#Метамодерн #Монголы_мира
Какой сегодня представляют или осмысливают Монголию и монголов в мире?
Для России - это почти всегда её окраина, посмевшая отдалиться: «Курица не птица, Монголия - не заграница. Даже она теперь выпендривается. Даже она, даже там, даже монголы…». Геополитическое пространство России, как и большей части карты мира, создано монголами. Не лопнул бы кто-нибудь.
Для Китая Монголия - часть его цивилизации, хотя окончательно неизвестно кто и к чьей династии относится, а территория этнических китайцев вряд ли занимает более 40 процентов площади всей страны, на оставшемся пространстве севера страны (АРВМ, СУАР, Тибет) живут малочисленные народы монгольского мира, в автономных округах и районах юга и юго-запада - народы Индокитая, в центре страны ещё более пятидесяти автономных округов, районов, уездов, населённых пунктов...
Пока Россия и Китай рассматривают свою прародительницу, то есть Монголию, как партнёра. Есть, конечно, и другие, но малоизвестные, взгляды и отношения.
Для остальной планеты Монголия - безнадёжно отсталая страна с неразвитым населением в национальной одежде, прозябающим в диких степях, где не может быть речи о какой-то цивилизации, тем более европейской. А потому можно ездить по прекрасным ландшафтам Монголии, как по собственному зоопарку, что и заметно. Разве не так?
Предвижу оправдания и безоговорочно их отвергаю, ибо ситуацию знаю, слышу и вижу в продолжение всей своей жизни. Не меняется. Ладно, пусть кому положено идут лесом… Я - тоже монгол и давным-давно совершенно индифферентен ко всем оценкам моего мира. Кто обзывается, тот сам так называется. Но в последнее десятилетие замечаю, что из оценок Монголии стало исчезать слово «даже», вместо него появляется молчаливое недоумение, что пока ещё не означает изменение ментальности, парадигм, императивов.
Более всего интересен вопрос: как и о чём думают современные монголы? Какие взгляды и мировоззрения отдельных личностей создают общественную мысль (не преходящее мнение) монголов мира? На эти вопросы я и пытаюсь ответить в последние несколько лет.
И вот 19 мая 2023 года сижу в одной из аудиторий огромного музея Чингисхана в Улан-Баторе, беседую с поэтами Израиля, Великобритании, Китая, Швеции, Китая и ещё каких-то стран, приглашённых, как и я, на международный поэтический форум, организованный Академией поэзии и культуры, Министерством культуры, Союзом писателей Монголии. Представьте страну, где есть и работает отдельная от министерства отрасли Академия поэзии и культуры. В Монголии есть.
На открытии форума присутствуют представители 12 стран и значительная часть литераторов Монголии. Аудитория наполнена участниками и гостями, гудит на разных языках, замолкая лишь во время выступлений коллег. Один за другим меняются выступающие и лекторы…
За трибуной Намбарын Энхбаяр, третий президент Монголии, этнический бурят-монгол, выпускник Литературного института им. А.М. Горького, награждённый в своё время правительством России медалью А. С. Пушкина. Тема его доклада «Метамодернизм, дзен-буддизм и литература». Очень сложный сабж, вряд ли кто-нибудь будет дискуссировать. Зал слушает. Многие присутствующие пользуются синхронным переводом. Но мне необходимо слушать и понимать оригинал, ибо мой когнитивный пульс должен пульсировать вместе с пульсом монголов мира, без этого мы разные и чуждые друг другу люди.
Конечно, я не конспектировал и не записывал речь на телефон, в памяти остались основные эпизоды, которые оказались очень созвучными моим мыслям. Выслушав доклад Н. Энхбаяра и сфотографировавшись с ним, я заинтересовался его темой и мышлением, ибо оно являются частью общественной мысли Монголии и всех монголов мира. Стал заходить на монгольские сайты и блоки, изучать его материалы, а также - контент самых разных авторов страны, выделяя в них основные моменты. Их и стараюсь передать своим читателям, в надежде показать Монголию, с которой не знакомы в современном мире, тем более - в России.
