Потеря языка, идентичности, отсутствие уникальной мысли и менталитета, присущих только одному народонаселению этого уникального места на планете, а также множество других причин, ведущих к деградации общества, соединяясь в неразрешимый клубок проблем и противоречий привели к тому, что Байкал стал священным только на словах и реально умирает.
Тема громадная, содержащая в себе все остальные темы, касающиеся уникальности и развития народонаселения Республики Бурятия, десятилетиями показывающему всему миру, что они не хозяева своей земли. Хотя, если строго следовать Конституции Республики, то в 1 пункте 8 статьи 1 главы сказано буквально следующее:
«1. Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории Республики Бурятия являются достоянием (собственностью) народа республики».
Это главное, но далее начинаются противоречия:
«2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Третий пункт статьи примиряет стороны, но становится уже размытым и неисполнимым, если исходить из положения второго пункта:
«3. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Бурятия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия».
О Конституции Республики Бурятия вспоминают мало и вряд ли кто-нибудь её знает, как и Конституцию России. А кто знает, тот и трактует их, как вздумается. Обращает на себя внимание Конституция Республики Саха (Якутия), пункты которой вызывают оживлённые споры до наших дней. Например, в 2015-2016 годах обсуждали следующее положение Конституции Республики:
«1. Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит её многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения коренных народов Республики Саха (Якутия)».
Если «Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на территории Республики Бурятия являются достоянием (собственностью) народа республики», то вся «Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит её многонациональному народу и является исконной землёй традиционного расселения коренных народов Республики Саха (Якутия). В первом случае «достояние и собственность» в скобках, во-втором - принадлежит, ибо вся территория исконная.
В общем, нормативно-правовые акты надо тщательно изучать, применять, требовать их исполнения, ибо с властью и государством возможно говорить только языком закона, более того - желательно самим создавать такую власть и такое государство, законы которой однозначно, действенно и результативно берегут, охраняют и благоустраивают единственный дом человека - его планету. Язык дискуссий и эмоций никаким образом не сделает Байкал священным, но только приведёт к состоянию, при котором уже надо спасать то, что осталось. Но - мир спасёт красота, стимулировать рождение законов о защите планеты и Байкала, может только искусство, главное из которых - поэзия.
А пока можно говорить об удручающем уровне сознания народонаселения и руководителей не только Республики Бурятия, но и всей России. При существующем уровне развития поверить в мероприятия по спасению Байкала практически невозможно, как и в то, что когда-нибудь:
- Люди отойдут от берегов Байкала на определённое научным сообществом расстояние, забрав все промышленные и другие предприятия вместе с туристическими базами и тем, что хоть как-то намекает на праздное времяпровождение людей у берегов озера. При этом у побережий остаются только населенные пункты с коренным населением.
- После таких действий государство создаст вокруг Байкала несколько колец защиты (обороны) с разными уровнями ограничений и рекреационных зон, последняя из которых, по условиям нахождения в ней, будет тождественна с условиями нахождения в Швейцарском национальном парке, где даже голос человека ограничен соответствующими природе частотами и децибелами.
- До этих комплексных работ все мероприятия по спасению Байкала останутся пустой болтовнёй и явным обманом.
- Люди должны осознать, что помимо повседневных дел и промышленной деятельности у них есть множество самых необходимых забот. Например, очищение мирового океана и загрязнённых водоёмов, оживление пустынь, разумное и полезное использование мусора и всех своих отходов, в которых уже задыхается планета и сам человек.
- Человек - уже не первобытный варвар, а высокоорганизованное существо, создающее сложнейшие технологии и могущее возродить и создать что угодно для своего процветания. Цель деятельности человека - превращение любого уголка планеты в комфортный и прекрасный рай для всего живого.
- Люди не делятся на плохих и хороших, планета не делится на святые и не святые места. Как это понять? Надо осознать собственное существование, загнанное в тюрьмы шаблонов мышления. У каждого режима свои шаблоны
Но возможна ли сказанная выше фантастика на практике? Кто и как пытается выйти из существующих тюрем сознания и развить серьёзную, живую, мысль в окружающей среде?
Для ответа перейду к экологическому фестивалю поэзии, авторской песни и литературного перевода «Священный Байкал», который прошёл в Улан-Удэ и на берегу Байкала с 24 по 28 сентября 2021 года. Там была сделана попытка осознать уровень своего мышления. Почти всякое сборище людей попытка такого осознания.
