ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КРИЗИС УПРАВЛЕНИЯ

Apr 29, 2016 10:06

Интеллигенция беспомощна, представители бизнеса малочисленны и зависимы от власти. Люди науки поглощены выживанием в условиях ее невостребованности.
На поверхности действует политико-административная элита бюрократического толка с дефицитом людей с глубоким чувством ответственности… И сформировалась эта элита не сегодня, а значительно раньше - в условиях "раздачи суверенитетов" середины 90-х годов, изрядно дополненной этнической бюрократией, прежде всего в нематериальных секторах экономики… Элиты, принимающей стратегические решения, у нас нет. Есть просто "двор". И путать эти два понятия не следует.
Кто должен играть главную роль в формировании элиты? Прежде всего, глава республики, депутаты Народного Хурала и муниципальные органы власти - с опорой не на политических долгожителей, а на интеллектуально развивающуюся интеллигенцию и представителей бизнеса. В основном на их профессионализм, а не на преданность. И существующая управляющая элита должна это осознать.
Готов ли к этому Народный Хурал и соответствует ли он роли вершителя судьбы республики? Похоже, не готов. Во-первых, изначально от депутатов это и не требовалось. Во-вторых, все развитие республики, жизни ее населения "вертится" вокруг главы региона, что привело к моноцентрализации управления республикой. Законодательная власть "придавлена" властью исполнительной. А нужно, чтобы депутаты НХ "вращались" вокруг избирателей. И зарабатывали вес и авторитет в фокусе всеобщего внимания.
Пока в республике не было радикальной перетряски управляющей элиты. Исключение - кратковременный период правительства Владимира Саганова, но это далеко в прошлом. Секретарь рескома КПСС, первый президент республики (мое прим.: Леонид Потапов) плавно перевел БурАССР в РБ со своими кадрами по духу и преданности партийно-хозяйственной номенклатуры. И также плавно они перешли к новому главе республики с некоторой "подтасовкой".

…В отличие от других регионов России, процесс формирования элиты в национальной республике имеет ряд отличий. Существенное влияние на него оказал процесс этнонизации, педалирующий суверенной государственностью. На протяжении длительного времени на территории республики установился баланс этнических отношений. В целом он не конфликтный и сосредоточен, в большей степени, в области культуры, исторического наследия, чем в сфере политической практики.
Но рост социальной напряженности в условиях замедления экономического роста, ухудшения качества жизни может предшествовать росту конфликтности. Вроде кризис не выбирает жертв по этническим признакам. Тем не менее, для одной этнической общности кризис чреват более серьезными последствиями, чем для другой. Буряты, безусловно, лидеры в отраслях нематериального сектора экономики, умственного труда, в образовании, здравоохранении, науке, государственном управлении. Такое было раньше и существует сегодня. Не разделяя взглядов русских националистов, трудно поверить, что это естественный результат различия в талантах других этнических групп, которые не хотят и не способны быть врачами, учеными, начальниками. Бесконечно это продолжаться не может. Сложившаяся модель этносоциальной мобильности начинает мешать самим бурятам, поскольку имеет встроенные в нее ограничения. Ведь сфера занятости не может бесконечно расширяться в непроизводящем секторе экономики. Миграция сельского населения, бурят из бывших национальных округов соседних областей усиливает их концентрацию.
Грядет оптимизация, по сути, сокращение занятости в социальной инфраструктуре. К примеру, возможной реорганизации вузовской системы, сокращения численности вузов, кафедр, преподавателей. Ибо она работает сама по себе, для себя.

Чтобы реализовать и далее сегодняшнюю этносоциальную модель, требуется повышение представительства бурят в органах законодательной и исполнительной власти, что на самом деле и происходит. И уже следует предложение установить ценз на знание бурятского языка для всех поступающих на госслужбу. Не должен исповедоваться принцип - сначала за своих, а потом за целесообразность, справедливость.

Мы должны искать не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет, обеспечивая порядок и стабильность для всех. Осталось несколько месяцев до празднования юбилея города Верхнеудинска - Улан-Удэ, а дискуссия создания обелиска основателям города продолжается.
У каждого в отдельности и вместе у нас своя история, культура, язык. Это наши корни. Основные потребности - собственный дом, дети, свобода и достойная жизнь. Именно это и хочется защищать. Да, свобода, но нельзя освободить народ больше, чем он свободен изнутри. Внутренняя свобода создается материальным благополучием. Активным инвестиционным процессом бизнеса, ростом экономики.
Полагаю, отношение к этносу, религии, языку должно отойти в сердце личной жизни, стать личным семейным делом. А государство должно быть сосредоточено на универсальных для всех людей ценностях. Безусловно, стратегия и тактика развития республики не должна быть безразлична к нюансам нашей политической жизни. Но граждане республики больше не должны быть ее заложниками в своей нищете.

Откровенное признание существующих проблем открывает дорогу поиска их решения. Это простой прием, но им редко пользуются политики, находящиеся при власти. Эффект власти в такой ситуации определяется оппозицией как части политической системы. Но ее в республике нет. И это равносильно ее подавлению… Полновесная оппозиция возможна лишь тогда, когда вне власти окажутся те, кто когда-то ею распоряжался. Оказавшись вне власти, человек начинает ценить свободу, чужие интересы и многое другое.

А пока наша демократия - это "свобода слов от дела, свобода дела от совести, свобода совести от угрызений". В такой ситуации интерес к демократии неминуемо ослабевает. Резко возрастает запрос на справедливость...
Бурятия становится статичной, хотя бы потому, что в ней будет резко меньше молодежи, а прослойка пожилых людей, зависящих от государства, существенно возрастает. Строй их мыслей, заданных социализацией, другой, далекий от креативного протеста. Такова анатомия нашей общественно-политической жизни. Нужны все в большей мере политические решения для преодоления интеллектуального кризиса управления. Как управляется - так и работается. А как работается - так и живем.

От того что мониторят погоду, дождь не пойдет. Вопреки ожиданиям, основные финансовые показатели по итогам 2015 г. не худшие. Сыграли роль поддержка федерального центра, увеличение объемов налогов и девальвация рубля. Однако далее надеяться на улучшение не стоит. Разрыв между доходами и расходами будет увеличиваться. Доходы, скорее всего, расти не будут. Республика вошла в стадию неопределенности (да она и не выходила из нее с 2008 года). Мы застряли на этапе "песочницы". Пора из нее вылезать. И больше концентрироваться на возможном, а не на желаемом. И менять информационное пространство в сторону подробного освещения целей общества. Власть должна взбудоражить всюду сующих свой нос прессу, телевидение, чтобы сохранить свободу слова и право людей знать. Больше думать вместе с народом, а не за народ. Совершать поступки - сегодня время колоссальной конкретности.

Юрий КРАВЦОВ, экономист
МК в Бурятии, 27.04.2016
Полностью - здесь

деградация, чиновники, Бурятия, власть

Previous post Next post
Up