Не сомневаюсь: примерно так мыслит значительная часть современных интеллектуалов Монголии, каковых сегодня в стране очень много. Бескровная демократическая революция 1989-1990 годов дала качественное потомство и развивающуюся экономику. Попутно замечу, что лично для меня просто образованный, то есть «дипломированный» человек - ещё далеко не интеллектуал, генерирующий и концентрирующий мысль общества для развития своей страны.
Материал был задуман после слушания доклада на фестивале, прочтения некоторых статей Н. Энхбаяра и других авторов на монгольских сайтах, их переводов в процессе чтения и, конечно, собственных размышлений. Публикуемый контент соответствует моему миропониманию, непрерывно дополняется и развивается, потому его можно считать и моим или, скажем, мыслительным процессом современного монгола мира вообще, который присутствует в информационном пространстве Монголии, ибо сегодня оно самое разное, в том числе и такое.
Кто всегда прав в истории?
Мир никогда не был и не может быть стабильным. Конечно, каждый полагает, что живёт в так называемой современности, то есть в модерне, хотя на самом деле, буквально всё находится в постмодерне, ибо современности в большом понимании не существует, всё движется и менятся с той или иной скоростью. В голову чуть ли не каждого живущего внедрён диалектический закон отрицания отрицания. Все помнят? Человечество, особенно Америка, Европа, Россия, неуклонно следуют этим законам и других знать не желают. Они, можно сказать, одинаковы по духу, это одни и те же люди, с одной историей, где статус "Кто главнее?" и обязательный дележ ресурсов, хотя планета для всех. О чём сигнализирует однозначность принципов и взаимоотношений, незаметная для них самих, но очевидная другим, скажем, монголам? Это мир людей рационального ума, который всегда будет делить целое, то есть принадлежащее всем, на части и разжигать конфликты, выдумывая для этого правых и неправых.
Сумма накопленных противоречий между этими странами превысила все ожидания и возможности. Современный конфликт цивилизаций на много и много лет, но участие в его разрешении монголов мира, находясь на чьей-либо стороне - чудовищная глупость и гибель. Мы совсем другие люди. Даже мимолётное обращение внимания на одну из сторон, свойства которых народы испытали на себе, - потеря драгоценного времени, равная идиотизму.
Наша задача развиваться именно в этот период, осознать свою историю и место в современном мире, учиться, учиться и учиться с тем, чтобы к разрешению конфликта стать полноценной, сплочённой нацией и высокоразвитыми людьми. Не важно, кто из нас и когда станет таким - современники или их потомки в каком-нибудь поколении, важно работать для выполнения такой задачи сегодня, используя опыт как своих предков, так и всего человечества.
Симптомы болезни агрессивного и рационального мира оценок всегда одинаковы, последующее всегда присутствует после предыдущего, а потому всегда право. Грубо говоря, расследование начинается после преступления, история пишется после случившегося. Всё случается после случившегося, а потому нельзя считать преступление за нечто сверхумное (многоходовку), а следствие - за упущение. Но современность во многих случаях лишена логики. Примеров тому много. Кто будет считаться правым очевидно. В общем, кругом модерн и постмодерн.
И только накопленные человечеством, особенно Азией и буддизмом, опыт и знания позволяют жить одновременно во всех процессах эволюции, в разное время, на разных уровнях развития мышления. Сегодня такое творчество, а вся деятельность человека - это и есть творчество, уже очевидность.
Настало время говорить о метамодерне, вбирающем в себя все предыдущие этапы развития человеческого сушествования. Явление не появилось, как следующий этап после модерна или постмодерна. Оно было всегда. Буддисты, включая монголов, всегда жили в этом состоянии, которое и подвигнет на дальнейшее развитие. Это надо осознать.
Тема, конечно, очень сложная и от кого-то требует нескольких лет самостоятельного обучения элементарным наукам, затем исследования и создания собственного миропонимания, а потому для начала сделаем простой вывод: понятие «постмодерн» является самой верной, определяющей и общей характеристикой всего ХХ века. При этом опустим до времени сложнейшее понятие «модерн», краткое определение которого - рациональная современность, делящая мир на правых и неправых.
