1 марта
То, что я называл ОРВИ и ангиной, оказался ковидом. Тем самым. Валялся дома дня три-четыре, не понимал что происходит со мной. То проваливался в бездну, то выбрасывало наверх. Весь в поту. Школа и внук, 10 лет. Там болели учителя, ученики. Внука отправили к родителям, в город. Тест показал, что у него ковид... Но мне никто об этом не сообщил. Естественно, заболела и моя жена.
Начал, дурак, то есть я, лечить ангину люголем. А у меня всё мощно: столько набухал на гланды люголя, что пошла кровь. Испугавшись, начал звонить друзьям и врачам, те срочно рекомендовали ехать в Агинское, в больницу. Консилиум собрали:)) Там и выяснился ковид. Теперь лежу, лечусь. Уже третий или четвёртый день. Отовсюду несут передачи, но их принимают выборочно. Килограммов шесть мяса отвергли. Правильно, лечиться легли, а не жрать...
Вокруг из смартфонов - Украина, Россия и т.д. и т.п, о чем велено не говорить. То есть ЭТО есть, но говорить о нём нельзя, а если говорить, то по-другому. Впрочем, ничего удивительного: так было всегда, теперь только усугубилось, а местами прорвало, потекло, обнажилось целиком.
В общем, надо лечиться. Всему миру надо лечиться.
2 марта
Фейсбук закрыли, наверное, закроют и все остальные дразнилки гусей. Между прочим, правильно, но VPN проскочит через все запреты. Если что-то пишешь, то - пиши для пользы, особенно, комментарии. Кому нужен эксклюзивный срач всяких болтунов. Если за Словом нет Дела, то всё остальное блевотина и вторичный продукт, где никто не узнает, что было первичным, то есть - говно.
3 марта
Предлагаю установить в палатах больниц нормы децибел, а звук смартфонов не включать. Больных много! Не для развлечений и политики.
4 марта
Не пускайте в сознание ни одной плохой мысли, ни одной матерщины, враждебной тональности, лжи и т.д. Берегите себя от тупости, глупости и лжи. Помните, все мы люди, берегите честь нации...
* * *
Не надо безумствовать вместе со всеми: наше время для обретения ума и бесповоротного развития...
* * *
Цены, наверное, взлетают. Издание книг станет мечтой. В общем, пора проситься на выписку. Вряд ли теперь я заразный. Как там мои заказчики? Надо выписываться и отправлять заказы в печать. Иначе цены перевалят за шестизначные цифры.
5 марта
Друзья! Не разрушайте организм стрессом, отрывайтесь недосягаемо от злобы и дикости. Ума и здоровья всем! Берегите честь нации.
* * *
У бурят-монголов очень много важнейших тем, которыми мы обязаны заниматься ради развития своего народа. Другого пути, кроме развития, не бывает. На этом пути нет стресса, но только благо.
* * *
Где бы ты ни был, среди кого бы ни находился, чтобы ни испытывал, молчи, ни с кем не спорь и думай, думай, думай... Не вступай ни с кем в споры. Тогда и будет все хорошо.
6 марта
Прибыл из больницы. Последние четыре дня жил при включенном смартфоне однопалатника, где звучали сплошная матерщина, дикий хохот и политика.
Слабость, чувствую, будет ещё долго. Главное: начать работать. Мир не изменился, он всегда был таким. Надо ещё раз понять это и отгородиться, как и всегда, от бессмыслицы, матерщины, пьянства, курева, лжи, обмана, всезнайства и т. д. и т. п. Работа может быть только там…
7 марта
Как и всегда обнадёживает О. Мандельштам:
* * *
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.
1914
8 марта
С праздником! Здоровья и Спокойствия!
(Что ещё можно пожелать в наши дня?)
* * *
Не тратьте время: не стучитесь туда, где понимают только себя.
10 марта
Уважайте себя и свои умственные способности. И - возможности.
11 марта
Утомляет матерщина развитых людей в информационном пространстве...