Главный итог - фестиваль состоялся. В Улан-Удэ объединились поэты, исполнители песен, переводчики из Москвы, Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия. Помимо приглашенных было много приехавших по своему желанию и на свои средства.
Впервые в столице Республики собралось множество профессиональных и непрофессиональных литераторов, хотя в наши дни отличий между ними нет. Каждый сам себе режиссёр и сам себе Пушкин.
Суету и сутолоку фестиваля описывать нет смысла. Тем более, что у собравшихся на руках не было Программы проведения мероприятия. Это первый и, наверное, главный прокол организаторов, которые, может быть, пренебрегли опытом проведения фестивалей и форумов в других регионах. Тем более, что они участвуют в них.
Все ошибки уменьшаются в размерах на фоне состоявшегося фестиваля, значение которого неудержимо возрастает при слове - впервые. Вместе с этим возрастает роль и значимость организаторов. Победителей не судят. Далее возникает уверенность в том, что проявившиеся ошибки будут учтены при организации следующих фестивалей.
На моей памяти, а это более сорока лет литературной деятельности, в Бурятии не было литературного праздника, каковые существуют во многих регионах России. Обычно, в этих случаях принято говорить о «Забайкальской осени» Читы, проводимой в течение 56 лет, «Сиянии России» Иркутска, существующей с 1994 года. Теперь появилась уверенность, что литературным фестивалем Республики Бурятии станет «Священный Байкал», взявшей старт с 24 сентября 2021 года.
Но, если в Забайкальском крае, Иркутской области и других регионах России литературные фестивали десятилетиями проводятся по накатанной бюджетной колее, госструктурами, с заметным вливанием финансов, то в Республике Бурятия мероприятие было проведено благодаря энергии и энтузиазму активной части писательского сообщества. В этом особенность и сила "Священного Байкала". Это новое явление в литературной жизни Сибири и, может быть, России. Руководству Республики Бурятия несомненно повезло с таким активом...
Организаторами фестиваля стали, если не ошибаюсь, не писательские или журналистские организации, а группа активных литераторов, мобилизующей силой которых стали поэты Сергей Сындуев, Анна Банаева и Светлана Нестерова. Именно они привлекли к участию в празднике часть писателей Бурятии и их руководителя Сергея Доржиева. Ответ на вопрос - почему в этом чрезвычайно нужном, сложном и трудновыполнимом при организации мероприятии участвовала только часть писателей Бурятии - вызовет бурю эмоций, показав нелицеприятную сторону литературной жизни Республики. Краткие впечатления об этой стороне я смягчу во второй части статьи.
Между тем опытному человеку организационная часть мероприятия предстает чрезвычайно трудной и сложной. А если учитывать, что в начале процесса у организаторов не было ни копейки денег, то вообще невыполнимой. Но фестиваль состоялся и длился четыре дня! Прошли семинары, на берегу Байкала участники фестиваля пели песни и читали стихи на разных (!) языках: русском, бурятском, татарском, китайском, армянском. Каждая строка была посвящена Байкалу, его славе и спасению.
Сегодня очевидно, что Байкал, как и саму планету, надо не спасать, а оборонять от человека!
Надеюсь, что об этих незабываемых днях вспомнят и напишут все участника праздника, а организаторы скажут о спонсорах. Поимённо и пофамильно. Думаю, что каждый из них достоин серьёзного материала. Ведь у всех была единственная цель и мысль - спасение Байкала, что невозможно без пробуждения сознания народа.
Кто, кроме людей искусства, способен выполнять такие задачи? Тема Байкала и экологии вообще - общереспубликанская, общероссийская, общепланетная, перед ней меркнут все остальные задачи. Что на Земле может быть не священным?
Конечно, мероприятия, которые я обозначил в начале статьи, выглядят невыполнимыми и фантастичными, но других путей спасения Байкала нет. К этому долгому пути призывает прошедший фестиваль, который на первом этапе станет обязательным для многих и многих людей искусства, где никогда не было и не будет общего мнения.