Для более точной работы мысли добавим, что термины «модерн, постмодерн, метамодерн» означают состояние ума общества, но прибавление к ним окончания «изм» преобразуют их в направления в искусстве и жизни. Естественно, что в этих терминах сконцентрирована мыслительная деятельность всего европейского и российского общества, неопределённость которого сегодня очевидна, ибо стереотипы прошлого умирают, попав в капканы, которые они давным-давно поставили самим себе.
Но монголы мира всегда жили в неопределённости и не пытались окончательно постичь явления, как европейцы или русские, что является большой наивностью и напрашивается на иронию наблюдателей, ибо любые свойства вещей имеют колебательный характер. А монголы были и остаются наблюдателями, ибо они всегда находились в состоянии метамодерна, но обратной связи с миром не имели. И в этом наше преимущество: мир развивался и жил по одинаковым законам, а мы - другие и видим, что симптомы болезни внешнего мира всегда одинаковы.
Человек в своём творчестве должен уметь видеть историю и культуру своего вида в целом, рассуждать с уровня того или иного времени и даже периода, соотнося мысль со своим уровнем. Между тем, степень развития духа человека, народа, страны зависит от самых разных факторов, а потому и само развитие разное. Одни - позади, другие - посередине, третьи - ушли вперёд. Чтобы это видеть нужен историчекий дрон, то есть крылья мысли, огромный опыт, глобальные знания, выработанные человечеством, ибо нам необходимо находится одновременно во всех движениях, на всех уровнях развития человечества, ощущать изменения и колебания мира, не давая им оценок, то есть быть в состоянии метамодернизма, в колебании когнитивного процесса. Каждая данная оценка - затормаживает процесс движения, ибо нет ничего окончательного. Ведь конечный пункт пути человечеству неизвестен. Но каждый человек - часть человечества. И если он понимает это, то может понять и то, что происходит с человечеством, с его народом, страной и лично с ним.
Современный мир давно находится в состоянии метамодерна, ибо люди накопили такой опыт, достигли такого уровня развития, что постмодерн остался позади, даже не заметив этого. Все недоразумения и разногласия остались там, но они ещё не умерли в человеке, продолжают приносить ему старые беды и трагедии, наносить смертельные раны, ибо в постмодерне любят только себя, любуются только собой, а заняв ведущее место на острие вертикали, ни за что его не отдают, остальные валяются у подножия иглы, тщетно нагромождаясь друг на друга, в надежде подняться выше. В эгоизме количество не переходит в качество. Таковы современные Тамерланы.
Усилим впечатление, повторив урок. Мир продолжает жить по законам эгоистического постмодерна, а некоторые пребывают всё ещё в модерне, но действительность такова, что каждый из нас уже находится в таком состоянии разума, духа и развития, что способен пребывать на всех уровнях развития человечества. В подобном состоянии может находиться один человек, народ и даже вся страна. Некоторым людям метамодерн весьма неуютен, другие там обживаются, третьи перешли туда естественно, ибо всегда находились в процессе развития, а потому чувствуют время. Им легко и приятно понимать художников, а настоящий художник свободно понимает уровни и процессы развития человечества. Не потому ли художника может обидеть каждый варвар, полный зависти и злобы?
Вступив в метамодерн со всеми свойствами модерна и постмодерна, человек разочарован, растерян и опустошён. И агрессивен. Этому предшествовала вся его не очень-то давняя история.
Осознание себя: от открытия до разочарования
Все термины склонны к запутыванию мысли, а потому назовём модерн рациональностью, присущей так называемой современности. Этот образ мышления появился не то в XVIII веке, не то раньше. До него жизнь представлялась людям вполне понятной и объяснимой. Бог есть, он безупречен, спасение в будущем, а спастись можно только молясь его представителям, то есть Христу, Магомету и другим.
Всякую власть царям, королям и прочим владыкам даёт только Бог, они его наместники, а потому все, кого он наделяет властью и особыми полномочиями, непогрешимы. Различить в общем разноцветье чёрное и белое очень легко, и такое различие не обсуждается. Все несогласные подлежат уничтожению. Их гноят в тюрьмах, вешают, сажают на кол, сжигают на кострах, а святая простота в лице каких-то старушек подбрасывает на пылающие костры инквизиции хворост.
