О репрессиях, Сталине и прочем

Sep 28, 2016 22:32




О репрессиях, Сталине и прочем.

Недавняя дискуссия о Сталине и репрессиях с моими знакомыми как и следовало ожидать довольно быстро вышла за рамки научного спора и переросла в упреки личностного характера, типа у тебя-то поди никого не репрессировали. Пришлось приводить факты из истории моей семьи, вспоминать моменты, которые тяжелым пятном лежат в истории моего рода.


Деда моего по матери, бывшего командира партизанского отряда, секретаря Боханского райкома ВЛКСМ, одного из первых экономистов Бурятии, закончившего Московский экономический институт, разработчика ключевых структурообразующих проектов для республики, расстреляли в 1937-ом году. Семье моего отца также досталось во времена коллективизации. Бывший их дом потом долгое время использовался как школа в с.Баянгол Баргузинского района.
Мои родители прошли через трудности, которые и не снились и нам и тем более, современной молодежи. Моему отцу, пришлось уйти в 15 лет, бросив школу, из дому на стройку Шелеховского алюминиевого завода, сменив фамилию. Так он стал Бадмаевым Гальчи Мужановичем вместо Мужанова Гальчи Хубулаевича (моего деда звали как внука легендарного Чингисхана). Мама, закончив школу в Нукутском районе Иркутской области, сразу осталась сиротой и поступила в институт в Улан-Удэ, училась впроголодь. Встретились и поженились они в далеком Барнауле, и лишь после этого вернулись в Бурятию. Уже в 70-ые годы её сестра, моя тетя, получила в компенсацию потерь как дочери репрессированной квартиру в Улан-Удэ.
Родители мои получили высшее образование, много ездили по стране, а отец - и за границей, мама, преподаватель статистики в ВСТИ, а отец, начальник отдела в МВД Бурятской АССР, обладали огромным кругозором, работали на серьезных должностях, общались с большим кругом родственников и знакомых. Казалось бы беды, через которые прошли они сами, их родители, должны были сформировать у них стойкое отвращение к Советской Власти, СССР, Сталину. Но живя с ними, общаясь в том числе и на эти темы, я не видел у них той ослепляющей ненависти, которую почувствовал у моих собеседников во вчерашней дискуссии. Более того, в беседах со мной, мама и другие родственники много рассказывали об исторических примерах аналогичных нашей ситуации, о сложности исторического процесса вообще, особенностях тех процессов, которые происходили в те десятилетия в нашей стране и Бурятии. Все эти факты и примеры они рассказывали в большинстве своем от первого лица и это еще более заставляло меня всерьез к ним относится.
Именно мой личный интерес обусловил мои занятия с детства еще историей. Я еще в школе бегал в Малую Академию наук по секции истории, где нам читали лекции ведущие профессора тогдашнего БГПИ, сам вел с 6-го класса политинформации, стал лучшим лектором Советского района г.Улан-Удэ, затем после окончания школы год отработал архивистом 2-ой категории в Архивном управлении при Совмина БурАССР, где меня даже избрали комсоргом. Начальник Архивного управления, И.И. Болдогоев, видя мой неподдельный интерес к истории, рекомендовал мне заниматься ею дальше и даже дал направление для поступления в Московский Историко-архивный институт, где ректором тогда был известный академик Афанасьев. Естественно, что, работая каждый день с бесценными историческими документами, я не мог не читать их, анализировать для себя. Так например тогда я увидел дневники Героя Советского Союза В.Борсоева и многие другие редкие документы, в том числе и касающиеся репрессий в нашей республике. Впоследствии, много ездя по районам Бурятии и, общаясь с разными людьми я, в том числе, сверял свои выводы и заключения с соображениями других наших земляков.
Меня в своё время, помню, поразило какое-то философское отношение к тем трудностям, через которые прошли мои родители, старшие родственники и другие люди прошедшие через репрессии. Точнее будет - подавляющее большинство из них. Я по молодости относил его к буддистской философии, некоей жизненной апатии у людей, прошедших через сильнейший стресс, выживших после такой социальной катастрофы. Но это было не так. Более того, моя мама, человек очень большой жизненной энергии, как и остальные мои предки, когда анализировала те процессы, она четко, как профессиональный экономист и ученый, выделяла различные факторы тех событий, их особенности в Бурятии. В дальнейшем уже к её выводам и рассуждениям, я добавил свои и мнения разных экспертов, формируя свою картину произошедшего.
