Дневник. 1 - 31 сентября 2024 года. О чём говорят онгоны?

Oct 04, 2024 20:15

#Заметки_мимоходом

1 сентября
В Агинском. Вчера познакомился с хорошим человеком: сосед моего брата Асатур. Оказывается, это его фирма печёт Амитхашинский хлеб. Рабочие, говорит, разбегаются. 6 тысяч платит за смену, а народ не держится:)) Вот телефон на всякий случай - +79144960000. Вдруг кто-то захочет работать, не выезжая на далёкую вахту...
Вчера же, вечером, приехала Сысык. Утром из Цокто-Хангила, как договаривались, прибыли за мной Баир и Света. Я наметил встречу с Цыцыгмой Цыденовной, супругой Дамби-Ринчина Цыренжапова. Она много лет вместе с мужем занималась музеем Цокто-Хангила. Великое дело творили люди. Надо обязательно навестить её, поднести хадак, сказать благопожелания, поговорить. Она живёт у сына, в Могойтуе.
Всё получилось, как и планировали. Гостили, хадак вручили, много говорили, чаевали. Цыцыгме Цыденовне уже 90 или даже более лет. Бодрая…
После обеда поехали на автобусе с Сысык в Борзю. Завтра наша Вика идёт в первый класс! Очень волнительный момент. Мы вырастили её с трёх месяцев. Честно говорят, Вика, я и бабушка Сысык выросли на одном диване. Каждый момент в памяти. А теперь в школу.
Встретила нас Цырегма, мама Вики. А её папа Баир интенсивно занимается ремонтом и строительством дома. Удачи ему!
Завтра - торжественная линейка. Готовимся…



2 сентября
До прихода в школу каждый ребёнок обладает уникальными талантами и возможностями, дай Бог, чтобы они приумножались и развивались при помощи талантливых Учителей и Директоров школ.
С первой линейкой, дорогие первоклассники, а также дедушки и бабушки, провожающие любимых внуков и внучат в школу!
Хотел сказать эти слова на линейке, но не стал. Зачем нарушать шаблонный ритуал? Понял, что воспитывать детей надо самим родителям, их бабушкам и дедушкам. Придётся, пожить ещё…

3 сентября
В Борзе. Под горой Буха. Думаю о вчерашней линейке в школе. И - о нас, борзинских и торейских бурятах.
Из фольклора монголов мира и России исчезает словосочетание Бухын Харуул - Бычий Караул. Это Борзя (Бооржа) и гора Буха, где в конце XIX века стояли 46 казачьих юрт и 4 избы хамниган-бурят.
Кстати, из борзинских степей и долин вышли Сухэ-Батор, Уржин Гармаев и другие известные монголы.
В первой четверти XIX века поэт Ф. И. Бальдауф писал: «...под Бухою стоят наметы тунгусов...», «Не злы так волки и собаки, как злы тунгусские казаки!» «Там дева с ясным очами, его завидя вдалеке, с крутой Бухи к нему спускалась...»
Буха - небольшая сопка или даже гряда упомянута в литературе несколько раз.
Вообще, вся местность здесь - земля борджигинов, овеянная исчезающими легендами, отражающими великую историю монголов. Как забыть о ней?

4 сентября
Уехал автобусом в Агинское. Оттуда - в Цокто Хангил. Беседовал с бабушкой Цындымой, ей 87 лет. Читает мою книгу о Намсарае Бадмажабэ. Поставил им на компьютер приложение с монгольским языком, то есть на клавиатуре будет отражаться EN, RU, MN. Раздаю это приложение много лет, но уровень владения компьютером, даже простым офисом, ниже некуда…
Пишу в не очень привычной обстановке, ночью, на очень древнем компьютере. Хочу сказать о явлении «вошёл в онгона или онгон вошёл в человека». То есть реально вхождение в исторический образ. А это духи, призраки, давно умершие люди. Понятие древнее, относится к монгольским и тунгусо-маньчжурским народам. Шаманизм в своих магических проявлениях. Судить не буду и не берусь, хотя должен относиться к этим проделкам предвзято. Но дело в том, что, создавая документальные книги, от замысла до тиража, я тоже вхожу в образы. Эпохи и людей. В некоторые моменты там и живу, потом долго болею. Процесс жуткий! С годами стал понимать, что долгое нахождение в таком состояние губительно сказывается на здоровье. Можно сойти с ума или серьёзно заболеть. Плюс к этому: непрерывное и долгое сидение за компьютером до того, что начинают отказывать суставы, ноги, нарушается кровоток. Это очень опасно.
В общем, нужен режим и отдых. А онгон? В общем, беда…

