Коллекция редких ретромобилей в Улан-Удэ может сгнить

Dec 02, 2015 23:35

Оригинал взят у fregat_vt в Коллекция редких ретромобилей в Улан-Удэ может сгнить
Мой текст для UlanMedia про одну очень интересную коллекцию ретромобилей


Экспонаты уникальной в Бурятии коллекции хранятся практически под открытым небом.
Улан-Удэ, 27 ноября, UlanMedia. Коллекция редких ретромобилей в Улан-Удэ может сгнить. Экспонаты хранятся практически под открытым небом на базе ведомственного музея автобазе "Почты России" в поселке Аршан. Там собраны редчайшие раритеты, такие как ЗИС-5 или ГАЗ АА. Подобных машин сохранились считанные единицы, сообщил корр. ИА UlanMedia начальник базы Виктор Котовщиков.

ГАЗ-М-20В "Победа". Начало выпуска - 1955 г., мощность двигателя - 52 л.с., макс. скорость 105 км/ч, расход топлива - 11 л.


По его словам, экспонатам не могут обеспечить надлежащее хранение. Часть машин стоит под открытым небом, наиболее ценные - под навесом. Но это ненадежная защита от атмосферных воздействий, хотя раритеты стараются беречь.
- Нет средств даже поставить еще один навес. Не говоря уже о закрытом помещении для особо ценных экспонатов. Мы ни от кого ничего не требуем, но поддержка музею была бы нелишней, - сетует рассказал начальник базы Виктор Котовщиков.

ЗИС-5. Начало выпуска - 1933 г., мощность двигателя - 73 л.с., макс. скорость 60 км/ч, грузоподъемность - 3000 кг, расход топлива - 34 л.


Ценность коллекции - уникальность образцов. К сожалению, экспозиция закрыта для широкой публики. Но машины участвуют в праздничных мероприятиях Улан-Удэ, периодически их вывозят и в Кабанск.

ГАЗ-АА. Начало выпуска - 1932 г., мощность двигателя - 40 л.с., макс. скорость 70 км/ч, грузоподъемность - 1500 кг, расход топлива - 20 л.


- Музей был создан в начале 90-х по инициативе Ивана Матвеевича Кондратьева, инженера по технике безопасности. Экспозицию собирали несколько лет. Машины разыскивали по глухим районам Бурятии, потом восстанавливали не один год. Сейчас они все на ходу, у всех родные комплектующие, - рассказывает бывший кадровик базы Галина Медведева.

ГАЗ-67. Начало выпуска - 1941 г., мощность двигателя - 50 л.с., макс. скорость 90 км/ч, расход топлива - 10 л.


Среди экспонатов внимание архаичным обликом сразу привлекает ЗИС-5. Это один из основных советских грузовиков эпохи 30-50-х. Выпуск был начат в 1933 году закончившись лишь в 1963, на его базе создавалось много разных машин. Широко использовался в Отечественную войну, служа, в том числе, носителем реактивной системы БМ-13. Сейчас встретить ЗИС-5 не в музее просто невозможно.

ГАЗ-51. Начало выпуска - 1955 г., мощность двигателя - 70 л.с., макс. скорость 70 км/ч, грузоподъемность - 2500 кг, расход топлива - 20 л.


То же касается и легендарной "полуторки" ГАЗ-АА. Лицензионная копия американского "Форд АА", стала первым серийным грузовиком Горьковского завода. И самым массовым советским грузовиком. "Полуторка" вынесла тяжесть войны и использовалась в народном хозяйстве до конца 60-х. Или армейский внедорожник ГАЗ-67, созданный под влиянием американского "Виллиса". Надежная машина и сейчас ценится владельцами редких экземпляров.

ЗиЛ-164А. Начало выпуска - 1961 г., мощность двигателя - 100 л.с., макс. скорость 70 км/ч, грузоподъемность - 4000 кг, расход топлива - 27 л.


Есть машины более позднего периода - грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Они похожи друг на друга кабинами в стиле "студебеккера". ГАЗ-51 был самым массовым советским грузовиком в 50-60-е. Удачная модель производилась по лицензии в Польше, Китае, Северной Корее. ГАЗ-63 - полноприводная армейская модификация "51-го". Их сейчас тоже встретить практически невозможно. Кстати, в Улан-Удэ другой образец ГАЗ-51 установлен памятником близ здания управления МЧС. Он служит шасси для старой пожарной машины АЛ-17. Редкость и другой грузовик той эпохи - ЗИЛ-164А, "рабочая лошадка" советских автохозяйств. Имеются и легковые машины того периода - "Москвич-401", "Москвич-402" и ГАЗ-М20 "Победа".

"Москвич-401". Начало выпуска - 1947 г., мощность двигателя - 26 л.с., макс. скорость 90 км/ч, расход топлива - 8 л.


Отдельно упомянем фургон ТА-9С. Эта модель выпускалась в Эстонии, автозаводом в Тарту с 1963 году. Выпускалась малыми сериями, до наших дней их сохранилось очень мало. Сохранившийся на автобазе образец когда-то обслуживал маршрут между Улан-Удэ и Кабанском. Водитель Петр Арюткин наездил на этой машине свыше 1 млн километров.

ТА-9С. Начало выпуска - 1963 г., мощность двигателя - 70 л.с., макс. скорость 70 км/ч, грузоподъемность - 2000 кг, расход топлива - 20 л.


К сожалению, видеть легендарные машины могут лишь работники базы.
- Конечно, мы бы хотели, чтобы нашей выставкой могли любоваться все желающие. Но сейчас это невозможно технически: база - режимный объект. Потребуется или постоянная выставка за пределами базы, на что нет средств, или возможность передать кому-то. Но это мы делать не станем: музей дорог нам как память поколения наших сотрудников, создавших его, - отметил Виктор Котовщиков.

"Москвич-402". Начало выпуска - 1956 г., мощность двигателя - 35 л.с., макс. скорость 105 км/ч, расход топлива - 7 л.


Также начальник автобазы сообщил, что ряд экспонатов требует довосстановления. Но оригинальных запчастей к ним давно нет. Не осталось и энтузиастов, готовых безвозмездно заниматься реставрацией и техобслуживанием. Властных полномочий начальника базы хватает лишь на то, чтобы поддерживать машины в приличном виде.
- Опускаются руки и от отношения властей республики. Все дивятся, когда машины выкатишь на какой-то праздник, в остальное время до экспозиции никому дела нет. Никого ни в чем не виню, но поддержка музею нужна. Некоторых образцов в наши дни почти не осталось, их надо особо беречь, но нет условий, - подытожил начальник автобазы.

http://ulanmedia.ru/news/society/27.11.2015/474861/kollektsiya-redkih-retromobiley-v-ulan-ude-mozhet-sgnit.html

Фотки в довесок:
ГАЗ М-20В "Победа"


"Москвич-401"


ЗИС-5






ГАЗ-51

ГАЗ-63. Начало выпуска - 1946 г., мощность двигателя - 70 л.с., макс. скорость 65 км/ч, грузоподъемность - 2000 кг, расход топлива - 25 л.


Старые "Москвичи-412"

память, история, грустное, Бурятия

Previous post Next post
Up