Чтобы посмотреть это концерт, я поехала за 450 км

Feb 24, 2017 16:23

23 февраля в побывала на концерте Кубанского казачьего хора. Специально поехала в Иркутск. А билет  купила на сайте кассы.ру еще в декабре.

Концерт.
Как только вышли «застрельщики» концерта - танцоры, и я увидела этот широкий жест русского мужского народного танца, как будто охватывающий весь наш простор, сердце аж захолонуло. Мощь, сила, азарт, отчаянность - эх, красота! Нет для меня ничего краше русской разухабистой пляски. А у кубанцев на это все накладывается кавказский темперамент, только мелкие горские движения переплавлены русской широтой.
Про танцы коротенько - танцы, в основном, нетривиальные. часто идут с использованием предметов, и почти цирковыми трюками.

image Click to view



Но песни, ах, какие песни! И известные, любимые: народные, военных лет, из советской лирики, и малознакомые, но такие задушевные!
Не было ни одного проходного номера, никакой «усредненно-русской» песни или пляса. Все, как по канонам, которые нам вдалбливали еще в институте культуры: народный номер должен базироваться на особенностях области или даже района, откуда взят, пусть даже это и стилизация! Можно было бы придраться к лейб-гвардейскому казачьему танцу, так и повеяло, казалось, «хрустом французских булок», но номер был сдобрен юмором, снивелировавшим пафосность начального выхода. Известные русские и украинские песни превращались в мини-спектакли, где была продумана каждая мелочь.
Понравились костюмы - хорошая стилизация, без излишеств и блескучести, со вкусом.
Оркестровая группа в гастрольном туре была сокращена, но звучала все равно мощно: 2 баяниста (просто звери!), балалайка, бас-балалайка, медная духовая группа из трех человек (что нехарактерно для народных коллективов) и ударные. Звучали мощно, замечательно!
В хоре много солистов, все они разные по голосам. Общее - выучка, талант и внутренняя сила. Вот, например, бас Дмитрий Селезнев - запомните это имя - двухметровый 22-летний парень, из простых рабочих, очередной самородок, который открыл Захарченко.
Я даю ссылку на песню «Взяв бы я бандуру», Селезнев просто убил зал этой песней! На видео поет другой солист, тоже молодой и тоже двухметровый (!), и такой же по силе и окрасу бас, как у Селезнева. Послушайте конец песни, какие низкие ноты он берет, давненько такого не слышала! Это кроме того, что поет-то как задушевно!

image Click to view


А записей с Дмитрием еще пока нет.

Глядя на всю эту красоту и силу русского духа, воплощенного на сцене, зритель во мне испытывал то катарсис, то сумасшедший восторг. А второй человек внутри меня, профессионал, констатировал, что такой результат достигается только палочной дисциплиной и жесточайшим диктатом. Чтобы держать эти яркие индивидуальности в узде, заставить их быть одним целым - только жесткость и диктат, диктат и свирепый тоталитаризм. Иначе никак, амбиции артистов просто разорвут коллектив при малейшей слабине.
Невидимая часть «айсберга».
Талант и сила организатора Захарченко не только к том, что в шальные 90-е уберегся от соблазнов удариться в стиль а-ля рюс и зашибать этим деньги на Западе. Сохранив хор с истинно народным русским духом, он еще создал систему подготовки и воспитания солистов для хора и танцевальной группы - в Краснодаре есть школа-интернат для одаренных детей, где кроме общеобразовательных предметов ребят готовят танцоров, музыкантов и певцов. И в хоре уже есть солисты - выпускники этой школы.
Кроме Захарченко, такую систему подготовки для своего коллектива создал только великий Игорь Моисеев.