5 сентября
Ночью 17 июня 1944 года на южном берегу реки Вуоксы, в карельском лесу, два земляка Ачиктуев Сагаан и восемнадцатилетний Вандан Базаров чудом избежали смерти во время интенсивной перестрелки с финнами, но оба были ранены. Пуля прошила Вандана ниже плеча. Земляки попали в полевой госпиталь, где их разлучили, исходя из характера ранений.
Через месяц Вандана снова отправили на передовую, где он встретился с другим земляком, Гармаевым Базарсадой, которому было уже больше 50-лет, и он хорошо знал отца юного Вандана.
Базарсада служил ездовым, возил на телеге снаряды, патроны и другой боекомплект на передовую, где вместе с другими находился Вандан. Каждый раз, подъезжая к окопам, старый солдат внимательно оглядывал суетящихся бойцов, высматривая юного Вандана. Жив ли? Старался встретиться с ним. А иногда, завидев его издалека, облегчённо и радостно вздыхал (жив!) и уезжал, не встречаясь.
Вот как об этом рассказывал через много лет после войны сам Вандан Базаров литератору Дамба-Ринчину Цыренжапову, который запечатлел его воспоминания в книге «Үнэн сэдьхэлһээ»:
- Дайнда дахяад ороод ябатараа, Гармаев Базарсада гэжэ анхан Улаан-Булагай, 50 гаран наһатай, абыемни таниха хүнтэй уулзажа, сэдьхэлээ ханаа һэм. Тэрэ хүмни мори тэргээр үхэр буунуудта һомо шэрэдэг байгаа. Нэгэ хэды хоноод лэ, Базарсадамни передовой ерэжэ, намайе амиды гү гэжэ бэдэрдэг һэн. Заримда намайе холоһоо оберходоо, һанаага амараад, уулзангүй ябашаха.
Как трогательно звучат эти слова на бурятском языке! И сколько волнующих душу и сердце случаев, достойных войти в любую книгу, есть в жизни каждого села и народа. Всего две-три строки - и целая повесть о жизни народа, его менталитете, судьбе. В каждом звуке и слове. Слышите, видите, чувствуете?

6 сентября
Всё больше и больше думаю о длительном отдыхе. Или хотя бы смене темы. Это тоже выход.

10 сентября
Заметили? В любом повествовании о монголах или монгольской империи, из какой бы географической точки не велась речь, центром координат всегда является среднее течение Онона. Эта привязка, как обычный календарь, незримый и вечный закон.
Например, Википедия, повествуя о Тогон-Тэмуре, упоминает о его канцлерах, меркитах Баяне и Тогто, а резюме к меркитам указывает, что племя населяло юго-западное Забайкалье и север Монголии. Если бы центром отсчёта был Хэнтэй (Дадал), то племя меркитов (Хилок, современная Бурятия) по отношению к Дадалу располагалось бы на севере Забайкалья, но юго-запад Забайкалья - только от среднего течения Онона.
Более конкретно: проведите координаты от правого берега Онона у Цасучейского моста и сразу станет понятно: где располагались монгольские племена в средние века. К этой же точке приведут координаты из большинства текстов о средневековых монголах. От Забайкалья, от среднего течения Онона, его правого берега измеряют расположение племён и события, а не от каких-то других точек. Грузило исторического уровня всегда падает сюда, к центру измерения, притягивая все географические вертикали и горизонтали, как и ум любого современного человека, обладающего историческим чутьём и знаниями.
Надо полагать, что в сознании людей такие координаты существовали со времён Чингисхана, потом утвердились, дошли до наших дней, вошли в энциклопедии, историческую литературу, стали настолько общепринятыми, обыденными, что мы их даже не замечаем, но спорить продолжаем...