Прежде всего стоит заметить, что Бурятия как и вся Россия тогда прошла через сильнейший Поворот в своей Истории, сопоставимый для меня лично лишь например с Великой Французской Революцией или Созданием Империи Чингисхана. Это была не просто смена власти, а ломка всего уклада жизни всех слоев общества, как сейчас говорят, жесткая перезагрузка всех социальных и экономических отношений. Уже это всегда означает чьи-то потери, личные трагедии. Советую всем кстати прочитать сильнейший роман Д.Батожабая "Похищенное счастье", чтобы понять какой накал страстей царил тогда в наших краях.
При этом Бурят-Монголия еще с царских времен была форпостом российской политики на Востоке и тогда в период революционных событий (как впрочем и сейчас!), находилась в центре геополитических коллизий. Не стоит также забывать, что в какой-то момент именно Верхнеудинск был столицей буферного государства - Дальневосточной республики. И именно из Бурятии по сути направлялся ход революции в Монголии, где наши земляки по факту занимали в одно время почти все ключевые позиции, проводя политику Коминтерна. Изменение политики Москвы по отношению к южному соседу под давлением Китая и международной ситуации означал для наших земляков, носителей идей перманентной революции в Монголии, их неизбежные последующие репрессии.
Социальная ситуация в нашей республике и до Октябрьской революции была непростой. Бунты степняков, недовольных урезанием их пастбищ в пользу переселенцев с Запада в рамках столыпинской реформы происходили повсеместно перед самой революцией. Обстановка была накалена, и когда переворот произошел и формальные барьеры были сброшены, страсти закипели по полной. При этом, как говорили родственники, буряты воевали с бурятами, русские с русскими, те и другие против друг друга. Понять кто за кого было порой крайне сложно. Грабили, убивали, насиловали все и всех. Предка моей жены сначала под страхом смерти ограбили белые, а затем, когда пришли красные, сосед из зависти нашептал, что дедушка скрывает от красных свои запасы, за что те, не колеблясь, отрубили ему голову. И таких случаев было много. Люди сводили свои личные счеты, прикрываясь хаосом, ложными символами, формальными идеями. Но то же самое происходит и сейчас, когда одни сотрудники из зависти, обвиняют своих более удачливых и способных коллег. Вот только столетие назад за все платили кровью и головами, а не табуретками и должностями.
Именно этот хаос и террор побудили моего деда 17-летнего тогда парня, организовать партизанский отряд из таких же как он харизматичных ребят, для защиты поначалу от грабежа и убийств. Затем уже формировалась мотивация, более осознанные убеждения, вера в новый Порядок. Социальная структура начала устаканиваться. Но трудно смыть кровь. Люди многие годы занимались лишь тем, что убивали других людей. Нелегко их переделать после этого, заставить перейти к спокойной мирной жизни. На эту тему есть рассказ А.Толстого "Гадюка". Гражданская война закончилась, но стандарты поведения, этики не изменились и остались такими же предельно жесткими. И жизнь для этих людей не была такой же как для нас ныне живущих.
Ко всему этому добавились отголоски потрясений происходивших выше, в Москве, где шла жесточайшая борьба между разными кланами, центрами политической силы и соперничества за власть в России. И таких кланов было не два и не три... Тоже самое происходило всегда и везде, в Древней Греции, Македонии, Китае, Монголии, Франции и, наконец, Руси. Отличием СССР было то, что на эту междоусобную бойню накладывалось идеологическое противостояние политических школ, сторонников укрепления СССР как преемника имперской России, и тех, кто стоял за экспорт революции во всем мире.
Примечательно, что представители разных политических кланов были и у нас в Бурятии. Кто-то стоял за продвижение в Монголии, а кто-то за развитие собственно Бурят-Монголии, её материальной базы. Сначала выбили первых, одновременно со сторонниками троцкизма. Затем тех, кто колебался и не успел занять правильную позицию. Не все конечно теряли голову. Мой дед по словам мамы, после казни Н.Бухарина, который к слову, читал в 20-ые годы лекции ему в МЭИ, резко оборвал одного из недалеких критиков его в обкоме словами: "А вы докажите мне, что он был не прав!". Тот естественно заткнулся, ибо мой дед уже тогда был одним из сильнейших полемистов республики и регулярно публиковал статьи в местном политэкономическом журнале под псевдонимом "Альпинист".