Да, Захарченко не только композитор, творческий человек, диктатор, но и продуманный администратор. Судя по обилию званий в его хоре, руководство думает о будущем певцов и танцоров - век артиста короток, а наличие звания дает некоторую прибавку к пенсии. В Кубанском хоре много заслуженных, - множество раз их объявляли - а их количество зависит только от руководителя: подаст он документы на звание или нет. Так как заслуженными артистами России всем сразу не стать - есть квоты на область, жанр, коллектив и пр., Захарченко многих двигает через соседние с Кубанью автономные республики - есть у него и заслуженные Карачаево-Черкессии, Чечни, Адыгеи - во благо коллектива использованы, видимо, все возможные связи и ресурсы.
Небольшое отступление. Артисты, как дети, не могут понимать и адекватно оценивать свои способности, а также почти никогда не испытывают благодарности к своим учителям. Не уверена, что Захарченко любят даже те, кто выучен им с нуля. На примере популярного солиста Кубанского хора Виктора Сорокина мы видим, что талант артиста - это одно, а умение трезво оценивать свои возможности - это другое. Харизматичный Виктор тоже открыт руководителем хора, ведь он пришел в коллектив как ударник, музыкант, а стал певцом, солистом, заслуженным артистом России, получил славу, квартиру и пр. Но был период, когда Виктор со товарищи, видимо, решили, что хватит петь в хоре, пора работать на себя. Благо уже есть слава, популярность и даже репертуар. В сети сохранилось несколько записей группы «Берега», лабающей фолк-рок.

image Click to view



Ну и что? И куда девалась вся харизма Сорокина? Когда за ним нет мощи хора, всё совсем не то, и сам он - не тот! Я очень переживала, что Виктор ушел из Кубанского хора, понимала, что и для хора это потеря, но и для Виктора потеря еще бОльшая. Он мог кончиться как артист.
Слава Богу, дурь прошла, а, может, артист понял, что петь за спиной «папы» Захарченко - спокойнее и выгодней, не то что самому заниматься гастролями,  договариваться о гонорарах, костюмах и пр., и пр. Директоров и администраторов хороших не найти, конкуренция в концертной деятельности дикая, а кто такие «Берега»? Пришлось даже петь в Анадыре, а это тебе не Кремлевский дворец, один перелет вымотает так, что мама не горюй.
Но вернемся к концерту.

Публика.
В Иркутске концерт проходил во Дворце спорта «Труд». Акустика вполне на уроне, высокая хорошая сцена (хотя всё равно для хора была тесновата), хороший свет, экран на заднике. Я не знаю, сколько было народу - две тысячи? Три? Основная масса - 60 +. Ну и моего возраста зрители были, 40-50 лет. Небольшое вкрапление молодежи - это внуки с бабушками-дедушками.
Хор неоднократно пел такие заводные песни, что хотелось вскочить и плясать вместе с ними, артисты иной раз выходили в проходы, публику вытаскивали. Но тут сыграли роль и возраст зрителей - многим просто тяжело было подняться, и наш сибирский сдержанный менталитет. Да, хлопали им все дружно, кричали «Браво!» и «Любо!», скандировали «молодцы!», но почти не плясали. Хотя, подозреваю, что 25 февраля на концерте в Чите, если туда придет большинство потомков казаков, будет и пляс, и свист и полный раскардаш в хорошем смысле.
Очень, очень жаль, что концерт Кубанского казачьего хора не был запланирован у нас в Улан-Удэ. Организацией тура занимался продюсерский центр, который создан при хоре, вероятно, они, выбирая города, оценивали и наличие подходящего большого зала, и платежеспособность публики, отзывы других организаторов гастролей. Потому что ни «минус» они не имели права - такую махину, как хор, вывезти на гастроли - дорогое удовольствие, это надо не просто окупить, а выйти еще в прибыль.
Резюме. Если вам, друзья, доведется услышать, что где-то в вашем городе или в соседнем будут выступления Кубанского казачьего народного хора - бегите туда, берите билеты - это того стоит. Это живое народное искусство, которое бередит душу, будит дремлющие корни и дарит минуты и сильной грусти до слез, и неописуемого восторга. Это настоящее искусство. <

image Click to view

народ, искусство, русские, Кубанский казачий хор, здорово!

Previous post Next post
Up