Прошлая неделя ознаменовалась сообщением минприроды России о грядущем запрете вылова омуля на Байкале. Бестолковость властей всех уровней задралась на новую высоту
Пиар на омуле - беспроигрышный вариант. Все такие белые и пушистые, спасают Байкал. Все ведомства, к этому причастные, можно объединить и назвать «министерством рыбы». ОНФ, который тоже ратует до слез за животину в Байкале, присвоить звание «Фронт имени омуля». Это лишь доля сарказма, и она вполне уместна. Ибо ни в одном сообщении или выступлении не прозвучало и намека про людей. Спасают омуль, а до прибрежных жителей руки пока не дошли.
Поверьте, я всецело поддерживаю спасение омуля. Как житель Бурятии и уроженец берега Байкала. Но ни одно официальное лицо не рассказало, как будут существовать люди живущие этим омулем. Сколько людей пострадают от запрета? Сколько мужчин, имеющих семьи, останутся без работы после закрытия рыболовецких бригад, артелей, заводиков? Кто это считал? И что им можно дать взамен?
Деревня на берегу Байкала. Экологические ограничения не позволяют вести хоть какую-то осмысленную экономическую деятельность. Теперь запретят ловить омуль. Кто-нибудь сообщил о социальных мероприятиях в адрес этих жителей? Кроме того, что их готовы взять на учет как безработных.
Государство, как всегда, делает все через одно место. Всем прекрасно известно, почему исчезает омуль. Это браконьерство, поставленное на промышленный поток. Отсутствие рыборазводной индустрии - она умерла вместе с СССР. И экологические проблемы побережья, и впадающих в Байкал рек. Вместо федеральных инвестиций и реальных мероприятий (а не написание программ бесконечных) для искоренения этих трех проблем, власть опять бьёт по хвостам. И запрещает то, что оказывает не самое большое влияние на поголовье. Но зато как громко - спасаем омуль всей страной.
Никому не приходило в голову, что сначала надо поставить несколько современных рыборазводных производств с двух сторон Байкала, чтобы сначала людям дать рабочие места? И только потом у этих людей, как у граждан России что-то отбирать. Не надо лоббировать запреты, лоббируйте развитие. Сначала дайте одно, потом забирайте другое. Омуль не появится от половинчатых запретов. Рыба, как и люди, размножаются немного иным способом.
Что будет в итоге? Легальные рыбаки, имеющие трудовые книжки и соцпакеты, уйдут в браконьеры. Не потому, что сволочи - им свои семьи кормить надо. Омуль исчезнет с прилавков магазинов, но будет продаваться подпольно. Если государство не смогло решить проблему продаж суррогатной водки, то с какого перепуга оно решит проблему нелегальной торговли всего лишь рыбы?
В результате все останутся при своих. Омуль будет вылавливаться, но теперь безучетно абсолютно. Рыбаки его будут ловить под страхом тюремных сроков. Чиновники и общественники повесят себе на лацканы и в головы медали за спасение омуля. А через лет пять все ударят себя руками по ляжкам и возопят - омуль-то исчезает! И айда писать новую программу по спасению. Ничего нового.
Виктор Золотарев
https://www.baikal-daily.ru/replica/124/223010/