Но мир вместе с общим развитием человечества становится всё более и более непонятным. Люди упорно грызут гранит науки и «прогрызают» в тайне мира такие дыры, что вера начинает шататься, а местами даже рушится. Начинается разделение труда, появляется промышленность, проявляется подлинная натура человека - великого мечтателя и фантазёра, он делает географические открытия, создаёт инструменты, облегчает свою жизнь, ищет смыслы, накапливает знания и опыт. Растения, насекомые, животные имеют свои программы, которые развиваются, но у человека продолжают развитие только разум, знания и опыт.
Настало время, и Гамлет спросил у всего человечества: «Быть или не быть?», потребовав уважать право человека на развитие. Рене Декарт дополнил и утвердил: «Я мыслю, следовательно, существую!» До этого человек спал и бессмысленно верил, что существует. И он, действительно, только влачил существование, где главная цель - выжить. Теперь он начинал жить.
Грянули промышленная, затем, так называемые, буржуазные революции. Человечество стало просыпаться. Революция - это не когда низы сменяют верхи, а меняется сознание человека, после этого он ни при каких обстоятельствах не возвращается к прошлому, но продолжает развиваться дальше. Кто утверждает, что в России была когда-то революция?
Вместе с Просвещением стали распутываться прежде таинственные узлы и клубки суеверий и схоластики, возник гуманистический разум, мифы отступили перед точными науками. Возникла настоятельная необходимость систематизировать знания. Дидро, Вольтер и другие мыслители создали первые движения энциклопедистов.
Развитие человечества - это, прежде всего, развитие общественной мысли, но никак её копирование у других с намерением внедрить на своей или других территориях. Пока мысль не перейдёт на следующий уровень развития, не закрепится там, никаких изменений не последует, но повторения и фарс неизбежны, что и видит человек, вошедший в метамодерн.
Мы знаем из истории, что в 1789 году разразилась знаменитая Французская революция. Появился лозунг: «Свобода, равенство, братство», хотя монгол возразит, что в свободе не может быть равенства, а в равенстве - братства. Но путь Европы иной и мы обязаны его знать. После революции утверждение Людовика XIV «Государство - это я» стало недействительным. Любой король может быть свергнут, если в стране ухудшается жизнь населения. Но ещё раньше, в 1215 году, английское общество с переменным успехом спорило с королём по поводу Великой хартии вольностей, а победы общества впоследствии стали очевидными. Заметные перемены происходят, как предвестники больших и неизбежных событий. После Французской революции начался переход от монархии к республике. Трансформация состояла в том, что правительство выбирал народ, большинство выполняло свои права и обязанности, а меньшинство контролировало этот процесс. Появились правые, левые и центристские взгляды и направления, рождённые в Европе, они распространились по всему миру. Естественно, у каждого из них есть свои ограничения и борта, какими бы широкими они ни были, но заметны.А за бортом - океан, и в нём все борта, со всеми ограничениями...
В 1831-1836 годах Чарльз Дарвин совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль», после чего появилась теория эволюции, и Бог стал совершенно сомнительной личностью, уступая место образованию и интеллекту. Прошло ещё немного времени, и мысль Ницше о сверхчеловеке, трансформировалась в головах безумцев в идею о супернации, пожелавшей перераспределить территории и ресурсы. Вообще, природа рационального человека всегда эгоистична и ставит вопрос: кто и кого выше? В борьбе за «правильный» ответ гибли миллионы людей, в головах которых никогда подобных вопросов не возникало. Его туда внедряли и продолжают внедрять самыми разными способами. Как защититься от очевидных глупостей, ведущих к смерти?
Процесс развития модерна или рационализма показывает, что люди верили в свои возможности и способности создавать, развиваться, а потому поклонялись образованию, что было вполне естественным. От просвещённых монархов до представителей науки, гуманитариев и промышленников, они верили, что у человечества есть будущее, ибо оно способно развиваться. Что плохого можно узреть в этом? Кто может предусмотреть в этой вере отрицательные последствия? Но со временем ситуация становилась всё более и более странной, угрожая превратиться в страшную. И она стала такой.