Нет, конечно, единства и в творческой сутолоке Бурятии. Особенно это заметно среди писателей. Перед выездом я звонил трём из них, один был вообще против фестиваля, второй - не знал о фестивале, третий - организовывал фестиваль. Такое отношение даже не удивительно, оно скорее неприятно, ибо литературный процесс в информационном пространстве национальной Республики имеет прямое отношение к развитию общественного сознания, каковую и ставил прошедший фестиваль «Священный Байкал». Любая неприятность - помеха для мечты, могущей стать реальностью.
Ах, зачем вы так нервны?
Разные примеры могут возникнуть в памяти, когда человек попадает в самые ненужные и нерезультативные события. На этот раз таковым для меня оказалось собрание части писателей Бурятии, на которое меня пригласили. А потому взгляд мой со стороны и не претендует на какое-то знание ситуации, хотя писательское сообщество Республики известно мне с давних пор... Вместе собрания был показан скандал, обычный на писательских сборищах, но усугубленный тем, что участвовали двуязычные писатели. Пишущие на бурятском и русском языках. Так сказать, маленький Вавилон, где говорящий не понимает слушающего и наоборот. Тут возникает герой А.М. Булгакова, досадующий: «Ах, зачем вы так нервны!» и утверждающий, что «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу».
Серьёзные люди не скандалят, но дискуссируют, спорят, ибо спор - это разговор на равных. Мудрые люди считают, что ни одна спорящая сторона не может быть правой, ибо это спор. А практичный добавит: лучше наломать дров, чем вообще не иметь их.
Сначала обвиняли руководителя Байкальской писательской организации Сергея Доржиева, хотя, на мой взгляд, все руководители региональных писательских организаций, существующих, как общественные - мученики и подвижники, деятельность которых должна вызывать соболезнование. Более того, каждый из них заслуживает особой благодарности только за то, что согласился руководить организацией в невыносимых условиях. Им надо памятники ставить.
Но, как уже сказано выше, «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу», хотя несение креста не может быть ни хорошей, ни плохой, оно - невыносимо, особенно когда крест не свой.
Отсюда у любого нормального и практичного человека должна возникнуть бредовая идея о создании организации, которая была бы выгодна всем писателям. Но рассчитаться на «первый и второй» писатели никогда не смогут, ибо каждый из них раз и навсегда для себя - первый, и его отсебятина принадлежит только ему. Механизмы регуляции самооценки и взаимоотношений в нашем случае работают слабо или вообще не действуют. Создание организации должно быть инициировано сверху.
Для республики наиболее практичный, а потому единственный, путь: следовать в фарватере государственной политики и государственных организаций, каковой для литературы был и остаётся Союз писателей России. Этот Союз, как и все альтернативные союзы, становится платным. Союз писателей России в литературном пространстве страны, как Единая Россия на политическом поле со всеми вытекающими из этого статуса выводами. Вполне возможно, будет иметь государственную поддержку, а для более крепкой привязи и надёжного поводка - добавку к пенсии, стипендии и другие виды материального стимулирования, обеспечивающие успех дрессировки. Всё это работало в стране Советов, где писатели выполняли роль идеологического спецназа по внедрению в массы советов. Очень даже может быть, что система эта возродится очередным фарсом под ликующее "Ура!" возбуждённой армии писателей.
Ничего страшного. Всем надо есть, а регионам жить. Времена не выбирают, в них живут и умирают...
Естественно, как и всякая организация в стране, в прошлом и сегодня Союз писателей и его отделения - сплошные интриги, подвохи, подсиживания, где круто замешаны не самые лучшие человеческие страсти и качества. Надежд, что ситуация будет лучше нет, но работать, как показывает опыт, можно в любых условиях.
Хороших условий, как известно, не бывает, их надо создавать.
Стать членом Союза писателей России - вожделенная мечта многих и многих литераторов, особенно тех, кто не имеет понятия о профессиональном литературном труде, обладании огромной базой элементарных и не элементарных знаний об истории и современности искусства, не говоря о мировой истории, истории культуры, а также теории стихосложения, прозаических текстов и литературоведении. Более того эта категория людей не участвует в литературном процессе страны, их произведения совершенно не соответствуют требованиям серьёзных изданий и сайтов, вызывая лишь недоумение по поводу уровня сознания в регионах. И тут оказывается, что дело в престиже регионов, который являют эти люди какими бы яркими нарядами они не поражали воображение. Провожают-то всегда по уму. Но не тут-то было. Теперь именно эти наряды, к удивлению многих, становятся в последние десятилетия
членами Союза писателей России (раздел "Критика), а также всех
альтернативных союзов. Некогда на всю Россию был один Пушкин, теперь вся Россия состоит из Пушкиных, если в советское время всем классом шли на фермы, то теперь - в Союз писателей России...
