернуто тимуровское движение - помощь не только ветеранам войны и их вдовам, но и вообще, всем одиноким старикам.
Еще такой момент. Не помню уже, каким образом, кто был инициатор, но в Выдрино мы ходили в больницу, носили книги неходячим больным. В какой-то период мы, шестиклассники, брали шефство над брошенной в больнице девочкой лет 14, переболевшей церебральным параличем. Врачи тогда имели возможность тянуть время, не отправлять подростка в специализированный детдом. Она там полгода лежала. К ней приходили учителя заниматься (совершенно бесплатно, разумеется), мы, дети, с удовольствием с ней общались. Ее жалели и любили в больнице. Условия были хорошие - больница была светлая, новая, оборудованная по последнему слову техники.

Сейчас оглядываешься назад и поражаешься, как на все хватало времени у нас и учителей! Кроме обязательных кружков (каждый ребенок занимался в 2-3-х), вот таких посещений больницы, тимуровской помощи, мы же еще в обязательном порядке собирали макулатуру и металлолом. Были нешуточные соцсоревнования, кто больше соберет. В СССР, если кто не знает, до 40% всех отходов перерабатывалось. И дети вносили в это дело весомый вклад.

Необходимо отметить, что подобная система воспитания опиралась на авторитет учителя. В мое школьное время авторитет учителя был высок, но уже слегка поколеблен. Были прецеденты - например, маты и ругань в адрес некоторых учителей со стороны неблагополучных учеников. Но это были именно отдельные прецеденты, ЧП. По подобному факту собирался педсовет с вызовом родителей, оболтуса могли отчислить из школы. А уж на второй год оставляли запросто.
А вот моя мама - учитель математики - застала времена, когда учитель был фигурой номер один, особенно в селе, перед которым снимал шапку даже председатель колхоза. Такой же высокий авторитет был у врача.

На статус учителя и школы работала советская литература и кинематограф. Была создана киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, которая выпустила более тысячи фильмов. Другие киностудии тоже снимали фильмы о детях и школе. Учителей играли звезды советского кино. Так, в одном из лучших фильмов о школе - "Доживем до понедельника" - учителя истории исполнял Вячеслав Тихонов. В фильме "Ключ без права передачи" учительницу литературы играла Елена Проклова. В "Розыгрыше" химика играл Зиновий Гердт. В "Это мы не проходили" математика - Борис Токарев (о, как я в него была влюблена после фильма "Горячий снег"!). Директора физико-математической школы в "Расписание на послезавтра" исполнял гениальный Олег Даль. Это были артисты первой величины того времени.
Кино не только рассказывало о школе. Советский кинематограф очень большое внимание уделял истории, а также перенос на экран русской классики, на которой мы также воспитывались. Эти шедевры, видимо, никогда и никому не переплюнуть. Начиная с "Войны и мира" Бондарчука. Кино действительно было "важнейшим из искусств" в силу своей зрелищности и доступности. Насколько помню, в кино мы ходили почти каждый день. На некоторые фильмы типа "Чапаев" - по несколько раз. Кино "про войну" (Великую Отечественную) было самым любимым, их тоже пересматривали по много раз.
Детская пресса. Упомянутое выше всесоюзное издание - газета "Пионерская правда" была не единственным печатным органом. Для детсадовцев выпускались "Веселые картинки", для младшешкольников - журнал "Мурзилка", подростки кроме "Пионерской правды" имели возможность читать журналы "Пионер" и "Костер" (мне мама выписывала оба журнала), в союзных республиках были еще и свои детские журналы на национальных языках. Мы еще выписывали "Юный натуралист", а мой сосед - "Юный техник".
Да, СССР по праву носил звание самой читающей страны мира. Читали все. Книги выходили фантастическим тиражами в сотни тысяч экземпляров. И библиотеки были полны как классикой, так и современной детской литературой - этому жанру тоже уделялось отдельное пристальное внимание. Советская фантастика была на высоком уровне. Многие сходили с ума по романам Беляева, мне больше нравился Кир Булычев.

Отдых и каникулы. Отдых детей в докомпьютерную эпоху, в основном, был на воздухе: игры во дворе - от "классиков" до футбола, походы в лес, зимой - на лыжах. Каток был любимым местом отдыха и невинного флирта. Катались, помню, до темноты.
На каникулах дети от 7 до 14 лет отдыхали в пионерских лагерях. Уникальная система отдыха и оздоровления, доступная каждой семье. Для большинства вообще бесплатная. Там были не только физкультура и спорт, но и художественная самодеятельность, походы на природу с ее изучением и, как сейчас бы сказали - "основами выживания" (нам рассказывали, как ориентироваться в лесу, как себя вести, если заблудился, как строить шалаш, разводить костер, оказывать первую помощь и пр.).

Итак, зафиксируем. Школа была важным институтом воспитания. Вместе со знаниями воспитывалось гражданственность, патриотизм, коллективизм, ответственность. Двери школы всегда были открыты - и для родителей, и для выпускников. Авторитет учителя был непререкаем, эта работа была престижной, учителя осознавали свою миссию в обществе.
Дополнительное образование развивало, часто исполняло профориентационные функции. В детский досуг были включены мероприятия по помощи как отдельным гражданам, так и в целом стране.
Направленность и художественный уровень литературы и кино подвергались контролю со стороны государства. В результате дети и подростки обладали историчностью сознания и осознавали свою преемственность предыдущим поколениям.

Это не значит, как некоторые молодые люди представляют, что все тогда ходили строем. В реальности свободы в СССР была намного больше, чем сейчас. У детей особенно. Советские детки успевали еще лазить по всем помойкам, потому что на улице они гуляли без взрослых (да-да!!) взрывать карбид, прыгать по гаражам и сараям, жевать гудрон, лазать по деревьям, играть в ножички¸ казаки-разбойники, и много еще чем заниматься.
Кто-то научился во дворе, походах или в пионерских лагерях курить. Во дворе детям рассказывали правду, откуда берутся дети, и не все сразу в это верили. Жизнь текла во всем ее разнообразии.
Но была единая линия воспитания, и она была порой перевешивала даже влияние семьи. Например, я помню красавца Давида из Выдрино. Отличник, спортсмен, комсомольский лидер, гордость школы. Старше меня был лет на 6 или 7. То, что он еврей, мы узнали только, когда его мама эмигрировала в Израиль. Так-то национальностью друг друга мы особо не интересовались. Давид не поехал с мамой, и к тому времени уже женился на светленькой русской девушке из своего политеха.

Прецеденты типа нынешних в советских школах были невозможны в принципе, хотя никакой охраны школ не существовало. Не было ни заборов, ни рамок, ни охранников, ни "тревожных кнопок". Безопасность школы была естественна, как и безопасность общества.

О том, как эта система разрушалась, я напишу в следующий раз.

Ссылки по теме:
Зачем России советская система образования?
Самый памятный Новый год

СССР, воспитание, Сибирь, образование, детство, дети

Previous post Next post
Up