Рационализм - не только здравый смысл, но и нигилизм или главный толчок, без которого невозможно развитие. Вместе с новым человеком Нищце появились новые возможности человечества. Но теперь представления о грехе и добродетели не имели значения. Что правильно или неправильно будет определять сам сверхчеловек.
Конечно, обыкновенные люди превратили эту теорию слабого и больного Ницше в идею о сверхнации или сверхрасе, о чём и объявил Гитлер Германии, над которой зазвучал мейнстрим: слова написаны в XIX веке поэтом Гофманом и подстроены под музыку Гайдна, сочинённую для гимна Австрийской империи в конце XVIII века: «Deutschland, Deutschland űber alles, Űber alles in der Welt!» Габсбурги, как известно, вымерли. Ноты остались.
И мир ХХ века вздрогнул от маршей и бесчинств, творимых сверхчеловеками и сверхнацией. Им противостоял старый мир и тоже новый человек нового общества, созданный в СССР.
Модерн исчерпал себя окончательно, а рождение нового «советского» человека стало её полной профанацией. Вера, что мораль определяется не богом, а человеком, что наука может решить всё, была окончательно подорвана, ибо она привела к Первой и Второй мировым войнам, после которой наступила иллюзия благоденствия, оказавшаяся тупиком.
Вторая мировая война, бывшая продолжением Первой, привела не к прогрессу, а полному упадку. Наступил духовный кризис.
Германцы, которых славяне издавна называют немцами, то есть немыми или недочеловеками, кстати, как и всех остальных, стали менять имена, стыдиться говорить на родном языке, отказываться от гражданства. Их преступники бежали в другие страны, простой народ обнищал. Общественная мысль агонизировала. Спрашивается: как они выжили и развились, когда весь мир презирал и ненавидел Германию и германцев? Они выздоровели, ибо были умными людьми и болели безумием всего десять-двенадцать лет.
А кто болен до сих пор и насколько? Кто выздоровел, кроме германцев? И сколько заболеет ещё?
Как жить с влюблёнными в себя?
Когда модерн сменяется феноменом постмодерна, человек начинает ценить и любить себя. Появляются целые направления и исследователи этого явления. Некоторые знатоки утверждают, что постмодернизм, как течение в искусстве или жизни, развивался от Первой и Второй мировых войн до 11 сентября 2001 года. О чём читателям говорит эта дата? Насколько она условна? Ведь в мире, помимо описываемых нам понятий, присутствует и множество других явлений и, конечно, все они связаны друг с другом. Каждый несёт свой крест и полагает, что знает истину, но все пока двигаются в одном направлении. Пусть каждый угадает в каком.
Постмодерн или постмодернизм, конечно, не были панацей и лишь придавали надежду, ведь там высказана идея отказа от господства тотальности и единообразия. Исчезли империи и колонии. Многие верили, что в идеях постмодерна заложена великая истина. Но, как вопрошал Пилат: «Что есть истина?»
Большинство монголов скажут: то, что было верным сегодня, завтра может стать ложным. Если раньше европейцы воспринимали какую-нибудь истину без никаких вопросов, то теперь сама истина становится для них проблемой. Следовательно, человеческая истина - всего лишь эмоция, а эмоции не могут быть однообразными и постоянными. Конечно, кто-то готов опровергнуть и это утверждение. На каждый роток не накинешь платок. Но что тогда для человека представляется истиной? В постмодерне все заменяется, и за каждой заменой, как и за каждой эмоцией, следует другая. Далее знание подменяется информацией, за ней появляется окно Овертона, Погуглите это понятие… Ведь эгоизмом и эмоцией, которые порождает и возбуждает информация, очень легко управлять, это отлично понимают лжецы и жрецы всех времён и народов, совершенствующие свои инструменты.
Истина ведущих цивилизаций сегодня определяется эмоциями, что и доказывает история. Веками они вели и завели человечество в тупик, где и разгорается конфликт, грозя уничтожить всех, разделив целое на части.
При модернизме считали, что прогресс принесут технологии, сегодня вынуждены признать, что технический прогресс угнетает людей, их когнитивные функции и возможности. Появились фильмы о технологиях, уничтожающих человечество, целые школы, направления медицины, фармацевтики, тренинги, спасающие людей.