В серьёзные творческие Союзы принимают по уровню профессионализма, есть специальные критерии и требования, процедура голосования и приёма. «Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом сможешь писать так, как хочешь, все будут уважать тебя», писал в своих заповедях Сальвадор Дали.
Когда новоявленные деятели литературы покажут свои произведения, написанные в классическом стиле (грамотно!!!), когда станет понятно, что они изучали теорию стихосложения, знают историю мирового искусства, свободно владеют не только орфографией, грамматикой и синтаксисом своего языка, но амфибрахием, анапестом, дактилем, ямбом, хореем, теорией и практикой национальной литературы и прочими премудростями, а то, чем они занимаются, следует только после этих навыков и знаний, являясь их совершенствованием, только тогда можно вступать с ними в разговоры и отнестись с должным вниманием к их творениям.
Без явного наличия всего этого никакого разговора, особенно спора, с такими деятелями, которые пытаются удивить мир неуклюжими вывертами и какими-то особенностями свободного стихосложения, на что падки неучи и невежды, быть не может. Главное отличие их не в присутствии каких-то особых знаний и традиций, на что они пытаются намекать разными способами, а в отсутствии элементарных знаний, что не даёт никаких шансов для развития и участия в литературных процессах.
Кстати, мой опыт подсказывает, что людям, занятым стихосложением на бурятском языке, надо изучать труды Гунги Очировича Туденова, особенно его диссертацию по бурятскому стихосложению, которую он защитил в 1956 году. Только начав учиться, человек может осознать своё ничтожество, откуда начинается путь к его величию...
Далее. Недели через две после фестиваля тлеющая под пеплом былого литературного процесса неприятность и неприязнь друг к другу вспыхнула в писательской среде Бурятии с новой силой. На этот раз в социальных сетях. В дыму нового пожара проявились старые участники, к ним добавились и другие. В общем, ком растёт на глазах и, может докатиться до судебных разбирательств. Сражались за профессионализм. Участвовали члены и не члены Союза писателей России, хотя в этой теме они не должны были соприкасаться по причине того, что сидят и чирикают (изрыгают огонь или что-то другое?) на разных шестках и насестах соседствующих курятников, где всё ещё живут по правилам: уклониться от верхнего, клюнуть ближнего и обгадить нижнего.
Гуманитарщина в отличие от точных и естественных наук - сплошная отсебятина и предлагает бесконечность мнений, которые невозможно доказать экспериментальным путём. Стоит ли им придавать значение? А сдвиг по фазе в российском обществе настолько очевиден, что даже ненароком взглянуть на человека опасно: адекватно ли он воспримет?
Из новой перепалки я сделал вывод, что в Агинском Бурятском округе достаточно членов Союза писателей России и талантов для того, чтобы создать своё региональное отделение Союза писателей России. В Москве любят платежеспособных и послушных членов, но дело не в этом, а в писателях Аги, литературное объединение которых должно быть реорганизовано в региональное отделение Союза писателей России. В регионы будут приглашаться не отдельные люди непонятного статуса, а солидная делегация писателей Аги. Это надо было сделать ещё при И.Д. Кобзоне, горячие головы Аги давно были бы признаны на мировом уровне и почивали бы на никому неизвестных Олимпах, недосягаемые для споров с другими...
Разговоры о создании в Агинском Бурятском округе своего регионального отделения Союза писателей России витают давно. Думаю, что настала пора перейти от слов к делу, ибо кворум, по-моему, достаточный. С возникновением своего отделения в Агинском споров среди писателей станет меньше, а в Бурятии писатели урегулируют свои отношения созданием Бурятского отделения Союза писателей России, где будут русскоязычные и бурятскоязычные группы (бывший Байкальский Союз писателей).
Будет ещё лучше, если у каждого отделения появится свой журнал или альманах, а собственное здание Союза писателей возвеличит любой регион и укрепит его статус на общероссийском пространстве.