16 сентября
Занимаясь какой-либо Темой, приходится изучать её в максимальных объёмах насколько позволяют имеющиеся возможности и материалы. Иначе и браться не стоит. В эти дни я занят изучением материалов, написанных на русском и бурятском языках в национальном округе с 1930-х годов до нашего времени.
Во-первых, благодарю авторов, сохранивших, как могли, факты.
Во-вторых, авторы-буряты, писавшие на русском языке, предстают, как существа, начисто оторванные от общечеловеческой и собственной истории, лишенные богатства ощущений, чувств, воображения, ничего не смыслящие в культуре народов планеты, не говоря о языках, философии, фольклоре, религии, литературе. Это какие-то укороченные, обстриженные, вырванные из процесса эволюции, изуродованные копии русских авторов-недоучек, пытающихся, но не способных, что-то вразумительно высказать. Но насколько богато, сочно и ярко, образно и зримо, эти же авторы-буряты писали на родном, бурятском, языке, несмотря на фильтрацию национального самосознания и смутное представление о собственной истории. Всё возвращалось, насыщалось, обогащалось вместе с родным языком и родным миром! И тут я вновь должен высказать благодарность за сохранение глубинной памяти народа, образов, имён и дат. Большинство из этих авторов - мои знакомые и друзья, работавшие некогда в редакциях разных изданий, некоторые из них возглавляли редакции. И каждый из них почему-то стремился достичь каких-то высот на русском языке. Видимо, только при таком образовании и "стиле жизни" становилось возможным относительно сносное существование и даже развитие.
В-третьих, у них много учеников, одни из которых пишут «на русском» языке, а другие прекрасно творят на бурятском языке, но озабочены переводами своих творений на русский или ещё какой-то язык. Зачем? Между тем, безграмотные книги-посмешища продолжают выходить, без никакой редакции, корректуры, рецензии, обнажая уровень или сущность администраций и общества. Каждый автор - сам себе Пушкин. Читать их - дело вкуса, которого, кажется, уже нет ни у авторов, ни у их читателей.
Исходя из этого «Зачем?» я видел и вижу во что или в кого превратились (в советский период) и превращаются сейчас удивительно талантливые Монголы Мира и России, пытаясь превзойти самих себя в рамках колониальной культуры или колониального сознания, всё ещё безальтернативно властвующего в национальных образованиях, хотя ни железный, ни какой-либо другой занавесы давно уже невозможны...

19 сентября
Если, так называемый творческий человек, не уважает и не любит свою цивилизационную сущность и свой народ, целиком, в полном объёме, какими бы они ни были, (а это всегда сознательная жертва собой, ради благополучия их), то он не может быть ни талантливым, ни человечным, а только приспособленец и лизоблюд любой кучки, находящейся у корыта власти. Сколько таких видел, вижу, знаю… Главное: ничего не имею против. Все мы во Вселенной - никто и звать нас никак, нас вообще нет.

20 сентября
В жизни всё очень просто: либо ты имеешь своё мнение, либо чужое мнение имеет тебя. Но своё мнение - это самостоятельное, интенсивное овладение общечеловеческой культурой и науками, развитие, образование и, прежде всего, знание своей истории, то есть высокий интеллект и интеллигентность независимо от вида деятельности и места проживания, исключающие малейшие проявления желчности, жадности, зависти и т. п, то есть всего того, что отличает развитого человека от неразвитого, обиженного и зависимого от обстоятельств существа, пытающегося всё время, самым невежественным образом, охаять любое мнение...
Если интеллектуальность и интеллигентность не врождённые качества, что бывает очень редко, то ими надо овладевать в течение всей жизни с тем, чтобы передать потомкам для дальнейшего умножения в своей семье и, в целом, народе.

