#Заметки_мимоходом
1 октября
Для каждого возраста или периода жизни нужны специфические движения. То есть по мере изменения организма, должна соответственно изменяться и физическая активность, регулирующая кровообращение и метаболизм. Легко сказать, попробуй регулируй…
2 октября
Начал голодание. Главное, соблюдать выход. Это очень сложный процесс.
3 октября
Когда распался Советский Союз все теории и учения для неразвитых людей оказались несостоятельными. Раньше говорили о каком-то строе, формациях. Где они? Реальность показывает: в какой формации правители находятся, такая и будет для остальных, а если не определят, то люди сами скатятся в первобытно-общинный и дальше. Никакие поддерживающие представления-подпорки о строе: октябрята, пионерия, комсомол, партия, тем более современные, не помогут. Единственное, что укрепляет и держит стержень: самообразование и саморазвитие. Либо развивающийся Человек с наукой и технологиями - либо говорящая обезьяна с бутылкой и гранатой в руках.
6 октября
Случайно
Для государственных чиновников и любителей-краеведов, пытающихся судорожно исполнять волю верхов или частных лиц, особенно в туризме, надо знать, что все известные памятники монгольской истории - случайные находки обнаруженные, в основном, в XVIII и XIX веках любознательными и образованными людьми. Например, Хирхиринское и Кондуйское городища, а также Чингисов камень, находящийся ныне в Эрмитаже, были обнаружены в начале XIX века, в 1801-1802 годах, в результате поездок служащих Нерчинского горного округа (Кабинетских, то есть царских, земель) из Нерчинского Завода на Дабасу нор (нуур) Борзинского района. В этом направлении проходил их маршрут.
Современные исследователи и археологи, тем более любители подобного жизнеустройства, роют и ищут в местах, случайно обнаруженных другими людьми, имена и биографии которых, вместе с историей, связанной с этими именами и местами, современникам совершенно неизвестны. Ведь только словосочетание «Кабинетские земли» требует чтения не одного исторического материла.
Между тем, настоящей монгольской историей, находящейся под трехсотлетней историей Цинской и Российской империй, на пространстве между реками Аргунь и Онон, никто ещё серьёзно не занимался, то есть не ходил там, не вникал, не искал. Она вся - в степи и под землёй, куда уходят древние камни с непонятными надписями, чугунные плиты забайкальских казаков столетней давности на забытых кладбищах и даже какие-то колхозные строения…
Естественно, что народ никогда не занимается и не обязан заниматься историей. Это прерогатива образовательных учреждений, других людей, которые сегодня (только в наши дни), образно говоря, ищут там, где светло, а не там, где потеряли. Они же и «втирают» отовсюду обществу всё, что им взбредёт в голову на самых разных уровнях: от академиков до любителей. Шлиманов, читающих древние мифы, открывающих Трою и микенскую культуру, сегодня нет. Для этого нужны талант, непрерывное самообразование, неистребимое желание и, самое главное, самопожертвование... Но таких нет. Вместе них, зачастую, - какие-то слепые, но очень ушлые существа, прислушивающиеся ко всем шорохам и кусающие, в прыжке, воздух, надежде что-то откусить. Иногда откусывают.
P.S. Генрих Шлиман (1822-1890), величайший искатель, археолог и этнолог мира, отец полевой археологии, нашедший Трою, после прочтения «Илиады» и Одиссеи» Гомера, самоучка, вся его жизнь - самообразование, учился в Парижском университете. Знал не менее 15 языков, включая - основные европейские, арабский, персидский, турецкий, русский, древнегреческий, латинский. Дневники писал на языке страны, в которой на тот момент проживал…
10 октября
Зов Родины
Каждый звук навевает мотивы
И сказания древних былин.
Степь поёт, и звенят переливы -
Зугалай, Ушарбай, Усть-Нарин …
На проспектах далекой столицы,
На бульварах чужих городов.
Вспоминаешь знакомые лица.
Помнишь звуки родных голосов!
Ты увидишь пустыни и страны,
В пенных брызгах - моря, океан,
Но всегда сквозь мечты и туманы
Слышишь говор бурят-хамниган,
Где такие звучанья и грёзы
И мотив до скончания дней,
Что ни спрячешь, ни нежность, ни слёзы,
Видя предков, костры, бег коней…
Позовут тебя Шилка с Ононом,
И цветущая ярко Ага,
Там ургуй и багульник по склонам,
Уходящая в сини тайга,
Речки Борзи, степные равнины,
Запах трав, котловины озёр...
Вся земля, где взросли боржигины
Призывает и радует взор.
