#Монголы_Мира
В пространстве между Хэнтэем и Хинганом, конкретнее земля между реками Онон и Аргунь - естественная территория живописного животноводства. Степь - главная причина исторического обитания большинства монгольских народов на этих землях, замечательно описанных европейскими учёными в XVIII и XIX веках, оставивших свои имена в названиях разных растений, хребтов, местности. Полынь Гмелина, молочай Палласа, хребет Эрмана. В общем, и так далее, и тому подобное…
Имена европейских учёных, которыми, буквально, испещрены географические карты, каталоги и указатели растений, минералов Сибири - тема серьёзного исследования и книжных томов. Их вклад в научное познание нашего Отечества фундаментальный, все последующие после них образованные в этих областях историки и краеведы - только их последователи и, зачастую, компиляторы.
Но за триста пятьдесят лет пребывания этих земель в границах России, произошли разительные перемены, особенно, в годы Советской власти, когда началось интенсивное землепользование в зонах рискованного земледелия (!), в период коллективных хозяйств, освоения целинных земель и тому подобных экспериментов над людьми и природой. Леса стали исчезать, степь - оскудевать, животные, птицы, рыбы истребляться чуть ли не в промышленных масштабах.
Политические опыты вызвали природно-климатические изменения, повлиявшие на флору, фауну и жизнедеятельность людей самым губительным образом, превратив их в озлобленную биологическую массу с естественными потребностями, но неестественными претензиями. И ни одну сволочь за это не повесили и не расстреляли, а напротив - именами их, замучивших и убивших миллионы, назвали города и улицы… Обычно человек замечает мгновенную катастрофу. Наша катастрофа, исходящая от незрелости общества, согласного на любые эксперименты над ним, длится много и много лет, то есть имеет накопительный характер.
В этом абзаце - тоже глобальная тема для пытливых умов и больших томов. Кстати, обратите внимание на леса соседнего Китая и непрерывные эшелоны с пиломатериалами, идущими туда из России много и много лет, облысение территории заметно уже с космоса.
Почему же просторы между подножиями Хэнтэя и Хингана мой отец, а сейчас - и я, называем Сибирским Серенгети? (Погуглите слово). Мы можем представить место своего обитания только после знакомства с трудами европейских и русских учёных XVIII и XIX веков в оригинале. Ни о чем невозможно судить, не сравнив то, что есть, с тем, что было. Я сравнивал.
Видите, какое длинное получилось предисловие к материалу, в котором я намерен сказать о реках, протекающих в нашем безлесном пространстве. Но, как известно, вся Земля - единый организм: исчезнет в одном месте - аукнется в другом. К этой мысли и подводит предисловие.
Ималка и Борзи, Улза и Урулюнгуй - реки или речки, имеющие огромное значение для жизнедеятельности всей флоры и фауны междуречья Онона и Аргуни и, конечно, людей, живущих здесь. С исчезновением этих речек замирает жизнь. Большое значение они имеют лично для меня и многих знакомых мне людей. Во-первых, на самом берегу Ималки я родился, берега Борзи и Урулюнгуя - места моих детей и внуков. Мы - люди этих речек, их долин и пастбищ. Всё, что связано с этими названиями для меня и, надеюсь для многих других людей, всегда будет чрезвычайно интересно и полезно.
В своих работах об Улзе упомянул Даниэль Готлиб Мессершмидт (1685-1735), вышедший к её берегам от Далай-Нора, находящегося в Китае, летом 1724 года. Естественно, от Улзы он добрался до Онона, описал местность современных Ононского и других районов Забайкальского края.
Заметим, что русского населения в то время было очень мало, единицы. В одном документе, описывающем демаркацию границы между Цинской и Российской империями в 1727 году, я обнаружил только одну русскую фамилию - Мыльников. Демаркация - это черновые, физические работы на границе, установление знаков.
Савва-Рагузинский и сопровождавшие его высокие чины, подписывали договор и делимитацию - описание границы, который делали первые русские геодезисты - Петр Скобельцин, Василий Шетилов, Иван Свистунов и Дмитрий Баскаков. Они обозначили на карте границу, наши озёра и реки - Торейские озёра, Ималку, Ульдзю, Борзю, Урулюнгуй. Наверное, после проведения границы здесь не остались.