21 сентября
Случай не скажет ни о чём, но обо всём говорит поступок.
Человек, сам того не замечая, убавляет или прибавляет число людей, которые согрели или охладили его душу. Или сердце само ведёт такой счёт? Честно говоря, мне никогда не было легко, но в этом полугодии пришлось особенно тяжело, и дальше, возможно, будет не лучше. Но сердце безошибочно признало тех, кто был и будет со мной всегда, и равнодушно вычеркнуло тех, кто уже никогда не будут жить в моей душе и памяти, во мне. Они будто отмерли или отвалились сами по себе, но явились другие, согревшие меня своим поступком. Внешняя сторона жизни не изменится, ни о чём не скажет, но сердце…
Спасибо, сердце!

22 сентября
Надо быть невероятно ленивым или чем-то обдолбанным существом для того, чтобы не заниматься собственной жизнью и всё время отдавать её кому угодно, то есть каким угодно учителям, идеологам, партиям, религиям, сектам, властям, ютубам, блогам, мессенджерам, приложениям, играм. Вся энергия используется только для того, чтобы не думать, создавать для себя ад и выгоду другим, то есть - не заниматься собственной жизнью. Даже удивляться лень! А говорят: работаем… Где?
Человек - это работа над самим собой, человек - это ответственность за свою жизнь, после которой появляются все другие ответственности. Если не занимаешься собственной жизнью, значит, ею занимаются другие.

23 сентября
Аквариум разбит! Бурят-монголы России начинают открывать свой подлинный мир, выезжая за пределы своих расколов - республики и округов, где сотню лет подвергаются самой разной политической вакцинации, обрезанию национального самосознания, холощению идентичности, когда вырезают (холостят) основной компонент организма - принадлежность к монгольскому миру, без которого они становятся беспомощными евнухами-манкуртами, клоунами-патриотами, комичными писателями, журналистами, историками и политиками на потеху врагам монголов. Что может сделать существо без семенников? Но два года назад некоторые из них, покинули республику и округа и прибыли ко мне, на берега Онона, пытаясь осмыслить и использовать мои высказывания и мотивации. Ведь они - для всех, в них нет тайн, загадок и умыслов. (Это движение я начинал ещё в 1988 году серией очерков «Дорога к храму», опубликованном в разных изданиях Байкальского региона, после прочтения которого мои знакомые комсомольцы становились буддологами:))
Летом этого года я организовал экспедицию по маршруту «Хинган - Хэнтэй» с целью ознакомления с основными историческими местами монголов мира: Онон (правый берег), Аргунь (оба берега), Эргунэ-кун, Кондуй, Хирхира, Улза, Дадал, то есть междуречьем Аргуни и Онона, пространство между Хинганом и Хэнтэем, где под трехсотлетней историей русских и маньчжуров находится ещё живая история создателей карты Второго тысячелетия - Монголов Мира.
Движение начато, и я знал, что его не остановить! В 20-х числах сентября этого года на Аргунь отправилась ещё одна группа, уже обновлённая, бурят из республики и округов. За ними последуют другие. Пока это маленький ручеёк.
Ещё слабые, всё ещё болезненно самоуверенные, группы бурят из республики и округов оглядываются и следуют по историческим местам (Онон, Аргунь, Хирхира…), покидая границы расколов, пытаясь найти и приживить вырезанный компонент, возвращая своё подлинное самосознание и идентичность, желая стать хозяевами своего настоящего мира и великих пространств между Хинганом и Хэнтэем. Что они совершат неизвестно, но движение начато, за ними придут другие, потом ещё и ещё. И у кого-то из них уже будут стальные яйца! И настанет момент, когда никто не сможет их охолостить и вакцинировать в границах расколов - республики и округов.
Мои читатели наблюдают большую историю возвращения людей в свой мир. Помолимся за первых и пожелаем им удач.
Ом ма ни бад ме хум! Урагша!