P. S. Многие не знают, что речек с названием Борзя в степи и тайге несколько, более десяти. Вообще, я пытаюсь вывести изуродованное сознание людей, живущих в национальных образованиях, за их пределы, чтобы мышление людей стало разумным, свободным и всеохватывающим, не мучило ни себя, ни других узостью и косностью. Побережья правого берега Онона и степь - Родина боржигинов, создавших Монгольскую империю. (В издании книги о Могойтуе был опубликован только отрывок стихотворения).
15 октября
Сегодня похоронили моего соседа: дядю Сашу, Александра Александровича Решетникова. Умер на 85 году жизни. Мог бы легко прожить до 100 и более, но болезнь… Хороший был человек: доброжелательный и добродушный. Очень жизнелюбивый и хозяйственный. Крестьянин. Кряжистый, крепкий, как гвоздь в брусе или доске из лиственницы. Царствие ему небесное и земля пухом…
На поминках собрались дети, племянники, родственники. И я увидел друзей детства. Молодыми все были русскими, а к старости - бурятее и бурятее, всё хамниганистее и хамниганистее. Крепкие и кряжистые.
Раньше они все говорили на бурятском. С Толей Пушкарёвым в 1962 году мы сидели за одной партой в первом классе. Потом он отстал, школу окончил года на два позже меня. Но на фотографии 1962 года мы вместе. Сейчас нам по семьдесят. Поминая дядю Сашу, Толя, рассмеялся и покачал головой:
- Вот дела. Всё забыл. Пока учили русский, мы и бурятский забыли…
И я вспомнил, что, когда нас, двух братьев-бурят, Володю и Витю, а по метрике Ринчин-Доржи и Цырен-Ханда, говоривших то ли на русском то ли на украинском языке, привезли в 1957 году из Усть-Ималки в Новую Зарю, то первым бурятским словам нас научили Токаревы (Тохорюны), Номоконовы, Пушкарёвы, Ивановы…
Много их было, которые, пока все мы вместе учились русскому языку, забыли бурятский.
17 сентября
* * *
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
(А. С. Пушкин. 1823 г.)
Всегда надо помнить, что народы находятся в когтях высокоорганизованных хищников (власти, режима, идеологии, религии), поедающих их вместе с потомством. Какими бы звуками они ни усыпляли, как бы ни возвышали, ни задабривали, что бы ни сулили, хищники всегда будут использовать неразвитых людей и жертвовать ими в своих интересах.
Хищники никогда не перестанут быть хищниками. Когда, раскрывая свои пасти, они начинают играть человеколюбивыми лозунгами, в головах масс тут же должно появиться самое правильное решение: «Спасайся, кто может!».
Развитие человека и народа нужно в первую очередь для того, чтобы понять эту простую, элементарнейшую (!!!), истину, сохранить себя и своё потомство для своих целей и задач.
21 октября
Лишних знаний не бывает...
Для сохранения и дальнейшего развития в современной ситуации Монголы Мира должны стать технологически развитой цивилизацией, то есть таким, в перспективе, должен стать каждый монгол. Ядро такой возможности формируется более ста лет у монголов России - бурят, калмыков, тувинцев, оно ещё слабое по сравнению с другими народами, но есть. Процесс должен получить ускорение именно в период нового раздела мира, когда развитие воюющих сторон направлено на уничтожение друг друга.
Надо твёрдо осознать, что все монголы мира - люди догоняющего развития. Сегодня информационное пространство человечества позволяет выровняться в развитии с другими сообществами и даже опередить их в некоторых моментах. Вот какую, долгосрочную, пусть и в далёкой перспективе, задачу должны ставить лидеры монголов мира, если они, конечно, есть. Об отсутствии их говорит как раз отсутствие таких целей и задач. Тогда этими вопросами должны заниматься наиболее развитые представители монголов мира. Пусть даже в совсем мизерном количестве, пусть их даже несколько единиц, но они должны найти друг друга, как новые Чингисханы и Боорчу.
22 октября
Как быть? Или - где выход?
Воспитание или культура той или иной страны, включая их политические режимы и религии, - это, на самом деле, многовековой, массовый тренинг или дрессура населения, то есть отработка тех или иных обязательных действий, внедрение новояза и идеологем, устраивающих власть. Естественно, с полным, наработанным и постоянно совершенствующимся комплексом поощрительных и принудительных мер, которые применяются в течение всей жизни каждого не субъектного человека, семей и поколений. Подчёркиваю - не субъектного, ибо различия между субъектом и объектом такие же, как между живой и неживой материей. Бурят-монголы о таком объекте говорят: «Абяа гарадаг бараан», то есть - говорящая мебель, верящая в любой абсурд.