П.С. Паллас в 1772 году писал, что в Дурулгуевском карале на правом берегу Онона находятся только 4 русских казака.
Название реки, возможно, от Үлзы (Олзо), что означает - счастье, слово, вероятно, имеет и другие, близкие по смыслу, значения, например, - доход, прибыль. По территории России протекает только 16 километров реки, в основном рукава и устье, впадающие в озеро Барун-Торей.
В последние годы жителей забайкальского приграничья беспокоит плотина, которой перегораживают Ульдзу в Монголии, из-за этого высыхают Торейские озёра, возникает засуха, скудеет флора и фауна местности. Протесты дошли до правительства России и ЮНЕСКО. Пока больших движений не заметно, плотину, видимо, продолжают строить. Лично я полагаю, что там создают закрытое предприятие по добыче золота или урана, ибо рядом находятся месторождения. Скорее всего, главный предприниматель цикла - Китай. Так ли это и что будет дальше неизвестно, но Торейские озёра высохли и возобновляются в период дождей очень слабо.
Общая протяженность Улзы - 425 километров. Река упомянута в Сокровенном сказании монголов в связи с борьбой монголов и татар. Например: §133 «…Более не имея возможности ждать, Чингис-хан с Тоорил-ханом соединенными силами двинулись вниз по Ульчже». Вниз - это в сторону современного Ононского района Забайкалья, куда и бежит река. Полагаю, что Улза была рекой татар - сильнейшего монгольского племени. Следовательно, Есугей-батор, отец Чингисхана, был отравлен не очень далеко от Улзы. (Для размышлений: Онон в ССМ упомянут 35 раз, Аргунь (Эргун) - 5 раз, Керулен (Келурен) - 12 раз, Кан (левый приток Аргуни) - 1 раз).
Много лет устье Улзы на российской стороне было высохшим, Торейские озёра исчезли, над ним завихрились белые облака высохшего солончака. Их, наверное, и описывали путешественники прошлых веков, труды которых я часто читаю.
В 2020 году Ульдзя на нашей стороне ожила: двинулся её правый приток Дучин-гол. Не река ли Джучи? Кто задумывался?
Об Ималке упоминал С.П. Паллас (1741-1811) в 1772 году. При этом писал на бурятский лад - Ималха, где «х» мягкое. Полагаю, что о реке есть упоминания и других учёных. Известный забайкальский предприниматель Дмитрий Васильевич Полутов с 1903 года имел на реке Ималка золотоносный участок. Из дат жизни Д.В. Полутова известна только дата рождения - 16.11.1858, а время смерти неизвестно, ибо умер в эмиграции, куда он отправился в шестьдесят с лишним лет. Он происходил из шилкинских хамниган-бурят, в канун 300-летия дома Романовых был внесён в Книгу лучших граждан России.
Название реки, возможно, старомонгольское, восходящее к языку хамниган, в одном варианте означает разновидность конской узды, в другом, которое считаю наиболее верным, - низкое пойменное место, где протекает небольшая речка. Кстати, такое же значение имеет слово Ага.
На берегах реки стоят сёла Буйлэсан, Усть-Ималка, сгоревшая в пожарах 2019 года, ныне частично отстроенная.
(В энциклопедиях ошибочно указано, что на берегу Ималки находится Красная Ималка, которая, на самом деле, располагается на 18 километров севернее реки. Настоящее название - Эрьесэг, то есть Береговой, там есть озеро. Но слово может означать и Оборот, Поворот).
Логично, что земля в пространстве между берегами Барун-Торея и Ималки должна быть увлажнённой. Граница с Монголией создаёт очень благоприятное треугольное пространство для животноводства. Тем более, что места здесь традиционно солончаковые, а это означает ценнейший вкус и качества мяса. Недаром в советский период начальство пыталось содержать своих коров и овец именно у здешних чабанов. Чистый вес мяса многих овец достигал 30 и более килограммов. Я не раз был очевидцем такого взвешивания.
На этих благодатных землях веками жили и живут монгольские народы, конкретнее - породнившиеся хори и хамниганы, сегодня есть представители других племён и родов, часто встречал иркутских и агинских бурят.