* * *
Вдруг откуда-то зазвучал подзабытый голос А. Галича:
Съезду историков
"Предполагаемый текст моей предполагаемой
речи на предполагаемом съезде историков
стран социалистического лагеря, если бы
таковой состоялся и если бы мне была оказана высокая честь сказать на этом съезде вступительное слово"
Полмира в крови; и в развалинах век,
И сказано было недаром:
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»
И эти звенящие медью слова
Мы все; повторяли не раз и не два.
Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель Олег
Отмстить нашим братьям хазарам!..»
Приходят слова и уходят слова,
За правдою правда вступает в права.
Сменяются правды, как в оттепель снег,
И скажем, чтоб кончилась смута:
Каким-то хазарам какой-то Олег
За что-то отмстил почему-то!
И этот марксистский подход к старине
Давно применяется в нашей стране,
Он нашей стране пригодился вполне,
И вашей стране пригодится вполне,
Поскольку вы тоже в таком же… лагере,
Он вам пригодится вполне!
1972 год.
12 марта
СТЕНА ПАМЯТИ БУРЯТ-МОНГОЛОВ будет продолжена и дополнена семейными преданиями.
13 марта
Пока мы живы. Берусь за более чем 400-летнюю историю бурят-монголов в Байкальском регионе... Самое время зафиксировать. На самом деле этой темой я занимаюсь давно. Стена памяти бурят-монголов тоже войдёт в один из томов.
14 марта
Бурят-монголам нужна познавательная документалистика, раскрывающая их историю, а не художественное воображение авторов без доказательной базы, умножающее споры и не способствующее развитию современного человека.
Более 400 лет бурят-монгольский народ развивается на территории Байкальского региона как часть Российской империи, Союза Советских Социалистических Республик, Российской Федерации.
Никому не дано знать каким будет следующий ход истории, но независимо от этого мы обязаны зафиксировать историю нашего народа для современников и потомков и создать для них единое историческое, интеллектуальное и духовное пространство.
Такой фиксации истории у бурят-монголов ещё не было, но она должна быть, как и у многих народов мира, ибо напрашивается современностью и необратимым процессом жизни.
15 марта
Вспомнилось стихотворение десятилетней давности. Такие строки могут быть написаны в любое время: история наталкивает.
* * *
О чем молчится, человече,
В какую ты стремишься даль?
Когда вокруг бушует вече,
Знать, будут сеча и печаль…
Ты с миром этим связан кровно,
Меняясь в сути и в числе,
Один из множества и ровня
Всему живому на Земле!
Живи и здравствуй, человече,
Не меркнет свет твоих очей.
Трава растет, где билась сеча,
Не помня жертв и палачей…
02. 10. 2012 г.
* * *
Адун-Шулуун - природный и исторический комплекс. Мир хамниган и хори-бурят, каждая падь, высота, нагромождения камней имеют свои названия. Но почему этих названий нет в рассказах сотрудников Даурского заповедника? Откуда и почему появились эти дикие и бездушные названия - "Дед", "Каменная баба", "Поверженные драконы", "Привал", "Хамелеон"? Это места, где бывала Бальжин-хатан, где случались легендарные битвы. Здесь жили вольные и воинственные племена... В памяти название "Алтан эмэл" - Золотое седло... Что за бездушие и бесталанность сменили мир хамниган и хори-бурят, полный красочных описаний, древних песен и сказаний? Об этих местах писал Фёдор Бальдауф:
...Там великан Адун-Челон
Своими вечными скалами
Стремится слиться с облаками;
Там блещет озеро струями;
Над ним кружат станицы птиц;
Табун игривых кобылиц
На скатах там холмов гуляет;
Здесь горделиво сын степей -
Верблюд горбатый выступает,
Там ходит стая журавлей,
Здесь в море солнечных лучей
Весёлый жаворонок порхает,
А там, усевшись на бутан,
Лукавый хитрый табарган
Проезжих свистом окликает…
Степь Приононья - это седая старина, Родина древних племён, гуннов и монголов - наших великих предков. Почему не звучит эта история сегодня? Как можно так бессовестно относиться к своей истории, что ни одно настоящее название на имеется в памятках туристов?
Старые названия ещё помнит житель села Лаха Гончик-ахай Галсанов. Ему уже за 80 лет. Завтра поеду к нему и запишу с его слов все названия. Пока не поздно...