Сегодня известно, что служители центров мировых религий, например, Ватикана, как и правители некоторых стран или авторы идеологических догм, казалось бы, стоящие на вершинах нравственности и справедливости, оказывались самыми гнусными развратниками и носителями болезней, творящими ужасающие беззакония и преступления против человечества. А президент ЦАР Бокасса - настоящий людоед. Вся их система воспитания и культуры - оружие массового поражения мозгов с целью массового создания рабов для удовлетворения личных потребностей.
Неужели трудно понять, что корни рабства или подлой психологии - в культурах некоторых стран и народов, что они не искореняются какими-то одномоментными переворотами, именуемыми «революциями»? Революция - это длительный скачок, пульсация или необратимый процесс эволюции, меняющий мышление общества на той или иной территории.
Но человек хочет быть счастлив сегодня. Как быть?
Единственный выход или антидот от всех ядов и вирусов - саморазвитие и самообразование, самопознание и самопросвещение, знание реальной истории, обретение собственных смыслов и их защитных рефлексов, откуда рождается удовлетворённость и ощущение полноты жизни.
Родиться в облике человека - не значит быть Человеком. Им надо стать. Самому. Способов и методов развития при современных достижениях науки и информационных технологий сегодня столько, сколько не было за всю историю одурачивания человечества самыми разными жрецами и лжецами…
23 октября
Знакомым маршрутом и поездом отправился в Улан-Удэ. Утром надо быть в Иволгинском дацане. Там будет конференция хамниган-бурят. Наверное, я - единственный хори-бурят, которого пригласили на это мероприятие.
Жизнь разительно изменилась: билеты электронные, места выбираешь сам. В очередях стоять не надо. До Читы доехал с Алдаром, моим соседом. Таксует.
24 октября
В 6 утра был на вокзале Улан-Удэ. Позвонил Долсон-авжа. Она сразу приказала ехать к ним, в Солдатский. Таксисты просят 1000. Понял - надо отойти от вокзала. Отошёл и заказал такси по-новой, поехали по таксе - 330 рублей.
В Солдатском долго беседовал с Бадма-хуряахай, Долсон-авжа, племянницей Цырегмой. Говорили о Даба-Самбу нагасе, о том, что возле его субургана в Могойтуе надо поставить щит или табличку с датами его рождения и биографией.
Все родственники постарели. Многое придётся делать мне, к тому же настаёт время когда надо объезжать, навещать, родственников, говорить с ними, объединять их, напоминать об истории рода и т. д. и т. п. А кто это будет делать кроме меня? Вообще, с молодых лет я был неправ: полагаясь на остальных родственников, ведь главным «путешественником и интересантом» был и остался я сам… Мужчина в ответе за всё, что происходит вокруг него. В общем, проблем у меня, как говорил маленький Жамьянка, до неба...
После обеда заехал Бадмажаб и повёз меня в Иволгинский дацан. Там гостиницы были переполнены. Устроился в доме хувараков, вечером туда же нагрянули, тоже в качестве гостей предстоящей конференции, два хамнигана из Монголии. Один из них хорошо знал обо мне…
25 октября
Целый день шла конференция. Подробности изложу в отдельной статье.
26 октября
Все участники конференции хамниган отправились автобусом и на личных автомобилях на Байкал, в Танхой, где визит-центр. Ничего особенного, все на российский и современный вкус. Скучно и не интересно, живым духом в визит-центре и не пахнет.
Но в Танхое есть интересный субурган, поставленный последователем кагью Нидел Оле, основавшим по всему миру 680 буддийских центров Карма Кагью, кстати, 80 из них в России. И, конечно, великолепен Байкал…
В 9 часов вечером из Иволги отправился обратно в Читу. Повезли хорошие люди из Курулги, супруги - Надя и Юра. Ехали часов десять…
27 октября
В Чите снова встретился с Жамьяном. Безумно хотелось спать, но надо ехать дальше: в Агинское, оттуда с племянницами в Новую Зарю. Там разгоралась трагическая суета: на СВО, в бойне под Угледаром, погиб наш Баирсурен, мой пасынок. Сам ушёл туда, нам ничего не сказал... От него не было вестей около месяца, 15 октября принесли извещение о смерти. Потом был борт из Ростова, гроб с телом доставили в Новую Зарю. Похороны 28 октября. Тяжёлая тема…
Все подготовительные работы и сборы в нашем доме и дворе…
28 октября
Похороны. Повезли на кладбище в Кулусутай, где похоронены родственники Баирсурена. Поминки были в Новой Заре. Народа собралось довольно много.