29 сентября
В Забайкальском крае много мест с одинаковыми названиями. Вчера побывал в Делюне, родовом месте Номоконовых, Сундуевых, Метелёвых, Ванганов и других шилкинских хамниган. Давно мечтал увидеть эти места. Оказывается, в 1991 году, ставя архитектурно-скульптурный комплекс в Богомягково Шилкинского района, я был, буквально, в 10 километрах от Делюна. Ошибка моя была в том, что на карте этого села нет, есть другое, в Сретенском районе, но бывшим когда-то тоже в Шилкинском районе.
Делюн место магическое. Займусь темой шилкинских хамниган основательно. И тема села, Цокто-Хангила, никуда не уйдёт. Онгоны мои успокоились…

30 сентября
С утра пишу. Будучи хори-бурятом, я обязан заниматься темой всех современных монголов и тунгусо-маньчжуров, не оставляя никого в стороне. На душе легко и свободно. Между тем, мои знакомые литераторы, буряты из национального округа моего поколения, то есть 1950-х годов, выбрасывают и сжигают свои библиотеки, которые были набиты советскими, в основными на бурятском языке, книгами, среди которых есть и их произведения. Один уже сжёг, второй собирается. Говорят - не читают. Но их и раньше никто не читал. Причина, конечно, совсем в другом. Ничего настоящего в «творениях» этих бедолаг, всю жизнь отдавших слепому поиску званий и наград, не было. Мне скоро будет 70 лет, был знаком и сейчас знаком со многими писателями России и Бурятии. Ничего серьёзного, сплошь игра «в онгона». То же самое и с религиозными и прочими деятелями, например, деятелями культуры. Есть, конечно, таланты от природы - голос, умение рисовать, рассказывать… Кстати, такая же ситуация и в Монголии. Был на мероприятиях самого высокого уровня. Больше нет желания посещать.
Впрочем, зачем об этом? Есть другие темы.

* * *

Очень сильное магическое притяжение чувствуется в Делюне - месте, где некогда жили многие шилкинские хамниганы, в том числе известный снайпер Второй мировой войны Семён Номоконов. Сильнейшее впечатление произвела на меня судьба Андрея Азарянского, (родственника снайпера, его дед Василий Данилович был родным братом Семёна Даниловича Номоконова), соединивший в себе кровь пяти народов, погибщий под Часов Яром в начале августа этого года.
В ночь с 29 на 30 ноября не спал, погружался в какие-то видения, потом ясно, отчётливо стали оформляться слова и зазвучала печальная, прекрасная, мелодия, унося в небесные выси, откуда появлялись голубеющие пейзажи планеты Земля:

Над Делюном…

Над Делюном летят перелётные птицы,
И шаманка идёт сквозь туманы тайги.
И не просит сюда никого возвратиться,
Ибо Родине все возвращают долги.

Ты пришёл в этот мир, стал его украшеньем,
И - потомком народов и разных племён.
Но таёжная жизнь будто сон, наважденьем,
Зазывала к себе притяженьем времён…

Пробегут по осенним распадкам косули,
Плавно кружат орлы в тёмно-синей дали.
И нигде не свистят ни осколки, ни пули.
Всюду духи, шаманы родимой земли.

Ты паришь над тайгой с предвечерним закатом,
По низинам ползёт синеватый туман.
Украинец, поляк, и китаец с бурятом
В твоей дремлют крови, хотя ты Хамниган.

Здесь когда-то ходил предок твой Номоконов,
Здесь всегда тишина, благодать и покой.
Позади Часов Яр и жужжание дронов,
Твой контракт завершён, ты вернулся домой…

30 сентября 2024 года.

* * *

Давно хочу заказать хорошие книжные стеллажи. У меня и моей покойной сестры есть хорошая библиотека русской и зарубежной классики. К тому же недавно умер мой замечательный друг Андрей Павлович Кучерявенко, до этого он звонил и просил забрать его архивы - библиотеку и фильмотеку. Жизнь его - тоже книга. Прекрасный человек. Вообще, в моей жизни были замечательные друзья, единственные в своём роде…

Можешь? Помоги: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Чадах уу? Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).



онгоны, Дневник Виктора Балдоржиева, Заметки мимоходом, #Заметки_мимоходом

Previous post Next post
Up