#Фольклор_западных_бурят #Матвей_Хангалов
Легенд и преданий, сказаний и былей у бурят великое множество. Не придуманных или даже официозных, а настоящих, живых, народных, страшных, красивых, увлекательных. Религиозные, светские, а то и просто житейские о святых, богатырях, войнах, трагедиях, победах над врагами - они бытовали в народе до недавнего времени.
Были среди них и мифы о демонах, чертях, призраках, могущие составить серьёзную конкуренциях разным ужастикам и триллерам западной кинематографии. Прекрасный мир фольклора западных бурят полон магического разноцветья и демонического сияния, где устраивает шабаши и трапезы разномастая нечисть, поют и танцуют при луне ёхор красавицы-феи и юноши. Там своё Лукоморье и свои Черноморы, ждущие своих сценаристов, а может быть и - Гоголя...
Современники должны быть благодарны учёным, всю жизнь собиравшим и оставившим нам фольклор. Один из них великий бурятский этнограф и фольклорист Матвей Николаевич Хангалов (1858-1918), труды которого обязан изучать каждый бурят, которому дорого наследие предков.
Расскажем записанные М.Н. Хангаловым предания о Му шубуун - плохой птице, женщине-демоне, бытовавшие среди западных бурят.
Первое предание
В прежнее время жил один молодой человек, который влюбился в одну молодую девицу; впоследствии они ушли в лес и жили там; потом молодой человек умер. Девица долго плакала над телом своего возлюбленного; подумав, что она перестанет тосковать по умершему, если съест его печень, она распорола брюхо умершего, вынула печень и съела ее. Вскоре после этого она умерла; душа ее, вследствие того, что она при жизни съела печень человека, превратилась в му-шубун.
Му-шубуны обращаются в разных птиц, а также принимают вид женщин; только красивые губы, длинные как клюв птицы, не меняются и остаются одни и те же, какой бы вид му-шубун ни приняла. Если кто-нибудь ночует в лесу один, му-шубун приходит к нему, обратившись в молодую и красивую девицу или женщину, и начинает разговаривать и шутить с ним, а губы при этом держит в рукаве. Она старается обратиться в ту девицу или женщину, которую любит этот человек. Если му-шубуну удается обмануть человека, она бьет его по голове своим клювом и убивает, распарывает его брюхо и съедает его печень, почки и головной мозг.
Второе предание
Один человек охотился в лесу, опоздал и остался ночевать в лесу. Он развел огонь и сидит около него; к нему подходит красивая и молодая замужняя женщина, начинает с ним разговаривать и шутить, а рукава держит у рта. Охотник догадался, что это му-шубун, и был с нею осторожен. Он послал ее за дровами. А когда она ушла, он положил около огня дерево, покрыл его своею шубою, а сам, взяв ружье, спрятался за древесным стволом. Му-шубун пришла и видит, что охотник уже спит под шубой; она осторожно подходит к дереву, закрытому шубой, вынимает из рукава свои красивые губы, длинные как клюв птицы, и бьет ими по дереву; от губ ее посыпались искры. Тогда охотник выстрелил из ружья и убил му-шубуна; она обратилась в голую тазовую кость; охотник сжег эту кость на огне.
Третье предание
В местности Хаха (ныне Хохинский род Бильширского ведомства) прежде водились му-шубуны, которые ели людей. Один тунгус (по-бурятски: хамнаган) расколол ель и в щель забил клин и около этой ели остался ночевать; к нему приходит му-шубун, обратившись в красивую девицу. Тунгус говорит ей: «Будем спать вместе! Положи свою руку в эту щель». Та положила свою руку в щель ели, тунгус выдернул клин, ель сжала руку му-шубун а, и она так тут и осталась, а тунгус ушел. Му-шубун после этого дала клятву не ходить около ели и не подходить к тунгусу.
Четвёртое предание
Со слов Василия Иванова, бурята Бильширского ведомства Хохинского рода.
Му-шубуны прежде водились в лесах около Хохинского рода. Один сильный человек Хадала поехал в лес и остался там ночевать; ночью пришла му-шубун и напала на него; Хадала начал бороться с нею и во время борьбы вырвал из-под ее левой подмышки огниво; тогда му-шубун начала поддаваться, вырвалась и скрылась. На другое утро Хадала пошел по следу искать му-шубуна, с которой боролся ночью; след привел его к яме; в ней лежит му-шубун женщина, тут же находится и муж ее. Му-шубун мужчина упросил Хадалу не трогать их, оба эти му-шубуна дали клятву не есть людей и не нападать на них. При этом му-шубун мужчина объяснил Хадале, что на людей нападают только их девицы и женщины; а му-шубуны мужчины этого не делают.
С этих слов буряты Хохинского рода уверяют, что му-шубуны мужчины их не трогают, а нападают на людей только девицы и женщины.
Если му-шубуны женщины или девицы начинают нападать на людей, то нужно произнести следующие слова:
Хадалан долон - Хадалаевы семеро
Хамнагахи найман - Хамнагановы восьмеро
Тогда му-шубуны перестают нападать на людей.
Пятое предание
У му-шубуна под обеими подмышками находится по огниву, под правою - красное и блестящее; это огниво содержит в себе жизнь живого человека; человек, борющийся с му-шубуном, не должен трогать этого правого огнива; если он оторвет его, оторвет свою собственную жизнь и му-шубун одолеет его. Под левою подмышкой находится другое огниво, сплошь покрытое слюнями и гноем; человек, который во время борьбы с му-шубуном оторвет это левое огниво, должен победить му-шубуна. Когда пытаются оторвать левое огниво, му-шубун сердится и говорит:
- Не тронь! Это худое и некрасивое.
В этом левом огниве жизнь самого му-шубуна, и потому он старается, чтоб борющийся человек оторвал у него правое, а не левое огниво.
Р.S. В обычной жизни это суеверие связано с появлением удода, которую отгоняют камнями.
Библиография:
Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.3. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.- С.25-26