На снимке - декабрь 1967 г., Талды-Курган, школа им. Чокана Валиханова. Утренник для 1-х классов. Почти все девочки - снежинки, мальчики - зайки и мишки и одни «новый год».
А это уже Улан-Удэ. Декабрь 1991 г., клуб «Строитель», еще не проданный. Мой первый молодежно-детский коллектив в балете «Чипполино».
Но самые памятные для меня новогодние праздники я встречала с 1970 по 1972 г.г. в маленьком поселке Выдрино, что на берегу Байкала на границе Бурятии и Иркутской области.
Школа была на 1200 человек, проводилось 10 елок (для каждой параллели с 1-го по 10-й класс). Только 10-классники готовили себе вечер сами, остальные вечера по единому сценарию сделала Вера Иннокентьевна - очень энергичная творчески одаренная дама, работавшая директором турбазы вблизи поселка. Зимой она была свободна и потому охотно взялась за елки.
Написала сценарий, организовала пошив костюмов, сама изготовила реквизит и маски. Кабинет домоводства превратился на 2 месяца в «мастерскую Деда Мороза», даже табличку повесили.
Прошли конкурсы на Снегурочку и прочих персонажей. Желающие дети приходили, и Вера Иннокентьевна лично их отсматривала и отбирала. Тем, кто не умел выразительно читать, давала бессловесные роли лошадей, львов и прочих персонажей. Меня Вера Иннокентьевна вне конкурса взяла на Снегурочку. Но я чуть-было не лишилась этой роли.
Никаких микрофонов не было и в помине (т.е. в школе они были - шнуровые - у ВИА), а стихи со сцены и тем более возле елки, надо было читать живым голосом. А я читала тихо. И вообще была тихоней. А роль получить очень хотелось. Я уже выучили пол-тетрадки стихотворного текста. Вера Иннокентьевна потребовала, чтобы я текст проорала. Иначе не возьмут даже на роль зайца. И я от отчаяния проорала. Так у меня прорезался голос, и все понемногу стало получаться. Именно после елок меня стали постоянно брать читать стихи на разные школьные концерты.
Вера Иннокентьевна проповедовала принцип организации новогоднего представления, по которому Дед Мороз - фигура статичная. Его задача - быть большим, внушительным, красивым, появиться ближе к концу, солидно вручать подарки. А главное действующее лицо - Снегурочка, которая и фигурирует с самого начала. Этот принцип я вовсю использую до сих пор, так как тоже приходится иногда заниматься утренниками и вечеринками.
Как мы нашли Деда Мороза. Директор школы написал письмо в соседнюю воинскую часть, и привезли самого огромного солдата. Он смущался. Но, думаю, для него это было не особо в тягость, - холодными зимними днями вместо службы репетировать в школе. Старшеклассницы вовсю строили глазки и хихикали.
Для Деда Мороза сшили шубу из красного сатина, «мех» - обмазанная силикатным клеем вата, узоры нарисовала Вера Иннокентьевна и намазала их клеем, сверху посыпав битыми стеклянными елочными игрушками. Низ шубы и обшлага рукавов был отделан красным плюшем ( то ли старое знамя, то ли скатерть). На обшлага, валенки 45 размера узоры нанесли таким же образом. У Снегурочки была голубенькая шубка, шелковистая белая коса. С трудом у одной девочки нашлись белые сапожки, а вот белых колготок или рейтуз не было! Колготок не было в принципе, и вместо колготок мы тогда носили чулки и панталончики. И Вера Иннокентьевна пожертвовала для Снегурки свою шерстяную белую водолазку, из которой сварганила рейтузики.
Да, сейчас изобилие тканей, парчи, бархата, и может быть, кто-нибудь ухмыльнется - беднота! Нет, костюмы были прекрасны и великолепны, сверкали, такого школа еще не видела.
Вера Иннокентьевна оказалась бесценным кадром, она участвовала в самодеятельности с военных лет (позже я расскажу про ее один запомнившийся мне военный театральный эпизод), умела из ничего сделать конфетку. Километры марли красились марганцовкой, зеленкой, еще чем-то, крахмалились до стоячего состояния и кроились в многослойные наряды для бала или балетные пачки «снежинок». Причем она сама все шила быстро и просто. И так же учила других. Быстро набивала мужской носок тряпками, облепляла его мокрыми газетами, намазывала клеем - и оп-ля! - голова лошади была готова.
Дед Мороз не входил в зал - его завозила тройка «лошадей» на санях с подшипниками под полозьями. «Тройка» потом нас вдвоем и увозила. Порой «лошади» так разгонялись, что я чуть не слетала с санок, потому что ехали мы стоя.
Подарком Деда Мороза был «цирк» с клоуном - по совместительству дрессировщиком. Упрямый «бычок» бодал визжащих ребят, «лошади» танцевали вальс, «львы» покорно открывали «пасть», чтобы дрессировщик показал «смертельный трюк» - голова в пасти.
А еще были 33 богатыря, для костюмов которых вся школа 2 месяца собирала крышечки от молока и кефира и шоколадную фольгу. Хозяйка медной горы с «алмазами» в руках (из толстого целлофана). Снеговик с метлой, Кащей Бессметный со светящимися глазами. Ну и зайцы и прочее зверье.
Так как елок было 9 (по 3 в день), Вера Иннокентьевна решила, что для одной Снегурочки это будет большая нагрузка, да и подстраховаться надо было, и у нас было 3 состава Снегурочек и еще некоторых главных персонажей. В других елках я играла зайца (небольшой хулиганский эпизод), иногда вставала даже задней частью лошадки или львом. Настолько нравилась вся эта атмосфера праздника и участия в нем. Оставшиеся от подарков апельсины и конфеты Дед Мороз отдавал нам, артистам, чему мы были очень рады.
Мы настолько хорошо знали все роли, что когда учителя привели на внеплановую елку своих маленьких детишек, мы без всякой команды разобрали роли, переоделись и показали полноценное представление. Я для разнообразия сыграла Зимушку. Правда, кажется, выступали без баяниста. Да, фонограмм никаких не было, только баян. Это у 10 класса на вечере был школьный ВИА.
После всех елок всех участников собрали и вручили еще подарки. А всем снегуркам еще и по торту дали. Так что я гордо принесла домой торт.
А теперь про новогодний военный эпизод от Веры Иннокентьевны. Она рассказывала, что в войну юной девушкой выступала на елке где-то в госпитале. Она была в роли Гитлера, выезжала на санях, держа в руках огромный «земной шар». И вот на одном из представлений к ней подошел подпитый офицер, из раненых, бледный, с перекошенным от ненависти лицом и стал перед ее носом махать револьвером, сопоровождая махание русским матом и угрозами. В общем, ей пришлось срочно отклеивать усы и взывать к его разуму.
А какой ваш самый памятный новый год?