Не прошедший еще накал Гражданской войны и её бескомпромиссность обратились по всей стране против недавних братьев по партии и оружию. Но и такое уже бывало во всемирной Истории. Вспомним Робеспьера, Дантона, Кромвеля. Сколько пламенных революционеров, борцов за свободу во Франции пошли тогда под гильотину? Моя мама как-то сказала мне: "Революция всегда пожирает своих детей!"
Затем начались процессы индустриализации, коллективизации, земельная реформа. Для бурят, как и других кочевников, это по сути означало крах их материального уклада. Ибо если в земледелии укрупнение напрямую приводит к росту производительности капитала, то в номадном животноводстве положительный эффект крайне мал. Но негативные социальные последствия колоссальны. Неудивительно поэтому, что у нас поголовно истребили тогда бурятских волкодавов, так как они не давали подходить чужакам к своим стадам. Также перебили главную транспортную силу бурят - верблюдов, в страхе, что буряты откочуют за границу. В соседней Монголии же, глядя на то, что происходило в Бурятии, от тотальной коллективизации скота вообще отказались и сохранили традиционное хозяйство аратов.
У нас же помимо коллективизации скота, также тотально перешли на чуждые для нас молочные породы КРС, тонкорунную породу овец, дававшую мериносную шерсть - основное сырье для производства солдатского сукна. Разница в технологиях выращивания и ухода за этими породами по сравнению с традиционными бурятскими - гигантская, что отразилось на производительности труда и показателях. Потом конечно наши земляки к ним приспособились, но на это ушли годы и огромные усилия людей.
Все эти преобразования вызывали вполне понятное неприятие и психологическое сопротивление изменениям порой перераставшее в протесты. Ответом были аресты недовольных. Аресты и смерти близких не прощаются. Даже многие десятилетия спустя я слышал от стариков слова, что мол этот гад дескать полдеревни своими ложными доносами отправил в лагеря. Поэтому среди бурят масштаб репрессий был объективно выше, чем среди других народов бывшего СССР. И действительно почти каждая бурятская семья пострадала в те времена, чего не скажешь о других регионах страны.
Дополнительным факторов репрессий было нараставшее противоречие между народившейся бюрократией и теми пассионариями, которые еще оставались после революции и Гражданской Войны. Любой чиновник знает, что ошибиться легко, а вот достичь результата в сложной ситуации, имея минимум ресурсов - крайне сложно, даже почти невозможно. Это ограничивает любого бюрократа и образует четкое различие его от таких людей, каким был мой дед, которого очень сложно было остановить, если он был уверен в целесообразности своего Дела. Именно такие как он, в своё время боролись с хаосом царившем в республике, создавали фундамент той экономики, на которой мы живем до сих пор, спустя почти столетие. Не все конечно им удавалось, и они делали ошибки. И за это им досталось в полной мере в конечном счете.
Помимо этого, как рассказывала мама и как я потом читал сам, поводом для ареста всей команды М.Ербанова стал конфликт между обкомом БМАССР и СибЦИКом. Те в свою очередь не стеснялись в обвинениях перед Москвой наших руководителей и при этом пользовались, судя по всему, еще и скрытой поддержкой тех интриганов из числа местных бюрократов, кто откровенно ждал когда освободятся наконец теплые места в богатеющей на глазах республике. При этом зачистили местную управленческую элиту так, что еще целое поколение у нас правили "варяги" и их местные подпевалы.
Как-то, будучи в конце 90-ых в командировке по линии Минэкономики в Кяхте, я узнал, что в 30-е годы мой дед оказывается спас от ареста и последующего расстрела родственника основателя компании "Акбэс" Г.Г.Кима. Оказывается, когда отца бабушки его жены арестовали, её мать вместе с ней, маленьким тогда еще ребенком, пришли в слезах к секретарю райкома ВКП(б), тот, выслушав их, сказал: "Что за бред!", позвонил в районный отдел НКВД и приказал немедленно освободить этого человека. Думаю таких случаев было не один и не два. Система управления основанная на разуме, входила в противоречие с бюрократической системой по всей стране. Но такие ситуации как мы знаем силовиками не забываются.
Единственным способ борьбы с бюрократией как показывает практика является постоянная ротация кадров и их жесткая антикоррупционная чистка. В рамках всей страны этот объективный тренд накладывался на борьбу с инакомыслящими (троцкистами, бухаринцами, бывшими националистами и прочими -истами) и представителями "враждебных" социальных групп. Для меня не вполне понятна до конца роль того же Ягоды или Ежова в тех процессах, насколько там сыграл фактор скрытой оппозиции и желание стоявших за ними людей убрать определенных лиц с политической арены страны, но очевидно одно - что на местах и разными ведомствами по тем или иным причинам допускалось масса ошибок, сознательных и неосознанных. В любом случае итог один - много людей пошло под нож совершенно без всяких оснований и формальных даже поводов. И бурятскому народу пришлось испить из этой горькой чаши до дна.
