Тональность послевоенной эпохи в спектакле молодого режиссера

Oct 07, 2015 21:38

Сходила на днях в наш Русский драмтеатр. На "Фронтовичку" по пьесе Анны Батуриной. Все очень понравилось. Добротная литературная основа. Молодец молодой режиссер Сергей Левицкий, прекрасная главная героиня в исполнении талантливейшей актрисы Островской, да и остальные актеры за-ме-ча-тель-ные! Скупая сценография - выразительна, музыка группы "Крабы" (ребята сидели прямо на сцене) - в тему. Смотрела на одном дыхании. Нечасто хожу в театр, ибо не все там мне нравится, но вот последние две пьесы, что видела - упомянутая "Фронтовичка", "Таланты и поклонники - порадовали.


Итак, про "Фронтовичку". Все прекрасно. Но! Пьеса начинается в 1945 году, прямо со слов Левитана о капитуляции Германии. Казалось бы - на сцене должен быть вихрь радости, тем более в госпитале, где раненые, кто может, танцуют под патефон. Но с самого начала режиссером взята трагическая тональность. Мрачный свет, замедленная пластика актеров - все смотрится болезненно, не весело.

А по мне, эта пьеса - почти комедия. Итак, прощаются девушка и парень, воевавшие вместе. Грустно? Да. Но кругом должен был бушевать радостный вихрь, эйфория - Побееедааа!!!. Но нет, акцент сделан на том, что расстаются, и что любимая потеряла ребенка из-за тифа.

Ну ладно, поехали дальше. А потом героиня приезжает к матери своего жениха, а та ее домой не пускает. Причем пожилая женщина чем-то как будто напугана. На самом деле, там трагикомическая ситуация - в одной из комнат трахаются директор ДК со своей любовницей, разбитной бабенкой.Потом эта бабенка приревновала героиню к своему престарелому жениху. Там и диалог двух дам, переходящий почти в драку, весьма колоритен. Но, повтоярю, режиссер отказался от комедийного решения и сделал упор на нелегкую судьбу вернувшейся с фронта интеллигентной женщины (учившейся до войны балету) в окружающей быдло-среде. Ну, я вот так это поняла.



Хотя героиня пьесы прекрасно уживается со всеми в бараке, нет в ней ни грамма снобизма. При этом и в обиду себя не дает.


До кучи и жених приехал с госпиталя с беременной новой невестой. Трагшедия для героини, конечно, Но там все не так печально - вокруг этой красавицы постоянно крутятся мужчины, там "три пуда" любви в этой пьесе.
И работа у несостоявшейся балерины особенная для послевоенного воремени - она учит детей балету! Сами представьте - война кончилась. Потери огрмоные, народ напрягается изо всех сил, а детей простых работяг из бараков учат классическому балету! Так и было, аристократическое, самое лучшее в мире образование для всех детишек СССР. А потом по пьесе эти детки съездили в Ленинград и там заняли первое место. Опять долждно быть радости полные штаны, однако героиня показана по приезде с конкурса в полном упадке сил, они медленно и мертвенно произнгосит свои слова, буквально падая на руки влюбленному в нее молоденькому аккомпаниатору.


Ну да, там потом есть драматический момент - женщина  бросается в объятия к своему бывшем у жениху, который не может ее забыть. Но, "натешившись», любимый собирается домой, и героиня из боли и мести несет азхинею, что она сифилитичка, ибо "со всеми"… .И получает за это ножом.


Но конец пьесы все равно радостный, потму что все живы, и героиня жива, и едет за новой жизнью на Дальний Восток. И она любима! И встреча в пути это подтверждает.
Режиссер все же сделал мажорный конец, когда всегерои просто вышли и спели песню "Жди меня". Даже немного пафосно получилось.
Но в целом мне странно такое трагическое восприятие той эпохи. Посмотрите на фотографии послевоенной молодежи - их лица светятся! Да плевать им было на материальные трудности. После Победы был всеобщий подъем. А я этого в спектакле я не увидела.
Предполагаю, что молодой режиссер воспитан на восприятии послевоенной эпохи через "Гулаг" и всю нашу лживую публицистику и солженицнско-шаламовскую литературу с потопленными баржами, выкинутыми из вагона трупами и мемом "половина сидела - пововина сторожила"..


Отсюда такой трагизм и полное отсутсвие юмора в достаточно увлекательной пьесе о любви.
Но режиссерские решения - повторяю - мне понравились, как и в целом спектакль. Так что рекомнедую сходить, если не видели.

Однако совсем скоро Левицкий будет ставить что-то про репрессии. Ой, даже боюсь думать, насколько в этой  постановке все будет сумрачно и даже жутко. Впрочем, поживем - увидим.

Фото Денис Слепцов

искусство, Бурятия

Previous post Next post
Up