Памятник землепроходцам в Улан-Удэ как символ приоритета России в освоении Забайкалья

Dec 24, 2015 21:49

Ниже приведено выступление Владимира Михайловича Первушкина на круглом столе, посвященном непоставленному памятнику основателям города Улан-Удэ-Верхнеудинска.
Речь выстраданная, толковая и интересная, взгляд на проблему - не местечковый, а с "высоты птичьего полета", если говорить по Гумилеву.


На  Правление регионального отделения ООД по возрождению традиций народов России Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» Республики Бурятия,  в связи с подготовкой проведения инициативной группой общественных организаций  «Круглого стола», был обсужден вопрос установления памятника    «основателям города» Верхнеудинска (Улан-Удэ).  Мы довели до организаторов свое видение подхода к решению вопроса.
Во-первых, мы отметили необходимость прийти к единому мнению по вопросу того: «кому должен быть возведен  памятник?»  Совершенно очевидно, что Гаврила Ловцов с Осипом Васильевым выполнить данную масштабную миссию вдвоем были не в состоянии. В ней  участвовал более широкий круг людей: казаки, послы,  служилые люди, служители церкви, мастеровые -  это далеко неполный перечень тех, кто имел отношение к установлению Удинского острога. Можно ли в данной ситуации устанавливать памятник только казакам? Полагаем, что это было бы исторически  неоправданным шагом, который       на долгие годы станет причиной  всевозможных возражений и споров представителей не только ученого мира, но и простых горожан.
Наша точка зрения в этом вопросе: - памятник должен быть установлен истинным основателям города - ЗЕМЛЕПРОХОДЦАМ, среди которых, разумеется, были казаки, но только в том числе, и не более того.
Во- вторых, с точки зрения геополитических задач, на наш взгляд,  необходимо сделать акцент на «Свидетельство закрепления территорий за Россией».  Известно, что территориальные претензии к России выдвигались и выдвигаются до сих пор со стороны самых разных государств. Например, определенные японские круги традиционно выдвигают ложную антропологическую идею «родства крови японцев и бурят» и на этой основе претендуют на территорию не только народов Юго-Восточной и Центральной Азии, но и на территорию Прибайкалья и Забайкалья. Достаточно взглянуть на карту японского начальника Генерального штаба  Танака в 20-е годы прошлого века.  На ней территория Японии обозначена по вертикали от вод Индийского океана и вдоль западного побережья Байкала, до вод Ледовитого океана и устья реки Лена и дальше на восток включая Бурятию, Якутию, Чукотку, Камчатку, Сахалин и Курильские острова.
В связи с этим, нам представляется, что памятник основателям города - землепроходцам будет символизировать первенство именно нашей державы в освоении данных территорий Сибири, служить монументальным доводом против притязаний на данные территории со стороны целого ряда государств.  Позволю себе высказать мысль о том, что на этот аргумент работают и события, разворачивающиеся на международной арене. В частности в Сирии, Иране. Борьба за нефтеносные районы, за контроль над черным золотом этого региона, привела к активным действиям боевиков ИГИЛ по уничтожению монументальных памятников - свидетельств, принадлежности этих богатых земель конкретному народу.
В-третьих, мы считаем решение  об установки памятника казакам защищавшим Отечество, решением, которое заведомо разделяет единый народ по сословному признаку, противопоставляет казаков всем другим сословиям государства.
Утверждение, что «По своему смыслу, этот памятник будет посвящен всем казакам, которые участвовали в прошлые века в походах в Китай, войнах с японцами, а также потомкам казаков, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», односторонне. Оно обходит факт того, что казачество не являлось основной массой  участников боевых действий во всех войнах, в которых участвовала Россия.  Казаки, хотя и привилегированная, но всего лишь часть граждан России защищавших Отечество в разные периоды ее истории.
    Полагаем, что  принятие властью этого решения и воплощение его в жизнь может несколько   усилить социальную и межнациональную рознь.