Инструментом репрессий было НКВД (МГБ и т.д.), сотрудники которого также подвергались постоянным "ротациям". И лишь с приходом к руководству этим ведомством Л.Берии, которого все (даже откровенные враги!) признают одним из самых успешных топ-менеджеров в российской истории, безумная вакханалия стала входить в некое русло. По факту те, кто не успел оказаться расстрелянным до 1938 года, затем получили реальные возможности не просто выжить, но и сделать свои проекты, подняться по карьерной лестнице до самого верха как в экономике, так и в армии и других сферах. Примеров этому масса, начиная с С.Королева и заканчивая К.Рокоссовским.
Был ли Сталин ответственным за эти репрессии? Безусловно был. Но не один. И он конечно не был таким монстром, как и Берия, которого начали демонизировать со времен Хрущева, у которого, как потом выяснилось, и у самого рыльце было в пушку по самые уши.
Более того, читая мемуары того же К.Рокоссовского или Г.Жукова, которых никак не назовешь трусами, тем более учитывая, что они писали свои воспоминания уже после смерти Сталина, когда при Хрущеве на его костях только мертвый не топтался, там я лично не нашел никаких (!!!) обвинений в адрес лично Сталина. Как и у С.Королева и других легендарных личностей тех времен, прошедших через репрессии и не просто выживших, но и сохранивших свою личность. Также, как и у моих родственников. Авторитет Сталина высок и за рубежом, не только в просоветских странах, но и на Западе. И это знают все, кто хоть раз выезжал за границу.
Я как экономист уверенно могу сказать, что в случае продолжения курса в нашей стране на момент смерти Сталина, мы вышли бы на лидирующие позиции в мировой экономике и поэтапно превратились бы в некое подобие современного Китая или Японии, но с намного более устойчивой экономической системой. Можно даже провести параллели между Сталиным и теми же Дэн Сяо Пином в Китае, Пак Джон Хи в Южной Корее, Ли Куань Ю в Сингапуре и т.д. Жесткая политика ориентированная на достижение национальной стабильности, включая и репрессии, на рост благосостояния народа, а не на отдельных олигархов и чиновников, опора на внутренние ценности, независимая политика на международной арене, опирающаяся на мощнейший материальный и духовный, а не виртуальный фундамент - все это отличали их от нынешних правителей России. Начало антисталинских процессов положило началу краху советского лагеря на международной арене, фактической капитуляции страны перед США в сфере экономики и финансов (Бреттон-Вудс!) и отказу от подлинных реформ в пользу идиотских псевдореформ приведших в конце концов в краху СССР.
Касаясь личностных качеств того же Н.Хрущева, я как-то спросил студентов на лекции, что бы они подумали, если ректор их вуза вдруг снял бы с себя туфлю и начал колотить ею по кафедре. Ответ один - тут же увезли бы в дурку. А тут глава одной из крупнейших стран мира! Разрыв шаблона, как говорят сейчас. Полнейший абсурд!!! И то же самое можно сказать о большинстве его "реформ". После этого уже не удивляешься ни поступкам М.Горбачева, ни пьяным выходкам Ельцина, разбазарившим по сути все наследие Сталина. Здесь вопрос только один - кто стоял за этим бредом и как им удалось протолкнуть их в жизнь???
При этом, если уж Сталин ответственен за все, что тогда происходило, то тогда нужно объективно признать за ним все успехи СССР во всех областях, не пытаясь отделить одно от другого, как сейчас пытаются сделать многие. А современные руководители России пошли даже дальше, обвиняя руководство СССР в своих хронических неудачах спустя уже полвека после их физической смерти!
Сравнивая же конечный результат реформ того же Сталина и современных правителей нашей страны нужно объективно признать намного более высокую их эффективность. Во всем.
Алдар Бадмаев

Гражданская война, предатели, наши победы, политика, террор, Хрущев, СССР, Сталин, радикализм, Бурятия, село, Сибирь, история, коммунисты, репрессии, лжереформы, революция, двойные стандарты, троцкизм, управление

Previous post Next post
Up