Тем не менее должен сказать, Союз писателей России, хотя и правящая, и поддерживаемая государством организация, но она самая неуклюжая, с явными признаками поедания мухоморов имперского шовинизма и специфическими тараканами в головах, отставшая от времени, как и все провластные, структура, а потому я бы рекомендовал своим друзьям из региональных отделений СП России сотрудничать со всеми
альтернативными союзами, где наиболее приемлемые и выгодные условия для продвижения своих произведений.
Ничего зазорного в этом нет, важен результат.
Работы у творческой интеллигенции Бурятии много, особенно у её мобильной и активной части, проявившей себя организацией фестиваля "Священный Байкал". Не использовать такой потенциал и его энергию было бы серьёзной ошибкой руководства Республики. Наивно полагать, что неожиданно станут работать ленивые и нелюбопытные писатели, тормозящие любые процессы. Никто из сегодняших писателей не будет трудиться, как некогда трудились - Даширабдан Батожабай, Хоца Намсараев, Жамсо Тумунов, Исай Калашников, Цырен-Дулма Дондокова, Дондок Улзытуев и целая плеяда талантливейших писателей Бурятии. Может быть, природа, как говорится, сегодня отдыхает на потомках великих. К чему тогда споры? Одно великое произведение может вывести Республику на очень серьёзный уровень. Но где такие произведения и такие авторы?
Между тем, нет никакого сомнения, что в недрах общества созревают серьёзные таланты, соединившие в себе мысль Востока и Запада, и эта мысль в недалёком будущем может стать сильнейшей в мировом пространстве. Именно к этому ведёт вся многовековая история Байкальского региона. Будут ли эти люди членами каких-то союзов уже не важно.
Начало этой мысли уже есть. Найдите в сети поэтов, журналистов, музыкантов, выходцев из Байкальского региона, свободно работающих в пространстве мирового искусства, журналистики, науки. К сожалению, мне известны только некоторые из них - Лев Хунданов, Александр и Сергей Шаракшанэ, Баир и Дарима Шагдарон по отцу и Шалтыковы по матери, особенно интересна линия Шалтыковых. Несомненно, что есть ещё множество других имён.
Современное состояние писательского сообщества Бурятии, как и все предыдущие, только одна из стадий развития культуры и литературы национальной Республики и Байкальского региона.
Зачастую положительное рождается как противовес отрицательному, взлёт возможен только против ветра, истоков не достичь по течению, они всегда против течения. Жизнь в понимании нормального человека - это баланс между добром и злом.
Далее и более откровенно. Если всякие организации, особенно так называемые творческие союзы, только тормозят развитие и деятельность свободных художников и фрилансеров, каковым являюсь я сам (отказался от всяких союзов и партий), то упорядоченная творческая организация для целенаправленной работы в информационном пространстве национальных образований, в нашем случае Республики Бурятия, просто необходима.
То есть такая организация нужна, в первую очередь, Республике, её руководству, которая обязана дорожить таким достоянием как Союз Писателей. Ведь подлинное Отечество мысли настоящего писателя - Одиночество, куда и стремится его душа, которая и обязана трудиться. Но направить её деятельность, тем более использовать плоды такой деятельности в целях воздействия на общество и развитие региона вполне возможно и нужно. Именно этим и занимаются во всех благоразумных режимах.
В имеющихся условиях существование регионального отделения СП России - одно из условий для развития региона. Оно продиктовано общереспубликанскими и общенациональными целями, необходимостью идентификации региона в экономическом пространстве, охраны недр и окружающей среды, задачами образования, культуры, развития общества вообще. Иначе кто будет заполнять информационное пространство, являя миру статус и престиж Республики Бурятия?
Для решения этих задач и должна быть поддержана обществом и руководством Республики самая мобильная, энергичная и активная часть творческой интеллигенции, организовавшая экологический фестиваль «Священный Байкал». Других альтернатив пока нет. Спасение Байкала и развитие региона, прежде всего, в движении, мобильности, энергии...
Если такое серьёзное мероприятие, как межрегиональный экологический фестиваль поэзии, авторской песни и литературного перевода "Священный Байкал способна провести только часть писателей, то какие дела могут совершить все писатели Республики, объединившись в один Союз?
ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ НА ВАС! Счета поддержки: мобильный банк - 8 924 516 81 19, карта - 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney - 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда) Bitcoin:
qrk3u0d6q4nh8nsx5glr4dd3rgt85n4jn5e4446kk5
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19