Человек постмодерна влюблён в себя. Он каждый раз хочет видеть себя необычным. Слово «селфи» одно из самых популярных в мире. Простыми словами: сделать селфи - постмодернизм, а фотографировать остальных - обыкновенный модерн. Человек выбирает то, что ему нравится. Но нравится он только себе. Отвергает и оценивает других. Люди отрицают друг друга. Давно нет признанных и уважаемых авторитетов в мире науки, политики, бизнеса, искусства. Кто твой человек? Я сам.
Во времена модернизма люди любили своих родителей, близких, друзей, а до них был Бог. А что сегодня? Современные потомки даже не заботятся о своих предках. Им некогда, они любят себя.
Постмодернизм - отсутствие цельного человека, он распался на части. Все современные люди родились постмодернистами. Они отрицают прошлое, современность, страну, народ, соседей, знакомых. Согласны с единственным человеком - собой. Замкнутый онанизм всех членов по отдельности.
Знаете о технике кубизма в живописи? Пикассо изобразил в этой технике расчленённого человека. Подумайте над выражением - расчленённый член. Щёки этого члена в одном месте, нос - в другом. Человек сломлен и разъят на части. Художники - лучшие индикаторы состояния человечества, в постмодернизме они главные, ибо видят человека в процессе эволюции созданных им смыслов.
В эпоху модернизма, в котором обязательны вымысел, герой, место и время действия и т. д, не могло быть ни кубизма, ни абстракционизма, ни других подобных им «измов». Казимир Малевич - основоположник супрематизма, где главенствовала геометрия. Но есть ли она в «Чёрном квадрате»? Ах, да - сам квадрат. И это ответ? После двух мировых войн, когда выявилась абсурдность людей и несостоятельность всех теорий модернизма, а человек полюбил самого себя, может появиться что угодно. И «Чёрный квадрат» в этом случае не исключение, как и работы Василия Кандинского, которые автор разделил на импрессии, импровизации, композиции. Его путь от реалиста до абстракциониста, от России до Франции, лучше всяких доказательств говорит о проблемах человека во времени и пространстве, где всё - колебание и движение. Не в смысле того, что мысль колеблется от неуверенности, а в том, что он способен охватить всех противоречия и понять их, примиряя стороны..
Ибо в мире нет ничего статичного. И люди меняются непрерывно. Все созданные им смыслы и системы всегда оказываются и будут оказываться в кризисе, система образования - тоже. Человек изучает огромное количество нужных и не нужных программ, насыщается информацией, и вдруг, в одночасье, всё это оказывается не нужным. Накопленные миллионы становятся фантиками и кусками резаной бумаги. Одни получали зарплату помесячно, потом стали выдавать по неделям, далее по дням и часам, другие перешли на виртуальные системы ценностей. А теперь человек уже не ходит на работу и учёбу. Незачем: работает и учится дома, в любом месте, где ему комфортно. Секс стал телефонным. И это ещё не всё…
Изменения дошли до половой принадлежности. Мужчина может стать женщиной и - наоборот. Равенство в постмодернизме определяется разностью понимаемых им смыслов. Человек движется от смысла к смыслу, но у времени свои законы. Конечная цель автора смыслов и великого фантазёра всё ещё не известна и вряд ли когда-нибудь станет известной, но рассуждать на эту и другие темы можно бесконечно…
На этом моменте можно было бы оставить читателя на распутье, где он всегда и находится. Так, как я изложил, или примерно так, размышляет современный монгол, интеллектуал, подпитывающий процесс работы монгольской общественной мысли. Он концентрирует эту работу в материалах на самых разных сайтах и блогах, газетах, журналах и других изданиях, где можно встретить образцы такого мышления.
Один из них - Намбарын Энхбаяр, о котором за сухими строками Википедии или официальной биографии, вообще не видно человека и мыслителя, с удивительной судьбой, одного из лидеров современных монголов мира. Он открылся мне очень и очень мимолётно в тексте доклада о метамодернизме, заставив обновить свои взгляды на процессы развития монголов мира.