И снова 49 дней будет гореть лампада. Печаль не исчезает. Какое-то огромное чувство вины. Неуютно на душе. Бедный Баирсурен.
* * *
Мысль В.И. Ленина о том, что государством может управлять кухарка, стала о очевидной и воплотилась только в наши дни. Особенно в отсталых регионах и в сельской местности, где кухарки охотно идут в администрации. Конечно, кроме зарплаты их мало что интересует. Но других желающих управлять нет, а критиковать и ёрничать - сколько угодно.
29 октября
Поставил на стене ВКонтакте два фото: 2006 и 2024 года. На последней - я и Жамьян. И пост к этим фото:
«Со старшим внуком Жамьяном. Утром 10 октября 2006 года в роддоме Читы медсестра вынесла и сунула мне запелёнутый пакет, перевязанный бантиком, в котором сопел, открыв ротик, младенец. Я опешил, потом бережно прижал его к груди.
С тех пор прошли 18 лет, полных забот и беспокойств, просмотрены сотни, если не тысячи фильмов, прочитаны десятки сказок, рассказов, стихотворений, куплено бесчисленное множество самых разных игрушек, сказано и говорится много строгих нравоучений и требований... Впереди ещё вал "работы", но результаты уже видны. Он учится и, надеюсь, что будет учиться всю жизнь. Ведь жизнь - это и есть учёба... Я постарел, но всё ещё продолжаю что-то говорить и наставлять.
Помню: в год рождения Жамьяна я проводил большой литературный праздник в Чите, которое открывал своими стихами (второе фото), передо мной толпился народ, а за мной стояло обалдевшее начальство, которое, раскрыв рот, внимало моим словам и переполнявшим чувствам:
* * *
«По диким степям Забайкалья…»
И эхо растает в горах,
И вижу родимую даль я,
И в разных живу временах!
«Бродяга, судьбу проклиная…»
Бредет, зачарованный брат!
Пусть доля у нас здесь земная,
Но судьбы высоко парят…
И чувства: «Ах, здравствуй, родная…»
Насквозь мое сердце прожгли.
И волны шумят, омывая
Рыбацкую лодку вдали.
И век мне железный не тесен,
Я в разных веках проживал,
Когда мне пророчили песни
Про очи, про степь, про Байкал!
Ах, как далеко улетал я,
Но в сердце тревожно стучат:
«По диким степям Забайкалья…
Здоров ли отец мой и брат?..»
Будут ли у Жамьяна такие чувства? Сейчас трудно сказать. Но очень хотелось бы, чтобы он стал честным и ответственным человеком. Мужчиной, который в ответе за всё, что происходит вокруг него...»
Не могу избавиться от страха за него. 18 лет мальчику.
30 октября
Написал и опубликовал статью о прошедшей в Иволге конференции.
Называется «Современные хамниганы». Окончание; «Вернувшись в свою Новую Зарю и встретившись с родственниками и знакомыми с побережий Улюрунгуя, Хирхиры, Аргуни, Борзи, Торейских степей я неожиданно для себя понял: организаторы прошедшей конференции, будучи ограниченными административно-национальными территориями слабо знают о других хамниганах и народностях. Ведь для этого надо жить на берегах Ингоды, Аргуни, Борзи, Шилки и многих других рек, говорить с алтанхан-хамниганами, золто-хамниганами, намяад-хамниганами, уляад-хамниганами, в окружении которых я живу много лет и говорю с ними, даже не подозревая, что они должны присутствовать на каких-то конференциях. Кто может их организовать? Их много, и среди них есть люди, знающие о своей истории, своём роде, они субъектные личности, что большая редкость в нашей стране, а в национальных образованиях таковых и вовсе нет. Уже почти сто лет. Но сегодня можно сказать: пока ещё нет…
Субъектному человеку, знающему свою историю и свой мир, никакие другие истории и миры никогда, ни при каких обстоятельствах, не страшны и не опасны, ибо его сердце и сознание живут и развиваются только в своём мире, которое сильнее и дороже любой внешней или внутренней угрозы.
Именно такие резолюции созревают в сердце каждого участника подобных мероприятий, несмотря на все их отрицательные моменты и старания некоторых деятелей. Такие встречи оживляют и согревают. Тем более, что современная Россия благоволит историческому просвещению народов».
Именно так. По большому счёту: никто и никогда не мешает человеку жить, если он понимает, что Жизнь - вечная Борьба за свою Свободу, а понимая это Человек обязан передать своим потомкам Корни и Крылья. Этого достаточно. А если их нет?
Можешь? Помоги: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Чадах уу? Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).