С другой стороны данное решение встречено без каких либо выпадов со стороны тех отдельных граждан, кто активно выступал, несмотря на необоснованность и контрпродуктивность своих доводов, против установления памятника Землепроходцам, основателям города. Это только подчеркивает, что именно против символа приоритета в освоении земель Россией направлено их противодействие.
В-четвертых. Важно обратить внимание на то, что всяческие попытки отдельных граждан,  доказать, что так называемое «гуннское городище» является основой города Улан-Удэ, ошибочны по своей сути и не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Тем, кто сомневается в этом достаточно обратиться к трудам и данным археологических раскопок под руководством выдающегося археолога и нашего земляка академика А.П. Окладникова.
В-пятых. Не менее важно развенчать миф, исходящий от единичных представителей общества о том, что будущий памятник будет памятником русским колонизаторам. Авторам, или автору  этого ложного и весьма вредного, по сути дела, националистического, пан-монгольского тезиса стоило бы сравнить некоторые социальные характеристики русских и бурят, живущих в Бурятии. Взять хотя бы число лиц с высшим образованием на тысячу населения. Все сразу станет на свои места, ибо нигде в мире нет колонизаторов, существенно отстающих в своем образовании от колонизируемых.
В-шестых.   Полагаем, что перевод вопроса, отдельными гражданами  в плоскость националистических отношений - одна из опасностей, которой следует дать решительный отпор. Обратить внимание на недопустимость  подобного рода суждений, особенно в средствах массовой информации,  считаем одной из целей на сегодняшнем «круглом столе».
Исходя из вышеизложенного, считаем, что  в проекте резолюции «Круглого стола» должно быть отражено следующие:
1.    Важность установления памятника истинным основателям Верхнеудинска - землепроходцам. Это будет признанием приоритета России в освоении новых территорий, монументальным доводом против притязаний на данные территории со стороны некоторых государств. Поскольку в числе землепроходцев были люди различных сословий, а не только казаки, но и служилые люди, торговцы и пр. то все это исключает возможность установления памятника, какому-то отдельному лицу.
2.    В художественном воплощении памятника не следует забывать очень важную деталь: русские землепроходцы находились в постоянном контакте с местным, в том числе тунгусским, бурятским, эвенкийским населением. В противном случае им бы не удалось решить поставленные задачи. Отрицание или попытка искажения данного факта означает отрицание очевидного - поддержки идеи  встать под защиту русского царя большинством населения данной территории и руководителей их органов управления.
3.    Считаем, что важно и необходимо создать РАБОЧУЮ ГРУППУ из числа представителей:  общественных организаций, администрации г. Улан-Удэ, комитета по архитектуре и градостроительству, комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Республики Бурятия.
На первом этапе данная рабочая группа могла бы согласовать и выработать некое «техническое задание» (условия) на то, что должен представлять из себя монумент, где конкретно должен быть установлен.  Совместное решение данного вопроса позволит устранить недоверие, недопонимание, которое, к сожалению, присутствует сегодня.  На основании «технического задания» подготовить и провести конкурс на лучший проект памятника.
На втором этапе определить силы и средства, которые необходимо привлечь для его изготовления. Это определение статей и других каналов поступления средств, организация  работы по их привлечению.
На третьем этапе предстоит определение и привлечение изготовителя монумента, заключение договоров по данному вопросу с исполнителями.
Конечно же, все эти этапы должны иметь информационное сопровождение в СМИ,   цель которого освещение деятельности и решений принимаемых  представительной рабочей группы.
Будем рады, если наши предложения будут приняты во внимание и помогут в решении задачи по установлению памятника.
С уважением председатель правления ВСД «Русский Лад» Республики Бурятия                                                                                             
В. Первушкин.

геополитика, Сибирь, память, национализм, история, казачество, фальсификации, мифы, Бурятия

Previous post Next post
Up