Как любой текст оживает по мере чтения, так и любой человек раскрывается по мере общения. Когда встречаются два человека, одному из них всегда чуть теплее или светлее. Но харизма влияет тогда, когда трудно отличить правду от лжи. Харизматичный человек не знает, где он настоящий, а где его харизма. Но не надо по этому поводу беспокоиться. Достаточно вспомнить две строки Андрея Дементьева: «Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы…», чтобы утвердиться в мысли: любое чтение равнозначно по энергозатратам написанию текста, а люди всегда могут соизмеряться в равности по возможностям и способностям своих талантов, ибо никакая трудоёмкость им не страшна.
Жизнь в постмодерне - игра. Как жить с людьми, влюблёнными в себя? Как прожить достойно бессмысленную жизнь? Очевидно, что постмодерн вместе со своим миром в глубочайшем кризисе. Там не было и не могло быть искренности. Каждый автор заточен на себя и со всех сторон, выхода нет. Отсутствие искренности рано или поздно обнажает бессмысленность.
Пришло время метамодерна. Кстати, слово «мета» означает «между чем-то», всё в эволюции, буквально всё, - только стадия, звено бесконечной цепи. И это надо честно признать, чтобы продолжать жизнь и творить. Но насколько это будет искренне?
Состояние в метамодерне надо осознать. Тем более, что монгольские народы исторически жили в его процессе, понимание явления им не ново, отчего это течение и получает звучание на разных форумах и ресурсах, ведь оно всегда заметно в творчестве серьёзных авторов. Для некоторых из них метамодерн - настоящая философия жизни. Об этом легко говорить, но намного труднее так жить.
Если тема интересна читателям, то в ближайшее время могу опубликовать Манифест метамодернистов, волнующий научное и творческое общество монголов мира.
Намбарын Энхбаяр и Виктор Балдоржиев. Музей Чингисхана, Улан-Батор. 19 мая 2023 года. Посмотрите в глаза Н. Энхбаяра. Могут они лгать?
Таковы некоторые мысли, которыми живёт интеллектуальная часть современной Монголии, слушающая лекции и дискуссирующая по поводу мировой и собственной истории, направлений в искусстве и жизни, создающая престижные сайты и публикующая на них свой контент. Кстати, тексты читают, а лекции посещает очень много людей самых разных возрастов и профессий, среди них, конечно, студенты и даже школьники.
Интересно, что при президенте Намбарын Энхбаяре в Монголии было переведено на монгольский язык и издано 50 лучших томов мировой литературы. Один из них написан Борхесом, признанным человеком мира, которого десять раз номинировали на Нобелевскую премию, но не присудили, видимо, за то, что он когда-то пожал руку диктатору Пиночету. Борхес принимал мир таким, каким он есть со всеми пиночетами и сталиными, он один из признанных авторов в Монголии, как и во всём мире.
К этим фактам добавлю, что в 2022-2023 годах Намбарын Энхбаяр в частном порядке написал и издал новую Конституцию Монголии, экземпляры которой раздаёт членам правительства, конкурирующих между собой политических партий, депутатам Народного хурала и гражданам страны. Как я понимаю, Намбарын Энхбаяр ставит своей задачей и целью просвещение и образование населения страны.
Для движения вперёд всё в мире обязано развиваться и обновляться.
P. S. По данным Всемирного банка наиболее сильный рост ВВП Монголии наблюдался при президентах Намбарын Энхбаяр (Монгольская Народная партия) и сменившем его Цахиагийн Элбэгдорж (Демократическая партия). Экономические показатели говорят, что предшественник оставил последователю стабильную базу и динамичный рост по всем показателям.
В последние годы ВВП Монголии устойчив и продолжает расти, уровень жизни населения неуклонно повышается, что заметно без всякой аналитики. Остальные оценки - досужие домыслы.
По теме:
100 вопросов монголу СССР и России Виктору Балдоржиеву и ответы на них Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан банк: Үндсэн данс 5419 120 465, Карт 6234 5801 2208 8533 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Топ-7 за ноябрь 2023 года:
1. Четыре сестры-1 2. Четыре сестры-2 3. Где находится хойт нутаг? 4. "И слышатся нам предков голоса?" 5. В гости 6. История одинокого мухулика 7. Кража