* * *
В Бурятии вспомнили о С.Д. Бухаеве. Я хорошо знал Сергея Дмитриевича Бухаева, дружил с ним. Некоторое время мы с ним даже работали в одной из районных газет Читинской области... Помню. Слышу его голос. Печаль моя светла.
16 марта
Думаю о бурят-монголах, нашей истории, степи, современниках. Перечитываю стихотворение 2018 года.
Засуха
Ожившими агатами покрыта,
Белеет степь кристаллами давно.
Остаток океана неолита
Зной испаряет, обнажая дно.
Сухую чашу неба опрокинув,
Двадцатый год ласкает суховей
Обветренные скулы боржигинов.
В горах Хэнтэя не было дождей…
Замолкли в небе птичьи переливы,
И русло превращается в овраг,
И, осыпаясь, рушатся обрывы,
Сама земля, как дремлющий очаг
Неумолимо тлеет под ногами,
Пожухнув, завивается трава.
Невыносимо стать в степи врагами,
Не лопнет лук - порвётся тетива.
Белеет даль, дымясь под небесами.
Неясный гул, как память о воде.
Сверкая, оживают знойно камни,
И умирают вести о вражде.
Но где-то есть цветущие равнины
Обилие травы для лошадей.
Сбираются в походы боржигины.
В горах Хэнтэя не было дождей…
9 июля 2018 года.
* * *
Утром отправился по правому берегу речки Борзя до города Борзи. Это 70 километров. Родился я на берегу речки Ималка, жил у речки Борзя, на берегах Онона, у Торейских озёр. Всё вокруг знакомое и родное, известен каждый уголок, тем более - история. Это места древних кочевых народов, их каганатов, зарождения Монгольской империи. Всё вокруг пронизано историей Востока, здесь камни пахнут древностью… Я ходил по этой степи с малых лет.
В общем, побывал в Борзе, отправился уже по левому берегу обратно: в Шерловую Гору, потом в Приозёрное, Тасырхой, Лаху, смотрел издали на Адун Шулуун, вспоминал рассказы о живших когда-то здесь людоедах, пещера которых известна местным жителям. Конечно, в памяти звучали стихи Бальдауфа, тайная история монголов…
Деда Гончика, с которым я хотел поговорить, дома не было. Оказывается, недавно они с бабушкой переболели ковидом, теперь их увезли в Читу. Домой приедут по теплу. Им за 80 лет. Ещё бодрые. Но ковид…
Буду ждать… Гончик-ахай работал табунщиком, знает степь до монгольской границы и, конечно, далее. Каждую сопку, падь, природные памятники, исторические сказания, были и небылицы. Пишет стихи на бурятском. Таких людей сегодня, практически, нет. Сплошная скука и бессмыслица. Вот Гончик-ахай... Дождёмся тепла.
* * *
Телевидение поражает мозги даже если их нет.
17 марта
Буряты, желающие похудеть, должны вспомнить, что «Тарган табан үдэрэй», в смысловом переводе на русский язык звучит, примерно, так: "Жировые отложения на пять голодных дней".
* * *
Может быть, в связи с последними событиями, но всё чаще вспоминается стихотворение 2017 года:
***
На улице райцентра, у раймага
Старик читает серую газету.
Он нищ и пьян. И буквы на бумаге
Ведут его, дрожа, по белу свету.
Но видит он за каждым словом - слово,
(Быть может там решение Совета?),
Он сохранит газету внукам снова…
Не зная, что им не нужна газета.
Они давно в пучинах интернета,
Им гаджеты, конечно, лучше книги,
Им гаже гадов Думы и Советы,
Политика и прочие интриги…
Они живут давно за океаном,
Богаче, может, нашего района,
И утешают плоть Аристофаном,
Переходя на Публия Назона…
Но дед им отправляет бандероли,
Исправно шлёт районные газеты.
И в письмах говорит о Мотороле,
А также о решениях Совета…
8 марта 2017 года.
18 марта
Своя национальная тема всегда важней темы других национальностей, ибо мир это - непрерывное развитие и конкуренция.
