#Монголы_Мира
Реальная история древних народов, именуемых монгольскими, а также история бурят-монголов, находится на приграничных территориях Восточной Сибири. Сдвигаются границы, но не география.
Дорога в Новую Зарю. Там наш дом, ставший Центром изучения монгольской истории, там соединяются пути и мысли исследователей, краеведов...
Историю монголов всегда активно изучали представители российской школы востоковедения, сосредоточенной в Санкт-Петербурге, Владивостоке и, надеюсь, Чите, Благовещенске. Начиная с начала XVIII века, с путешествия Д. Г. Мессершмидта, рудознатцев-геологов, находки «Чингисова камня» вблизи реки Хирхира, в междуречье Онона и Аргуни были многие археологи и краеведы разных национальностей. Монголы и бурят-монголы, если и участвовали в изысканиях, то только по приглашению и, думаю, с не очень большой охотой и знаниями о местах проживания своих предков. История, как и солнце, восходит с востока.
Монгольской историей занимались и занимаются кто угодно, но только не сами монголы, озабоченные своим высоким происхождением, показывая смехотворную никчёмность когнитивных способностей, методично рвущей «историческое одеяло» на рваные обрывки вместе с тюрками. Каждый тянет эти обрывки на себя. Такая ситуация складывалась с давних времён, особенно усугубившись при создании национальных территорий. В итоге история монголов поселилась или втянулась в эти образования и стала совершенно искусственной и неправдоподобной. Такая неправдоподобность самым разным образом мутировалась при СССР, и эта мутация продолжает усугубляться в наши дни. Естественно, национальные образования нужны, но только не для изучения истории и споров о том, кто и кого важнее или выше.
Между тем, напомню, глобальное для человечества явление, то есть монгольскую историю, куда входит и история бурят-монголов, изучали и продолжают изучать на территории Восточной Сибири самые разные представители российской школы востоковедения - от Санкт-Петербурга до Владивостока, а также краеведы на местах, где, практически нет бурят-монголов или же они большая редкость.
Дорога Забайкальск-Краснокаменск открывает удивительные просторы монгольской истории, уходящие за большой Хинган, синеющий вдали.
Причина в том, что: во-первых, большинство бурят-монголов родились и выросли в национальных образованиях и сознание их, в целях сохранения (!) идентичности, искусственно ограничивалось создаваемым в этих образованиях менталитетом, который не может представить свою историю за пределами своих границ. Во-вторых, большинство представителей бурят-монголов, менталитет которых получился за пределами национальных образований, обрусели, европеизировались и оторвались от монгольской истории, которая для них мало что значит. В-третьих, бурят-монголов, занимающихся сбором пазлов или воссоединением разорванных лоскутов монгольской истории, единицы. Ведь для этого надо обладать над этническим сознанием, рассматривающим проблему как изнутри, так и снаружи. А где такое сознание взять?
Без знания реальной истории монголы и бурят-монголы никогда не смогут объединиться и развиваться, всё больше и больше разъединяясь и деля, зачастую, несуществующие истории, созданные в национальных образованиях. Решение одно: хотя бы ментальный выход за пределы этих образований, изучение реальной истории, знакомство с историческим ареалом своих предков, что разрушает и расширяет этническое сознание.
Пока преодолеть эту разрозненность представляется почти невозможным, но такую задачу ставить необходимо, ведь география никуда не сдвинулась, монгольская и бурят-монгольская история продолжает существовать на обширных приграничных территориях России, где сосредоточены их памятники и символы, захоронения и городища, особенно на востоке и северо-востоке Забайкальского края, где сегодня работают крупнейшие в мире горнодобывающие предприятия самых разных компаний, учреждённые как в России, так и за рубежом. Как говорится, ад пуст, все дьяволы здесь! Нетрудно предположить, что вся продукция месторождений уходит за рубеж, налоги в Москву, а нищета Сибири и Забайкалья явлена воочию повсюду и повсеместно.
Здесь Култунинский и Лугоканский рудные узлы, Быстринское рудное поле, Ново-Широкинское, Бугдаинское и Берёзовское месторождения. Все названия Борзя или Бооржа, означающие принадлежность к борджигинам, тянутся от Онона к берегам Аргуни, где железо, золото, серебро. Даже реки имели такие названия - Алтача, Мунгача, Тузяча (Тулгача).
Здесь также добывают более 90 процентов добываемого в России урана, который и держит раком или в страхе весь мир.
Краснокаменск. Здесь добывают уран.
В этих местах была сосредоточена военно-экономическая база древних народов, включая и монголов средневековья, здесь они ковали оружие. Этим и объясняются нахождения на Урулюнгуе, впадающей в Аргунь, Кондуйского, Хирхиринского и других городищ. Здесь доказательство оседлых поселений древних народов Восточной Сибири, включая монголов. Не мне это доказывать, когда об этом говорят география и факты.
