Чем Советский Цирк отличался от остального мирового цирка?
Тем. что впервые площадное ремесло поднялось до уровня искусства.
В цирк пришли режиссеры и хореографы, композиторы писали музыку специально для номеров. Артисты могли заказать специальное оборудование на оборонных заводах, чтобы исполнить какой-нибудь "космический трюк".
Советский цирковой номер - это был продукт высокого качества. Советский цирк был поэтичен, он воспевал красоту человеческого тела и его сверхвозможности, он был устремлен в будущее, как и все советское искусство. Даже клоунские цирковые репризы переросли простую развлекуху в паузах между номерами. Такие мастера как Енгибаров, Никулин, Мусин и другие могли сделать из репризы маленький шедевр, от которого выступали слезы на глазах.
В материальном обеспечении также было сделано многое.
Массовое цирковое искусство в СССР было подкреплено мощной материальной базой. Почти в каждом областном центре был выстроен стационарный цирк с огромным хозяйственным комплексом, с учетом возможного приема разнообразных животных, аттракционов и т.п. В большинстве городов были также и специальные цирковые гостиницы.
Были сформированы соответствующие управляющие штаты цирков. Для обслуживание малых городов работали сезонные цирки-шапито.
Я не о том, что все было о%*нно. Маразмов в управлении Союзгосцирка хватало, как и номеров средненького уровня. но в целом и система была выстроена железная, четкая.
Есть у меня посты посвященные Советскому цирку. желающие могут почитать, как это работало:
СОВОК ВСПОМИНАЕТ СОВЕТСКИЙ ЦИРК. ВОРОНЕЖ, ВЕНГРЫ И ДЖИГИТЫ. ВОСПОМИНАНИЯ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ-2. ЭРОТИКА И ЗАРПЛАТА В ЦИРКЕ. ВОСПОМИНАНИЕ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ-3 ВОСПОМИНАНИЯ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ-4. СОВЕТСКАЯ ВОСТОЧНАЯ УКРАИНА. ВОСПОМИНАНИЯ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ-5. ШАПИТО. ВОСПОМИНАНИЯ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ- 6. ПОГАСШИЕ ЗВЕЗДЫ ВОСПОМИНАНИЕ О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ-7. МИНСК. ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ БАБНИКИ И ЛИЛИПУТЫ Итак, что мы имеем теперь?
Криминальный капитализм, сформированный в России, привел к полной деградации цирковой системы. Как всегда и везде в России - то, к чему касаются нынешние "эффективные менеджеры", превращается в прах.
Ниже - крик души мастера циркового дела, знакомого мне по совместной работе еще в те, советские времена.
Алексей САРАЧ: «ОТСТОИМ НАШ РОССИЙСКИЙ ЦИРК!»
Господа артисты! Эгоисты с пряниками и без, самодовольные подхалимы без совести и чести! На ваших глазах глумятся над нашим, цирковым искусством, глумятся принародно, цинично, без оглядки, не боясь никого и ничего... Урвав для себя лакомый кусочек и в страхе, что вас сократят, вы попрятались по своим норкам! Очнитесь!
Паразитируя на остатках разваленного конвейера, нынешнее руководство довело цирки и артистов до нищенства. Не обеспечивается нормальную работу номеров и аттракционов, творческая работа не ведётся, международные гастроли провалены, разогнаны Центр циркового искусства и Цирк на сцене и т. д. Два с лишним года не только видно невооруженным глазом, как над цирком издеваются, но и каждой клеточкой своего тела и души артисты испытывают издевательства на себе, живя в неприспособленных гримерках, обшарпанных гостиницах-общежитиях, получая зарплату с многомесячными опозданиями и в сумме, на которую прожить невозможно, а дрессировщики становятся заложниками своих животных!
Кинопоказы в неприспособленных для этого зданиях цирков - невольное признание руководства Росгосцирка в своем бессилии и неумении наладить работу государственного предприятия, и не в конкретный период, а «сегодня и ежедневно», как когда-то объявлялось в программках.
Где вы народные артисты, корифеи цирка, ветераны войны и труда, где вы, династии Дуровых, Запашных, Корниловых, Майхровских, Довейко и других?!
Почему наших голосов не слышат средства массовой информации, включая правительственную «Российскую газету», «Новые Известия», «Московский комсомолец», федеральные каналы телевидения, а через них наши стенания так и не слышит общество и власти предержащие?!
Вот и мой вопрос Президенту России В. В. Путину по поводу отсутствия в Гражданском кодексе РФ понятия «циркового искусства» как объекта авторского права - остался без ответа…
Кому мы нужны? Культуре? Народу? Нам самим?
Цирковые, проснитесь, оставьте распри, не поддавайтесь посулам проходимцев разных мастей и рангов, пустословам верноподданнического разлива! Отстоим наш российский цирк, некогда прославивший нашу страну на весь мир! Дальнейший распад системы государственных цирков смерти подобен - и цирковому искусству, и всем нам!
Алексей САРАЧ, эквилибрист, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России, лауреат различных цирковых конкурсов и фестивалей, руководитель номера эквилибристов на першах «Рекордсмены», 50 лет циркового стажа.
https://www.facebook.com/circusmylove/?fref=nf