20 марта
Своя тема, как и всё своё - свой народ, язык, своя земля, всегда ближе чужих тем, ибо ты никогда не станешь другим... Вот почему надо развивать СВОЮ ТЕМУ.
* * *
Время не выбирают, но оно проявляет всех. Каждый выбирает свою среду обитания..
21 марта
Счастье человека - в заботе о счастье других. По большому счёту, ничего иного не дано.
22 марта
Вариант всегда один: либо народ развивается, либо исчезает.
23 марта
Никогда не возвышай над другими ни себя, ни свой народ.
24 марта
Пространство бурят-монгольского мира - не только современные административно-территориальные единицы, имеющие отношение к бурятам - Республика Бурятия, Агинский Бурятский или Усть-Ордынский Бурятский округа, но ареал, выходящий за границы Байкальского региона, где во многих местах всё ещё звучат названия на разных диалектах монгольских народов. Кстати, эти названия надо не только сохранить, но и обновить, дать им прежний смысл и звучание, возвращающие потерянную идентичность. Это же относится ко многим и многим бурятским именам и фамилиям.
В пространстве бурят-монгольского мира, одном из самых живописных экосистем планеты, современные административно-территориальные образования бурят выглядят шагреневыми лоскутками, в рамках которых десятилетиями созревает и тщетно бьётся этническое сознание современных бурят, не находя выходов, хотя выходы всегда рядом.
Прежде всего, надо выйти за пределы национальных образований, шагнуть за его границы, увидеть, прочувствовать и осознать весь Байкальский регион, а далее - остальной мир, в котором ещё жив, красочен и наш, бурят-монгольский мир. С востока на запад: от берегов Аргуни, которую когда-то перешли хори-буряты до Забайкалья, Ольхона, Прибайкалья и соприкосновения с Красноярским краем, где живут бурят-монголы, принадлежащие к хонгодорам, булагатам, эхиритам. На этом пути - великое множество родов и племён, день за днём теряющие свою идентичность.
Мне этот путь знаком с юности…
В этом же пространстве живут бурят-монголы и близкие им народы, никогда не жившие в административно-территориальных образованиях бурят-монголов, сохранившие свою идентичность, но никогда не знавшие тюрем этнического сознания, а потому осознающие возможность обновления бурят-монгольского мира на современном этапе его развития. Историю и современность бурят-монгольского мира надо изучать и показывать обществу в его историческом ареале, а не в границах национальных образований. Только в этом случае возможно расширение этнического сознания.
Пока мы не подведём и не зафиксируем документально, в нескольких томах, итоги более чем 400-летнего миксера разных племён под общим названием «бурят-монголы» в Байкальском регионе, делать выводы и думать о каком-то самостоятельном развитии своего сознания весьма проблематично.
Именно такой работой я и занят в последние два года, а потому снова собираюсь в путь.
25 марта
Не отвлекайся: время «обеда», когда дорога твоя «ложка», наступает всегда.
26 марта
Мерь и верь по словам и делам, исходящим от совести и на благо ближнего. Остальное - обман.
27 марта
Чем слушать всякий бред, слушай Моцарта, Бетховена, Баха...
29 марта
На планете много национальных миров. Каждый из них живописен и животворит. Это большая и радостная тема, требующая уважительного отношения и понимания. Помните строки Б. Пастернака: «И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность, когда в ней не видать ни зги». Для человека, не являющегося от рождения членом какого-либо национального мира, тема его всегда будет оставаться неизвестностью, а потому, открывая тему, он обязан «прятать в ней свои шаги», ибо он всё равно не видит ни зги.
Вот почему я не терплю комментариев членов других миров в своих постах о бурят-монголах. Такое ощущение, что за тобой постоянно наблюдают и пытаются корректировать, советовать, поправлять люди, которые ничего не понимают. Пусть даже и дружелюбно, но это издержки совершенно другой истории, которую я хорошо знаю, хотя желал бы вовсе не знать. Но такое знание - большая и очень нужная наука, а потому как бы горько ни было мы обязаны знать эту науку… Конечно, есть общемировая тема, где все люди равны, где приятно общаться, узнавать, развиваться. Более того, прекрасно быть гражданином мира, к чему мы все, может быть, и стремимся или придём.