Длина Ималки 156 километров, из которых 60 километров бежит по забайкальской степи, стремясь влиться в Барун-Торей. Начало реки на хребте Эрмана (протяжённость 140 км), находящейся большей частью на российской и меньшей - на монгольской территориях, на правобережье Онона. Далее Ималка уходит в Монголию, где, пропетляв 96 километров возвращается в Россию. (Георг Адольф Эрман (1806-1877), немецкий физик и путешественник, его именем названы хребет и разновидность берёзы).
Много лет меня удручало то, что Ималка пересохла, не стало висячего моста, который пересекал речку в 1960-1970-х годах, пустовал мост, вместо русла змеились по желтеющей степи песчаные овраги. Неясные, обнадёживающие звуки стали слышаться с 2020 года, в 2021 году они стали увереннее и громче. Благословенны дожди, идущие над Хэнтэем!
И вот, не выдержав, 31 августа 2022 года я отправился на своё тоонто - в место, где я родился. И, уже подъезжая к нескольким домам деревни, почувствовал, что глаза мои увлажняются: мелькнула и показалась узкая и извивающая полоска речки… Ималка бежит, бежит, как мне сообщили, с прошлого года! На берегах - тучный скот и фермерские стоянки, степь зеленеет, издали, уже на стороне Монголии, синеет Хухэ Ула, которая, говорят, переговаривается с Алханаем, Ольхоном и другими святыми местами монгольских народов, явленных бескрайними степями, обоо на вершинах и плиточными могильниками их древних предков. О чём они говорят живущим?
Побывал на стоянке своих давних знакомых Болотовых (стоянка Тумэна). Их предки почти 80 лет тому назад первыми приветили на этой земле моих родителей, лечили мою мать от болезней, они - причина появления на свет меня, моего брата, сестры, наших потомков. Болотовы, пережив два пожара, в которых сгорали дома, имущество, техника, животные, упрямо возрождались вновь и вновь. И как возрождались! Снова, как и всегда, на стоянке большое количество животных, но я не заметил ни одной коровьей лепёшки, ни одного валящего клочка сена или даже сорной травы: всё убрано, сложено, подметено. Так жили их предки, также живут их потомки, для которых самое страшное наказание - безделье и пустословие. Помещичья усадьба, а не чабанская стоянка. Не они ли пример для многих и многих современников, живущих в городах? Не они ли - лучшие люди сегодняшней России?
Ималкинская степь. Вдали заметен Барун-Торей, который медленно увеличивается в размерах уже два года, но до прежнего раздолья ещё далеко. Едва заметны крыши домов деревни.
Зачем мне города и другие населённые пункты, если история монгольских народов и мои предки не в республике или округах, не где-то ещё, а здесь - между Ононом и Аргунью? Иногда, особенно в знойные миражи, из-за сопок показываются их колеблющие тени на конях. В поход собрались или на облавную охоту? Они зовут меня и всех монголов! Это они - Тэмуджин, Боорчу, Мухали, Субэдэй, их воины и пастухи, основатели монгольской империи между Ононом и Аргунью. Наши предки! Именно в этих степях, где сохранились памятники монгольских народов.
Когда-то по нашим степям и долинам мчались стремительные хуланы и дзерены, тучами взлетали и паслись дрофы, иногда их даже ловили с коней. В поймах речки из высокой травы показывали клювы цапли, небо закрывали, взлетая с озёр и речек, журавли, гуси, утки и птицы самых разных пород. Золотые лисицы мчались по высокой траве, повсюду пересвистывались тарбаганы…
Но кто знает о таких живых картинах сегодня?
Речка Ималка. Вновь появилась в 2021 году. Пока не исчезает. В 1948 году мой отец видел с крыльца своего дома могучий и бурный поток, который, пенясь, катился к Барун-Торею, наполняя озеро. Будет ли такая картина при моей жизни?
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 541 912 0465 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Материал будет дополняться иллюстрациями.
Дучин-гол - правый приток Ульзди. На нашей территории вновь появился в 2020 году. Снимок В. Рыбина, 2020 год. Прислушайтесь к названию? Не река ли Джучи?