В этих местах ковали оружие, снаряжение и утварь, с которых начинались завоевания. На этих просторах, где богатейшее разнотравье, паслись табуны, стада и отары, сеяли зерновые, о чём говорят каменные жернова городищ. Вблизи этих поселений, в горах, добывали известняк, камень, руду, плавили разные металлы. Этим же самым, в этих же местах, но с применением самых совершенных технологий, сегодня занимаются олигархи зарубежья и России. Месторождения, где было добыто первое серебро России, именовались ранее Мунгальскими серебряными копями.
История России воздвигнута на истории древних народов Восточной Сибири, особенно, монголов средневековья, откуда вышли бурят-монголы, мутирующие сегодня в своих национальных образованиях искусственные истории, легенды, сказания, где говорится о мощи и силе, но никогда - о месторождениях, металле или ремёслах...
Вот статья из Энциклопедии Забайкалья. "ХИРХИРИНСКИЙ ГОРОДОК, Хирхиринское городище, укрепленное поселение, памятник археологии федерального значения (Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.8.1960). Располагается в Приаргунском р-не, в приустьевой части р. Хирхира на лев. берегу р. Урулюнгуй. Основан монголами в нач. 13 в. на месте более раннего поселения. Военно-административный и экон. центр улуса Джочи-Касара, брата Чингисхана, и его сына хана Исунке. Развалины Х. г. были открыты и описаны в 1724 Д.Г.Мессершмидтом. Впоследствии посещались многими исследователями. Археол. работы проводились в 1957-59 С.В.Киселевым и в 1997-2005 А.Р.Артемьевым. Установлено, что жилые кварталы городка тянулись с вост. на зап. 2,5 км, с юга на сев. 1,5 км, отделялись друг от друга переулками и включали в себя более 100 глинобитных домов, принадлежавших бедноте и ремесленникам, а также свыше 30 укрепленных усадеб знати и феодалов. Многие усадьбы были окружены валами и рвами и ограждены стенами из глины и сырцового кирпича. В 350 м к зап. от берега Хирхиры располагалась центр. усадьба, очевидно, ставка хана, имевшая вид квадратной цитадели со сторонами 150 м. Она была окружена рвом и валом, усиленным плетневой стенкой, обмазанной глиной. С юж. и юго-вост. стороны цитадель имела ворота, к к-рым примыкало искусственное озеро. В центре цитадели располагался дворец хана (15 х 30 м), построенный на искусственной платформе, а также помещения для слуг и стражи. Одноярусный дворец с деревянными щитовыми стенами и 4-скатной крышей, покрытой простой черепицей, отапливался при помощи 2 топок, теплый воздух от к-рых проходил под полом по специальным каналам (канам). С вост., сев. и зап. цитадель окружали садовые участки. С Х. г. связаны некрополь Окошки, расположенный в 2 км к сев., и «Чингисов камень» с древнемонгольской надписью.
Лит.: Киселев С. В. Город на р. Хирхира // Древнемонгольские города. - М., 1965; Ковычев Е. В. История Заб. (I - сер. II тыс. н.э.): учеб. пособие. - Иркутск, 1984; Артемьев А. Р. Новые исследования города монг. хана Есунгу в Заб. (XIII-XIV вв.) // Древняя и средневековая история Вост. Азии. К 1300-летию образования гос-ва Бохай: материалы Междунар. науч. конф. - Владивосток, 2001.
Маленький краеведческий музей города Краснокаменска, о котором почти не известно жителям даже самого города (с трудом нашёл!), не говоря о монголах мира, - как итог развития национальных образований бурят-монголов, их несуществующей элиты, но активного чиновничества и, как следствие, - уровень когнитивных возможностей и сознания всех монголов, прогнозирующий их незавидное будущее. Не спорю, обидно, но таковы факты.
Эрдэм Бадмаев, Сысык Убушаева, Цырендаши Бадмаев - члены нашей маленькой команды.
Шёл дождь, машина остановилась на берегу разлившего Урулюнгуя, за которым, в туманных испарениях, должно быть Хирхиринское городище, военно-экономическая база монголов средневековья, которую много лет изучают русские учёные и краеведы. Они же поставили памятные знаки, они же, как могут, охраняют и берегут эти места. Много лет я ходил, а теперь езжу по этим местам. Берега Аргуни я прошёл чуть ли не пешком от Молоканки до Покровки, где начинается Амур. На этот раз я не достиг Хирхиры, городище, некрополь, каменоломни были рядом, но лил ливень.
Стоя на берегу разлившегося Урулюнгуя и смотря на необозримые просторы, потрясающие воображение плотность и густоту разнотравья, я спросил у сопровождавшего меня молодого бурята-шахтёра, работающего на предприятии, добывающем уран:
- Есть ли тут фермеры, кто здесь пасёт скот?
- Да, есть тут один фермер. Кажется, азербайджанец…
17 августа 2022 года. Урулюнгуй.
Помочь: РФ, тлф +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223,
Туслаач: MN, утас +97680306207, Хаан Банк 541 912 0465 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Вся степь - монгольская история.