Тема национального мира важна для развития именно этого мира, для его выхода и общения с другими людьми на общемировом уровне, это разговор между собой, в своей семье, в своём доме, где присутствие других не корректно…
* * *
Одна культура может обогатить, другая - обездолить. А если нет выбора?
* * *
Стыд - признак развития, стыд за другого - признак высокого уровня развития.
30 марта
Женщина, видимо, преподаватель из Греции написала мне: "Уважаемый Виктор, а вы знаете, что я в Греции то и дело цитирую одно ваше стихотворение? Я его прочитала еще студенткой, в одном сборнике поэтов Забайкалья. Там были слова: "Я, двуязычный, становлюсь двусердным...". Ну так вот, эти строки очень подходят к моей сегодняшней жизни и их знает от меня почти весь остров Крит!
Olga Filellinida Polioudaki"
* * *
Никогда не сомневался, что предки бурят некогда жили во Внутренней Монголии, а потому интерес к этому региону у меня всегда повышенный. Теперь на родине моих предков, где морозы сравнимы с забайкальскими, выращивают виноград и выдерживают вина разных сортов, которые уже соперничают с европейскими. Достигнет ли до нас винная культура современной Внутренней Монголии?
* * *
Говоря о Внутренней Монголии и своих предках постбайкальского периода, буряты должны представлять Северную Юань периода Даян-хана (1464-1543). Это территория во времена могущества Даян-хана расширилась с юга на север от Хуанхэ и Ордоса до Байкала и тундры, а с востока до запада от Маньчжурии до Алтая и степей Средней Азии.
На этой территории живописной экосистемой представляется современный Байкальский регион, где, начиная с XVII века, начал формироваться бурят-монгольский этнос, предки которых входили в тумэны Северной Юани.
* * *
Без бумажки ты букашка… На днях вспомнил: цена бумаги взлетела в разы. Цены на все типографские услуги - тоже. Наверное, многие типографии закроются. Издание книг в России становится мечтой.
Проболев короной и пробыв в больнице неделю, я заторопился на выписку именно из-за взлёта цен: надо было срочно сдавать вёрстку заказа на печать. Иначе цены улетят за шестизначные цифры… Успел. Книгу печатают. Может быть, это последняя заказная книга?
Долечиваться приходится дома. Последствия от короны, чувствую, серьёзные. Надо восстанавливаться и собираться в Монголию, Китай. Смотреть типографии, цены и т.д. и т.п.
* * *
P.S. Между прочим, ковид никуда не уходит, он притих и живёт в тебе, но уже не заразный. На самом деле, поражён весь твой организм, но главных направления три: 1. Дыхательные органы, 2. Астения - психопатологическое состояние, 3. Нервное, умственное состояние. Осознай это и начинай жить заново, что тоже неплохо. Надо же когда-то начинать:))
31 марта
Говоря о других, помни: по себе погонишь - не ошибёшься. (Ещё круче и точнее - х.. ошибёшься!)
* * *
Завтра день рождения Н.В. Гоголя. Читайте Гоголя, обогатитесь!
* * *
Оказывается, сам того не зная, познавательную историю бурят-монголов пишу давно. Настала пора группировать, систематизиировать, переписывать, дописывать, писать заново. В общем, работать и думать. Возвышенно и углублённо. Это будет несколько томов без порядковых номеров, но под единой рубрикой "Познавательная история бурят-монголов". Возможно, это будет первая такая работа. Кто бы помог финансами, хотя бы на дорогу по Байкальском региону? Конечно, имена всех меценатов будут обозначены, должны же люди знать о сородичах, думавших о развитии своего народа.
Пока всё, как и всегда, делаю сам... Надеюсь, что сделаю. Возможные спонсоры, как и водится, вовремя замолчали:))
ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ НА ВАС! Мобильный банк - 8 924 516 81 19, VISA - 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney - 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда). Bitcoin: 8ad797ef-24a4-4f5d-9947-0782b1c8602d
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19